Служение Господу в Интернете

Предуведомление. Предполагалось, что на прошедшем XXXII съезде евангельских христиан-баптистов, что недавно отшумел в Брянске, пройдет семинар, посвященный СМИ («Расширяя царство Божье посредством СМИ»). Предполагалось также, что на нем должен был выступить и ваш покорный слуга со своими соображениями по Интернет-служению. Однако случилось так, что по состоянию здоровья я не смог принять участия в съезде. А поскольку там часто «ревела буря, дождь шумел», многое переигрывалось и переносилось, и в итоге на наш семинар было отведено около часа времени. Так что даже будь я там, всего сказать бы не сумел. Однако тему «Интернет-служение» обдумывал давно, накопилось много материала. Кое-какие мысли ставил на «Кафедре», но хочется дать и развернутое изложение своих соображений. Что и делаю, рассчитывая на обычное снисхождение посетителей «Кафедры».


Интернет – новая реальность?

Русь, куда несешься?
Дай ответ!
- В Интернет.
А. Вознесенский

За последние годы появилось много трудов, посвященных Интернету. Сейчас в мире им пользуются около 700 млн. человек старше 15 лет, из них 152 млн. в США, в России – 10,5 млн. (данные на начало 2006 г.). Видимо, число Интернет-пользователей будет расти и далее, и скоро большая часть человечества будет не в состоянии помыслить жизнь без Всемирной Паутины. Уже сейчас привыкшие к Сети люди испытывают большой дискомфорт в отрыве от нее.

Интернет изменяет мир человека. И ставит новые задачи в важнейшей сфере человеческой жизнедеятельности – в сфере общения человека с Богом. Об этом мы поговорим чуть позже, а сейчас посмотрим, насколько оправданы чрезвычайно широкие претензии Интернета. Тут мнения разные – одни говорят, что Интернет кардинально меняет природу человека, другие – что человек остается в принципе тем же самым, лишь несколько увеличиваются его возможности. Одни говорят, что электронные СМИ расширяют потенциал человека, другие – что они «зомбируют» его, причем россияне большей частью придерживаются второй точки зрения: по данным опроса, проведенного «Эхом Москвы», 84% россиян считают, что телевидение оглупляет зрителей, и лишь 16% думает иначе.

Интернет, по мнению серьезных ученых, формирует новый тип человека - как говорит американский исследователь Джордж Барна, «мозаичного человека», т.е. человека, который складывает как мозаику свою картину мира из информации, добываемой в Сети. Говорят и о том, что человек становится «плоским», или «горизонтальным», ему не надо никуда устремляться, не надо даже получать образование - достаточно научиться пользоваться компьютером. Горизонтальные (сетевые) связи вытесняют вертикальные, исчезает устремленность вверх, а с нею - потребность делить все на «высшее-низшее». А это значит, что исчезает иерархия ценностей, которую венчает Бог как высшее благо, потребность в Котором тоже исчезает.

И еще: мир Сети не только «плоский» - он еще и «короткий». Сеть возникла недавно, ее мало интересует прошлое, тем более далекое прошлое (наличие в ней исторических материалов - другой вопрос). Человек Интернета соотносит свой опыт не с тем, что было давно, а с тем, что он получил из той же Сети день-два назад, максимум неделю и лишь у особенно въедливых - месяц. Людей Сети мало занимают события, произошедшие столетия назад, и даже самое главное событие, произошедшее две тысячи лет назад, ему «неинтересно» (это слово часто звучит на многих сайтах).

Мир тоже становится плоским и коротким, его представляет плоский экран монитора, на который можно вызвать любую информацию и за который нет потребности заглядывать. Этим миром легко манипулировать при помощи тех же кнопок, появляется пьянящее чувство всемогущества, ибо в этом виртуальном мире можно представить себя кем угодно. А подлинную веру в Интернете заменяют всякие суррогаты вроде New Age, того же оккультизма, восточной мистики, которые щедро поставляет уже наступившая для пользователей Сети эпоха постмодернизма.

Некоторые философы говорят, что новые информационные технологии разрушают цивилизацию. Мощность информационных потоков столь велика, что человек не в состоянии самостоятельно формировать свои представления о мире, эти потоки просто несут его, как безвольную щепку. Наш психолог А.Н. Леонтьев почти полвека назад высказал верную мысль: избыток информации ведет к оскудению души. Сейчас мы видим, как личное «я» утрачивается, СМИ приобретают громадную власть над индивидом, мир реальный вытесняется миром виртуальным, в чем некоторые усматривают верный признак вырождения человечества и подготовку к приходу антихриста. Ученые говорят, что осуществляемое через Интернет вторжение невежд в жизнь приводит к утрате способности давать научную оценку реальности, стирается грань между научным и профанным, богословы же говорят о стирании различий между сакральным и профанным.

Наиболее действенным теоретическим инструментом осмысления происходящего в сфере ИТ становится постмодернизм, который спокойно воспринимает все эти трудности, - он просто фиксирует и анализирует их, не вдаваясь в оценки. Постмодернисты говорят, что информационное общество – естественный этап развития постиндустриального общества. Оно живет в новой информационной реальности, в которой образуются новые объединения людей. Мало того, уже очерчиваются контуры некой глобальной «метакультуры», которая будет включать в себя отдельные культуры, причем эти последние вовсе не утратят своей индивидуальности. Напротив, они обогатятся, ибо при помощи информационных технологий будут взаимодействовать с другими культурами.

Но постмодернисты же признают, что человеческое «я» превращается в функцию – функцию информационных потоков. «Я» утрачивает индивидуальность, индивид становится безликим, словно штампованным, неотличимым от миллионов ему подобных, с ним легко манипулируют те, кто направляет эти самые потоки. Все это и в самом деле можно воспринимать как симптомы вырождения человечества. Для многих открытием стало появление у нас человека эпохи Интернета, столь явно обнаружившего себя в июле 2006 г., когда президенту Путину во время Интернет-общения свободно задавали вопросы, у многих вызвавшие недоумение. Это еще требует осмысления, но верно, думается, указывали, что эти вопросы свидетельствуют о десакрализации общения с властью да и самой власти.

Нельзя отрицать, что с появлением новых информационных средств человек по-иному воспринимает действительность, в том числе пространство. Способ хранения и передачи информации в значительной мере определяет интеллектуальную жизнь людей, и перемены в этих способах влекут за собой далеко идущие последствия. Раньше, если человек уезжал далеко, связь с ним прерывалась, сейчас у жителя Москвы может раздаться звонок мобильника – звонит друг из Калифорнии. Это никого не удивляет, океана между собеседниками как не бывало.

Но чтобы прийти к такому состоянию, человечеству пришлось пройти долгий путь. Передача информации начиналась с устного слова, которое надо было хранить в памяти, и были люди, которые знали наизусть «Илиаду» и «Одиссею». Когда было изобретено письмо, надобность в этом отпала – в любой момент можно было взять свиток, найти и прочитать, что нужно. Платон сокрушался: с появлением букв началось раздолье для лентяев: можно ничего не заучивать, бери текст и читай. Но хранение знаний в свитках высвободило ум человека для других свершений: появилась возможность тратить время и умственную энергию не на запоминание, а на обдумывание нового. И знания человека сделали колоссальный рывок вперед.

В ХV веке Гутенберг изобрел печатный станок, и это изменило ход истории. Печатное слово сделало информацию доступной многим, ее стало легче воспроизводить и хранить, а главное - доставлять потребителю.  До того господствовала «культура уха», когда «люди слушали и верили», на смену которой пришла «культура глаза», когда люди «читали и размышляли». Но незыблемым до сего дня остается положение Священного Писания: «вера - от слышания, а слышание - от слова Божия» (Рим 10,17). Книга очень помогла вере, первой напечатанной книгой была Библия, которая стала доступнее (до Гутенберга Библия в Европе стоила до 300 золотых гульденов – это огромные деньги).

Возник книжный мир, иногда называемый «гутенберговой вселенной». Мы все родились и сформировались в ней, она наложила на нас неизгладимый отпечаток. Заметим, что далеко не вся книжная продукция - благо. Так было с самого начала книгопечатания: многие еретические мнения, нравственно сомнительная литература, разрушительные учения тоже получили новую форму существования, и лукавый устроился в гутенберговой вселенной не без удобства. Что, однако, не может служить основанием для ее закрытия.

В гутенберговой вселенной «культура» есть нечто статичное, неподвижное. Это книга, библиотека, музей и т.п., где информация лежит и ждет своего потребителя. Ее потребление неторопливо и определяется самим человеком: от книги можно оторваться, поразмышлять над ее содержанием - и усомниться в прочитанном. При «культуре уха» возможности критического восприятия были гораздо меньшими, ибо перед звуком человек беззащитнее, чем перед буквой. Некоторые ученые выводят Реформацию и все протестантство как раз из перехода к книгопечатанию: Библия стала доступна многим, люди начали размышлять над Евангелием, глубже постигать его - и, как следствие, осознали необходимость вернуться к нему. Одновременно появилась возможность доводить до других свое толкование Библии. Реформация – в том числе и через книгу - породила новый тип личности, ведущей непрерывный диалог с Богом и в этом диалоге открывающей новые горизонты: богословские, философские и всякие другие.

Реформация и в самом деле каким-то образом соотносится с распространением Слова Божия, связь между распространением Писания и религиозными пробуждениями, скорее всего, действительно есть.  Вспомним, что и в нашей стране «Великое пробуждение» второй половины позапрошлого века приблизительно совпало по времени с изданием синодального перевода Библии в 1876 г., которым мы пользуемся по сей день. Знакомство со Священным Писанием побудило многих «жить по Евангелию» (а не «как церковь велит»). Выполнение «Великого Поручения» сделало огромный шаг вперед.

Особенно велика роль печатного слова в России, что отмечал еще Пушкин: «Нам все еще печатный лист кажется святым. Мы все еще думаем: как это может быть глупо или несправедливо? Ведь это напечатано!» У нас ловкое словцо может натворить много бед. Возможно, не так уж неправ А. Синявский, утверждавший, что Октябрьская революция победила потому, что использовала три удачных слова - «большевик», «чека» и «совет», нашедших такой отклик в народной душе.

На нашу жизнь выпало третье великое изменение в способе хранения и передачи информации – через электронный сигнал. Что очень важно и что обычно недооценивают, появился новый способ ее поиска. Сейчас исчезает понятие эрудита, библиографа – а жаль: это были уникальные люди, которые знали «где об этом написано» и «что где лежит». Им на смену пришли поисковые системы, - великое достижение, но они не украшают жизнь, как украшали эти знатоки.

Теперь информация и сама «достает» человека, где бы он ни был. Да сегодняшний человек и не бежит от нее - он уже не может жить без телевизора, без Интернета и т.п. На наших глазах осуществляется переход от застывших визуальных форм (буква, текст, неподвижная картинка) к движущимся аудиовизуальным (изображение на экране телевизора, мониторе компьютера в сопровождении звука). Новые средства дают эффект соучастия в происходящем в отдаленных уголках мира, они меняют природу восприятия информации и, как следствие, природу самого человека. Так, по крайней мере, говорят некоторые ученые. Сопротивляться движущемуся изображению со звуком еще труднее, чем просто звуку. Сейчас опять многое воспринимается на слух, что приводит к казусам: школьники, говорят, уже упоминали в своих сочинениях «Бессмертный роман Сервантеса «Тонкий ход»» (вместо «Дон Кихот»).  Звучат голоса предостережения, и надо сказать, что основания для беспокойства действительно есть. Опасность новых средств связи велика, отрицать это невозможно. И все-таки не следует спешить соглашаться с теми, кто требует вообще отказаться от новых СМИ.

Конечно, зло может пребывать на телеэкране, на мониторе компьютера, как может оно пребывать на странице книги. Но его источник - сердце человека, из него «исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф 15,18). Так было во времена Христа, так это и сейчас, и так будет, доколе Он придет. И бороться надо прежде всего с грехом в сердце человека, возвещая ему Благую Весть, выполняя Великое Поручение. А не с новыми средствами передачи информации - новые СМИ могут во много раз усилить благотворное воздействие благовестия, как в свое время его усилило печатное слово, книга.

Убеждение, что все зло сосредоточено в каких-то внешних по отношению к человеку структурах, системах, вещах (государстве, законах, социальном неравенстве, деньгах, теперь вот в телевизоре, в электронных СМИ и т.п.) очень распространено в нашей стране. А потому предлагается либо вовсе искоренить эти внешние структуры, вещи и т.п., либо радикально изменить их, и непременно силой. И тогда, убеждены многие, все будет хорошо, зло будет побеждено. Не будет, пока окаменелым остается сердце человека - в нем пребывает зло, и оно всегда найдет выход вовне, найдет, в чем проявить себя.

Из этого, разумеется, не следует, что злу не надо противостоять в этих внешних структурах (властных, экономических, социальных), в СМИ, в печати и т.д. Надо, и очень решительно. Но этим нельзя ограничиваться, надо обращаться к сердцу человека. В том числе и через электронные средства массовой информации. Конечно, лучше, если человек придет к нам в церковь, почувствует атмосферу нашего богослужения. А если не придет? В России традиционно богослужение связано с храмом, но это вовсе не обязательно: вспомним, что апостолы проповедовали везде, Павел даже в афинском ареопаге, собрании явно неправедном. И если люди сейчас привязаны к телевизору, к монитору компьютера, то и там они должны найти Благую Весть. Великое Поручение означает, что надо идти туда, где люди.

Не надо забывать и о том, что все переходы на новые информационные технологии (письменность, книгопечатание, телевидение) всегда воспринимались частью интеллектуалов как утрата чего-то истинного, как торжество бездуховности. Но всякий раз оказывалось, что эти технологии открывали перед человеком новые возможности – в том числе и в служении Богу. Традиционно повелось так, что дети учатся у родителей, сейчас же произошел сбой: молодое поколение быстрее усваивает новые технологии при почти обязательном неодобрении их старшим поколением. Молодежь освоила новую культурную среду и не слушает «стариков», которые испытывают дискомфорт и почти инстинктивно отторгают эту среду. Молодежь этого не понимает, и уже не поймет, разве что из снисхождения согласится терпеть брюзжание старшего поколения. Но оно - это уже совершенно очевидно – не в состоянии остановить наступление ИТ. Как не в состоянии остановить его полный запрет на все электронные СМИ в некоторых церквах.

Многое меняется, многого искренне жаль. Старшее поколение помнит, чем было посещение кинотеатра: подлинным событием, которое оставляло глубокий след, впечатлениями от которого обменивались с близкими. Гас свет, высвечивался экран, и начиналось действо, за которым следили, затаив дыхание. Там было мало от Господа, но именно тогда, в эпоху тяжких гонений, кино стало для многих отдохновением.

Сейчас телевизор можно включать и выключать по желанию, смотреть несколько фильмов по разным программам (есть уже телевизоры, на которых можно смотреть несколько программ на одном экране). Очарование кино исчезло. Возможно, потеряет былое значение и книга: многие произведения ума человеческого уже существуют в электронном виде. Но пока прогнозы о вытеснении книги Интернетом не подтверждаются, книга живет по-прежнему, но никто не может гарантировать, что так будет и впредь. Появление электронной книги, на единственную страницу которой выводится любой существующий в мире текст, может в конце концов погубить печатную книгу, которая станет раритетом, антиквариатом, предметом коллекционирования. Это едва ли коснется Библии: верующие будут читать ее, как прежде, брать на богослужения. Равным образом сохранятся сборники наших духовных песен. Но и тут – кто может поручиться за молодое поколение? 
Хотя в Сети слово тоже состоит из букв, но все же оно не такое, как в книге и живет по другим законам.  Здесь представлено все: философские и богословские размышления и споры о Боге, обществе, человеке, о смысле жизни, о сущности бытия. Здесь любой может попытаться (и пытается, даже не имея соответствующей подготовки), решить предельные вопросы бытия, не говоря уже о вопросах государственных, за которые тоже берутся все кому не лень. Само по себе это вроде неплохо: всякий человек имеет право высказаться по любой проблеме, но раньше у него не было такой возможности, а теперь она появилась. Однако беда в том, что в этих непрофессиональных текстах просто тонут тексты квалифицированные, и трудно решить: стало проще находить верное решение или труднее? В гутенберговой вселенной был какой-то отбор (часто, надо признать, «неестественный»), что позволяло поддерживать определенный качественный уровень. Сейчас в Интернете есть все.
Поэтому он – заминированное поле, часто – поле битвы, яд и лекарство одновременно. В нем легко могут оскорбить человека, но и он может ответить оскорблением и часто пользуется этой возможностью. Здесь могут откликнуться на самую бредовую идею – и пропустить мимо ушей самую гениальную. Здесь идут очень недружественные баталии, а рядом с ними - вполне дружеские обмены мнениями, человека приглашают непременно посетить вот это сайт и тут же: «не ходите туда, там погано». Признания в любви соседствуют с признаниями в ненависти к одному и тому же человеку, тексту, движению, организации и т.д. Большая часть того, что раньше обсуждалось на кухнях, как-то просеивалось и ненужное забывалось, теперь все хранится чуть ли не вечно, и снова и снова люди возвращаются к одним и тем же проблемам, вроде бы уже решенным и похороненным – ан нет, кому-то захотелось высказаться еще. Пример – «вечное возвращение» к некоторым темам на нашем сайте, и мысль баптистская (и не только баптистская), кружится на одном месте вместо того, чтобы идти вперед. 
И все же нельзя отрицать, что без Интернета уже невозможно стать профессионалом ни в одной отрасли гуманитарных знаний: практически все гуманитарии (равно как и другие ученые) получают большую часть информации из Интернета. От глаза до клавиатуры – 40-50 см, и теперь только они отделяют вас от сокровищницы знаний, накопленных человеком. Причем они не сосредоточены в каком-то одном физическом месте и доступ к ним очень прост, как проста и возможность добавить к ним что-то свое: надо набрать текст и поместить его в сеть. Сложности тут чисто технические: вводить текст надо по буквам, а клавиатура осталась прежняя, даже стремительно уменьшается (наладонный компьютер) и набирать текст все труднее, но и тут возможен прорыв – например, печатание с голоса (поговаривают и о сигналах непосредственно от импульсов мозга, что будет означать его сращивание с компьютером: мы будем управлять компьютером так, как по сигналу мозга двигаем ногой или рукой).

Пишущий люд чуть ли не в полном составе отказался от пера и пишущей машинки и создает свои тексты на компьютере. Главное – в Интернете же он все чаще помещает и свои труды. Не сумев издать книгу (это становится все труднее, по себе знаю), автор часто с самого начала ориентируется на электронное существование своего труда. Это среди гуманитариев родилось присловье «Если нет вас в Интернете, то вас нет на белом свете». Иногда складывается впечатление, что и в самом деле нет, хотя публикация книги по-прежнему ценится чрезвычайно высоко. Но это, в основном, среди коллег, перед которыми издавна принято хвастаться напечатанным трудом. А современный читатель вполне довольствуется вариантом в Интернете, где он и сам обитает и где так легко найти нужный текст и так же легко скопировать и процитировать его. Но и в Интернет пробиться стало труднее - избыток «мусорной информации» заставляет кричать все громче, чтобы быть услышанным. Это, видимо, закон Сети - ее не перекричишь.

Эволюционисты иногда даже говорят, что компьютеры – это следующая ступень эволюции, которая образует такую цепочку: клетка - живой организм – компьютерная сеть. Впрочем, не все согласны со столь высокой оценкой достижений информационных технологий Писатель моего поколения, Василий Аксенов, пишет: «...Вот дошли до Интернета. А что в нем такого особенного? По-моему, какой-то интернетовский миф сейчас прогрессирует. Это же просто информационная система коммуникаций, а нам подсовывают миф виртуального существования, чуть ли не чуда. Но у меня бывают такие моменты, когда мне кажется, что этот самый прогресс может пойти вспять. И компьютеры наши затянет паутина, и космос наш будет забыт, он, кстати, вообще буксует — где эти 2001-го года Космические Одиссеи, предсказанные Кларком и Кубриком? Их нет, и когда они еще будут! Мы зависли на нефтяном крючке, не видим альтернативного источника энергии» («Октябрь», 2002, № 3).

И все же домашняя библиотека (феномен, неведомый другим культурам, но гордость почти каждого россиянина с высшим образованием), скорее всего отойдет в прошлое. Оплакивая уходящее, не надо закрывать глаза на великие преимущества, которые несет с собой информатизация, компьютеризация, электронные СМИ. Мир Божий становится доступен каждому, и это великое благо. Эффект присутствия в любой точке Земли обогащает личность, расширяет ее кругозор, в конце концов - порождает ответственность за все происходящее на Земле, а значит, и за дело Божие. Телевизор, персональный компьютер неизмеримо увеличили возможности каждого общаться с ближними, получать любую информацию, сделали доступными все сокровища знаний, созданных человечеством. Знания о Боге – тоже стали доступнее.

Конечно, облегчился и доступ ко злу. И само оно, как раз благодаря электронным средствам общения, приобретает новые опасные формы. Все так, и тем не менее не они виновны в нынешних бедах, а, скажем еще раз, греховность человеческой природы, с которой и надо бороться. В том числе и при помощи новых СМИ. Сами по себе эти средства нейтральны, как нейтральны печатные страницы (на них изложено и Слово Божие, и сомнительные учения), кино (можно снять замечательный фильм «Иисус», многих уже обративший к Господу, а можно - «Код да Винчи»).  Их используют во благо и во зло, но из возможности такого вот «двойного назначения» нельзя делать вывод о необходимости их полного запрещения. (Напомним в порядке курьеза:  в свое время возражали против телефона на том основании, что он может облегчить связь и обмен информацией преступному миру.) Новые СМИ действительно могут стать исключительно орудием зла, но только если дети Божьи оставят их силам зла, тем самым умножив их.

Вообще же евангельские христиане-баптисты России никогда не чурались новшеств в этой сфере. Один из «отцов-основателей» нашего братства, И.С. Проханов, в свое время создал небольшую граммофонную компанию, выпускавшую пластинки с песнопениями, значительную часть которых написал сам Иван Степанович, а также с его краткими евангельскими проповедями. Тогда тоже раздавались голоса протеста против нетрадиционных средств распространения нашего вероучения, но им не вняли, и поступили правильно. (Были сообщения в Интернете, что вроде бы найдена такая пластинка и уже слышали голос И.С. Проханова, так много сделавшего для братства.)

Думается, нам тоже следует идти по тому же пути использования новых средств коммуникации в эпоху электронных СМИ.


Новые возможности…

Все запретить, от всего отказаться – едва ли это правильно. Не потому только, что, мол, все равно технический прогресс не остановишь, новые информационные технологии, сколько их ни проклинай, никуда не денутся. Это верно, но не в этом дело. Дело в том, что главное в нашем служении Господу остается по сути тем же - нести неизменную Благую Весть и свидетельствовать о Спасителе в новых условиях. А новые условия – это прежде всего новые информационные технологии, Интернет. Без него наше служение становится далеко неполным, просто ущербным. Потому хотя бы, что значительная часть людей останется недосягаемой. Причем эта как раз та часть людей, которая более всего нуждается в слове Божьем, – молодежь, уже освоившая Интернет и вне его не мыслящая своего существования. И если мы не хотим отдавать ее лукавому, который в Интернете сеет щедро, придется идти туда и нам.

Как пошли в него почти все церкви, не исключая РПЦ. Алексий II говорил: «Взаимодействие с Российским интернет-сообществом - одна из важных задач Русской Православной Церкви… современные коммуникационно-информационные технологии открывают сегодня небывалые доселе перспективы проповеди о Христе, воистину даже до края земли… И если современный человек пользуется компьютером, Интернетом, телевидением и радио, то и церковь не может этих средств чуждаться». Православные часто говорят, что Интернет – прекрасный невод для извлечения человеческих душ из пучины грехов, некоторые из них считают задачу воцерковления Интернета одной из главных. Православные ресурсы Интернета насчитывают около 500 сайтов, и около 8 тыс. человек составляют их постоянную аудиторию.

Примерно того же мнения и католики. Покойный Иоанн Павел II обращал внимание на то, что молодежь живет в трудной и запутанной ситуации: «Их вселенная характеризуется новыми коммуникационными технологиями, которые трансформируют их взаимоотношения с миром, со временем, друг с другом, а также формируют их поведение. В условиях эфемерности и мгновенности, культура не всегда способствует внутреннему развитию, глубине ума и пониманию нравственных ценностей». Католики даже подыскали своего святого для Сети – им стал святой Исидро Севильский, создатель первой энциклопедии. А активнее всего в Сети протестанты – в Рунете, например, им принадлежит до трети всех религиозных сайтов. Не только христиане – российские мусульмане и иудеи, буддисты и многие другие давно завели сайты и успешно овладели навыками работы в Интернете, что приносит им плоды обильные.

И все же пока религиозные сайты остаются маргинальными. Однако, даст Бог, они станут более востребованными российскими пользователями. Но для этого надо очень много потрудиться. Религия - это связь человека с Богом и, как следствие, человека с человеком. Всемирная паутина может служить здесь – и уже служит - важным подспорьем. Особенно в наше время, характеризуемое безверием. Человек лишь на первый взгляд самодостаточен, на самом деле, как и тысячи лет назад, ему очень нужно общение с себе подобными, которое сегодня он находит в Интернете. Но для нормального существования ему еще больше нужно общение с Богом, которое он тоже должен находить в Сети. Иногда говорят даже, что известная анонимность помогает ему раскрыться полнее, сказать Богу и ближнему о себе такое, чего - кто знает? – человек, может быть, и не скажет в реальном общении. Даже себе самому. Не следует, конечно, забывать, что сказанное не обязательно будет угодно Богу. Или ближнему.

Тем не менее не без основания считается, что человек Сети более религиозен, даже если он ищет в сети не Бога, а просто единомышленников. Или врагов – с кем поругаться, любителей свар и склок в Сети пруд пруди. И все-таки человек находит в ней какие-то новые духовные смыслы. И если в процессе поисков человек получит нечто приближающее его к Богу, заставляющее задуматься о Нем, то это очень хорошо, это можно только приветствовать. И, значит, надо, чтобы в сети был материал такого рода, ведь Господь силен и через Интернет прилагать спасаемых к Церкви. В Интернете вполне можно совершить возвышающее душу духовное паломничество – как, впрочем, и паломничество по местам злачным. Но возможность заблудиться не должна отпугивать истинного паломника.

Интернет повышает качество человеческой жизни, наполняет ее новыми смыслами. Именно в Интернете мы можем получить нужные сведения по всем вопросам – богословским, философским, научным и т.д. В нем же мы можем отстаивать позицию нашей церкви, опровергать ложь, столь часто возводимую на баптистов. И все это не в виде застывших и отстающих друг от друга по времени текстов, как бывает при газетной полемике, а в интерактиве, в живом обсуждении спорных проблем, что придает спорам неведомый ранее характер непосредственного общения. В них вовлекаются многие - в обсуждении иных проблем, бывает, участвуют десятки заинтересованных лиц, которые находят для себя и для других правильное решение сложных богословских проблем.

Мало того: в Интернете кое-кто уже практикует молитвы (в том числе совместные), что пока выглядит непривычно, но ведь посылаем же мы на наших собраниях записки с молитвенными просьбами, которым, мы знаем, Господь внемлет. Он может услышать и просьбы в сети – вот почему на некоторых христианских форумах для молитв отведены особые страницы. Есть молитва перед входом в Интернет, молятся о заблудших душах, просят помолиться за кого-то, проявляют «молитвенные инициативы» - молятся в одно и то же время даже в разных часовых поясах, российские католики имеют раздел «Актуальные молитвенные нужды», просят «помолиться на дорогу», чтобы путь был благословенным, об успешной сдаче экзаменов, об исцелении после инфаркта и т.д.  Есть молитвенный раздел и на нашем сайте, а отделенные братья, кажется, имеют целый молитвенный сайт. И хорошо, что находятся люди, которые откликаются на эти молитвенные нужды.

Одна из важнейших задач, которую решает Интернет – связь верующих между собою. Имеется в виду не только общение людей, верующих по-разному, или принадлежащих к одной деноминации, но расходящихся в понимании и толковании некоторых вопросов и потому общающихся для углубления своей позиции и уяснения позиции других. Интернет связывает людей по вертикали, церковное руководство с рядовыми верующими – именно в Интернете они выступают «на равных», здесь у всех одинаковый статус – «пользователь». Но потом статус все же появляется, однако его приходится зарабатывать самому, он не зависит от должности. Субъект, часто появляющийся на форуме, если он ставит острые и умные тексты, приобретает известный «вес», его начинают выделять, относиться к нему не так, как ко всем. И, бывает, его значимость перевешивает авторитет любого должностного лица, пусть и выборного.

В Интернете каждый сам создает свой образ, который может не иметь ничего общего с оффлайновым статусом. Ссылки и намеки на свое положение вне Сети - не приветствуются. Но онлайновый статус неустойчив, он держится только пока его носитель в состоянии играть взятую на себя роль. Ему угрожает едва ли не любой другой участник сетевых игр – они все несколько анонимны, не до конца понятны, чем и опасны. В Сети довольно быстро узнается, что главное для того или иного участника: радость общения или показать себя, обрести (поддержать) статус. О том, что последнее может быть главным, часто не догадывается и сам этот участник, но это ясно видно извне.

Боязнь потерять статус нередко заставляет руководителя избегать сетевого общения. Насколько могу судить, руководству в Интернете приходится нелегко – вопросы задают самые острые, и на них надо отвечать. Вообще Интернет стал серьезным испытанием для религиозных лидеров, не привыкших к критике. Не все они выдержали это испытание – многим пришлось уйти из Интернета, некоторые закрыли свои сайты и форумы, что вряд ли можно признать правильным. Может тут лучше было бы осмыслить опыт некоторых НРД, которые под воздействием критики в Интернете серьезно обновили подходы к своей религиозной деятельности и приобрели некоторую известность. Есть над чем подумать и нам – не в ущерб чистоте доктрины, разумеется.

Нельзя не признать, что часто в Интернете встречается и откровенный вздор, и злобные нападки, но что делать: надо научиться правильно воспринимать и их. Если раньше перебежчик из одной веры в другую мог рассчитывать только на письма, то теперь любой апостат, любой ренегат и иуда может начать целую кампанию в Интернете – чем, как мы знаем, иные и воспользовались. Зато и «церковное начальство» получило прекрасную возможность доводить до верующих (и внешних) свою официальную позицию, знакомить их с важнейшими документами. (О «церковном начальстве» говорю метафорически: у баптистов нет начальства, кроме Бога, но есть выборные должности, и люди, занимающие их, обязаны отчитываться перед избравшими их. А они иногда забываются, иногда и впрямь воображают себя начальством, и тут Интернет оказывается весьма кстати, хотя и здесь не без чрезмерности.)

Не менее важна связь «по горизонтали», повседневное общение людей между собой. Как раньше люди общались «на кухнях», так теперь общаются в сети в нерабочее и даже в рабочее время, на что жалуются многие работодатели. Но тут важно не праздное общение, а общение по интересам, в том числе по религиозным интересам, общение между отдельными церквами и отдельными верующими. Отмечу, что в США, например, promise keepers, «хранители верности», получают на свой сайт до миллиона посланий в месяц, а число посещающих его значительно больше.

И еще Сеть может научить человека ответственности за свое слово - теперь оно фиксируется в Интернете и не только Бог, но и любой человек может предъявить празднослову свои претензии. Она может способствовать укреплению веры, может помочь привести новые души к Спасителю. И не пользоваться этими возможностями – грех. Но, как всегда, и здесь не без подводных камней, и здесь надо быть настороже, ибо лукавый не дремлет.

(продолжение следует)

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.

Похожие новости