Служение Господу в Интернете (продолжение)

...и новые опасности

И возникает вопрос, как детям Божьим относиться ко всему этому. Какие-то опасности очевидны: скажем, телевизор многим заменил общение с живыми людьми, продолжение популярного сериала для некоторых стало интереснее происходящего с родственниками и друзьями. Персональный компьютер через Интернет соединяет людей, далеко находящихся друг от друга, - и он же может разъединить человека с его близкими. Насилие и жестокость, постоянно врывающиеся в нашу жизнь с телеэкрана, притупляют естественную отрицательную реакцию на них, порождают равнодушие ко злу, приучают к нему. Дети (да и некоторые взрослые) часами увлеченно играют в электронные игры (лудомания), погружаются в искусственный мир «виртуальной реальности», забывая о мире действительном. Магия, астрология, оккультные видеоклипы, откровенное шарлатанство и порнография заполонили телеэкран, составляют значительную часть страниц Интернета. Этот последний стал «домом родным» для всякого рода экстремистов, извращенцев, людей, склонных ко злу и совращающих других.


Интернет позволяет людям увидеть самих себя – иногда во всей своей красе, иногда во всем своем безобразии, которого – увы! – в Сети немало. Здесь простор для всякого рода заблуждений. Иные забираются в самые что ни на есть богословские дебри, выдвигают новые - несомненно еретические – богословские концепции. Например, тезис: «Бог есть информация». Может, с какой-то сугубо информационной точки зрения в этом есть определенный смысл, но смысл явно не христианский. Потому что Бог – прежде всего Творец и Спаситель человеков, Его нельзя сводить к каким-то прикладным понятиям. Как сказано в 148-м псалме: «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Хвалите Его, все Ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его.  Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, все звезды света.  Хвалите Его, небеса небес и воды, которые превыше небес.  Да хвалят имя Господа, ибо Он [сказал, и они сделались,] повелел, и сотворились; поставил их на веки и веки; дал устав, который не прейдет» (Пс 148, 1-6).  А не за то, что Он несет (дает) информацию.

Высказываются сомнения в том, что Интернет обогащает человечество. Напротив, говорят его противники, он разрушает традиционно понимаемые культуры, их ценности, символы и смыслы, что очень опасно для всей мировой цивилизации. Реальный мир теряет свою значимость, человек все больше перемещается в мир виртуальный, где вполне допустимо нарушать все табу и запреты, без которых немыслимо человеческое существование. В Интернете можно пуститься во все тяжкие, что многие и делают с удовольствием, можно продемонстрировать полное бесстыдство, не опасаясь общественных санкций.  Рано или поздно, говорят пессимисты, этот отказ от запретов переместится из виртуального мира в реальный, и тогда – катастрофа.

В Сети свобода часто превращается во вседозволенность, в «прелюбодеяние мысли», как выразился один русский философ задолго до появления Всемирной Паутины, в потакание всем похотям ума – и не только ума. В человеческом сообществе всегда находятся люди, испытывающие жгучую потребность оставлять на заборах неприличные надписи, в Интернете они получили в свое распоряжение колоссальный ресурс и во всю пользуются им. Там можно показать все непотребство натуры, к чему многие испытывают непреодолимое влечение. В Интернете раздолье личностям, склонным к скандальности, и беда в том, что человек с латентной скандальностью благодаря Интернету через форумы и блоги обязательно проявит себя, хотя без него вполне мог бы прожить жизнь, не поддаваясь этому пороку.

Интернет для многих – зона, свободная от всякой ответственности, в чем они и видят всю его прелесть. Некоторые проявляют разумную сдержанность, свидетельствующую об интеллектуальной и духовной зрелости, некоторые, напротив, стараются заголиться до конца.  Тут можно безнаказанно сказать что угодно о ком угодно, а себя поставить как угодно высоко. Кому из посетителей нашего сайта незнаком самонадеянный пришелец, который задает всякие вопросы, а потом, сам себя поставив судьей, вещает: «Вы не сумели вразумительно ответить ни на один мой вопрос»?  Это не вопросы о нашем уповании, на которые мы обязаны отвечать, это вопросы типа «зачем вы служите американцам?» Такому вопрошающему все ясно с самого начала, ответы ему, собственно, не нужны, а если нужны, то только те, которые его устраивают, о чем он и оповещает заранее: «Только не говорите мне, что…». При таких предварительных заказах на ответы никакой диалог невозможен, человек слышит только то, что хочет услышать.

В Интернете можно взять себе имя позвучнее, в аватаре – изображение позначительнее или пострашнее, кому что нравится. Тут много масок, тут можно надеть любую личину, тут раздолье для поклонников М.М. Бахтина и его концепции карнавала.  Подсчитано, что до 90% обитателей Сети живут под никами - видимо, потребность отказаться от роли, навязанной жизнью, и реализовать себя как-то по-другому (хотя бы виртуально) у современного человека (протестанта и баптиста тож) очень велика. Вот почему в сети так много «ряженых», людей, выдающих себя за «кого-то великого» (Деян 5,36).  Не будем углубляться в вопрос, хорошо это или плохо, но отметим, что Сеть открыла новые возможности такой (псевдо)реализации, и многие поспешили ими воспользоваться. Роли редко выбираются продуманно – тут много спонтанности, много подсознания, тут проявляются даже затаенные сомнения в собственной гендерной идентификации (в Сети немало любителей выдать себя за особу иного пола).  А вторжение подсознательного и бессознательного всегда чревато всякими неприятностями.

Несомненно, каждый обитатель Сети интуитивно создает собственную концепцию своего «я» и, если она не вызывает отторжения других сетевиков, получает в ней прописку, однако «притирка» часто проходит не очень гладко. В Сети новичок обязательно сталкивается со старожилами, с «ехидными персонажами», и в полемике с ними обкатывается концепция сетевого «я» человека. Случаются, конечно, и эксцессы – без этого сайты не живут, но и к этому надо бы привыкнуть, это неотъемлемая часть сетевой жизни.

«Виртуальная реальность» доступна человеку круглые сутки. В любой момент он может войти в сеть, найти, с кем поспорить, если есть потребность в споре, к кому примкнуть – там колоссальное разнообразие точек зрения, и если не подойдет ни одна, можно изложить свою. Это очень воодушевляет, на многих Сеть действует как наркотик. Говорят о появлении Интернет-зависимости, а это вещь опасная: человек уходит в виртуальный мир и живет, забывая о мире реальном и о своих обязанностях в этом мире по отношению к близким, к работе, да и к себе самому.

Сеть облюбовали как атеисты, так и сторонники самых экзотических вероучений, по сравнению с которым даже «Новый век» кажется чем-то вполне пристойным. Это язычники, откровенные сатанисты, вуду, и многие другие. Вообще НРД, новые религиозные движения, пользуются Интернетом активнее всех, они в нем буквально как рыба в воде и далеко опережают религии, которые в России иногда обозначают как «традиционные», о чем этим последним стоит задуматься. Как быть с таким обилием незнакомых и часто откровенно опасных сайтов?

Один раввин дал мудрый, как мне кажется, совет - не ходить на чуждые сайты. А объяснил это так: «Представьте, что перед вами поставили заведомо несъедобную, а может быть, даже вредную пищу. Станете ли вы ее пробовать, успокаивая себя тем, что всегда успеете выплюнуть, а если даже не успеете, то ведь все равно съели всего ничего. Авось, пронесет. A вдруг не пронесет?! Вот последнего-то мы как раз и боимся. Поэтому на сайты с заведомо неприемлемым содержанием лучше вообще не заходить. Ведь информация, как и пища, впитывается в нашу кровь помимо нашей воли».

Не чуждающийся Интернета Ватикан предупреждает об опасностях, подстерегающих тех, кто ищет духовности в виртуальном мире, а также о недопустимости превращения Сети в «религиозный супермаркет», где верующий подобен покупателю, выбирающему «товар» по вкусу. Виртуальная вера не заменит настоящей, поскольку при всем изобилии предлагаемого религиозного опыта Сети явно недостаточно для полноценной религиозной жизни, ибо нужно взаимодействие верующего с реальным миром веры. Ватикан обращает внимание и на то, что недобрые силы (авторитарные режимы, например), совершенно не стесняясь, используют электронные СМИ для манипулирования сознанием, лишают верующего свободного общения со своим Богом. Сеть пытается указать вере, какой ей быть, но подлинная вера не может принять эти требования.

В Рунете пышным цветом цветет антисемитизм (к великому сожалению, не убереглись от него и мы, баптисты), однако раввинат вовсе не ополчается на Интернет, не требует «запретить–закрыть», а умело и чрезвычайно эффективно использует его, рекомендуя только воздерживаться от работы в нем в субботу. Не в последнюю очередь именно благодаря Сети сионизм приобрел столько сторонников среди христиан. Как сказал цитировавшийся выше раввин: «Избегая миссионерства во всех его проявлениях, мы не отказываемся от своей роли просветителей. По крайней мере по отношению к тем, кто нас готов выслушать… Сеть - это хоть и виртуальная, но все-таки реальность. Поэтому, в принципе, все, что запрещено в повседневной жизни, не следует делать и в Интернете. Ну, конечно, прежде всего исключаются всякие непристойности, потом - сайты, посвященные чужым для нас культам и религиям».

Разумеется, не следует упускать из виду вполне реальные опасности, которые несут в себе новые информационные технологии. Молодые пользователи Интернета обычно пропускают все предостережения мимо ушей, но прислушаться к ним стоило бы. При всех своих несомненных достоинствах электронные технологии далеко не всегда безвредны. В Интернете кое-где грязновато, и надо ступать осторожно, чтобы не испачкаться. Тут многое оставляется на усмотрение самого пользователя – он может выбрать как путь добра, так и путь зла. И поскольку человек есть носитель первородного греха, он часто проявляет склонность именно к нему, тут многие претыкаются, и лукавый улавливает немало душ при помощи этих технологий.

Поначалу даже предрекали то возникновение Мирового Разума (идея явно богоборческая), то чуть ли не конец света, но скоро выяснилось, что жизнь продолжается, и, говорят поклонники Всемирной Паутины, вполне счастливая – во всяком случае, более счастливая, чем та, которой человек жил до вторжения Интернета. Он, утверждают его апологеты, отнюдь не разрушает общность людей, а напротив, способствует их единению.

Иногда появление Сети уподобляют великой французской революции. Эта последняя совершилась под лозунгами «свобода, равенство, братство». Сама она была явно богоборческой и положила начало печальному процессу безбожной секуляризации Европы, ныне отрекающейся от своих христианских корней, что ставит под вопрос само ее существование. Однако идеи свободы, равенства и братства отнюдь не чужды христианству, более того - они возникли в его лоне. Но свобода понимается в нем как свобода во Христе («Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал 5,1)), равенство тоже проистекает из веры во Христа («…нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол 3,11)), а верующим в Него Сам Христос сказал: «…все же вы - братья (Мф 23,8).

Идеи свободы, равенства, братства вошли во многие основополагающие международные документы и декларации, а также в конституции многих стран – в том числе и в наш Основной закон, и в той мере, в которой они основываются на Библии (а не на речениях философов и мыслителей), они не могут не признаваться верующими в Иисуса Христа. Их не следует легкомысленно отдавать миру, потому что мир неизбежно извращает эти божественные установления и приспосабливает к своим потребностям, далеко не возвышенным. Особенно явно это проявляется как раз в Интернете.

Здесь появились симптомы явной неадекватности, связанной с вторжением электронных технологий. Тут и патологическая потребность то и дело проверять электронную почту, и тревожное ожидание звонка мобильного телефона, страх не услышать его (ринг-тревожность). Кому не знакома такая ситуация: у кого-то звонит мобильник и все судорожно начинают проверять свои трубки. Или того хуже: никто не звонит, а звонок мерещится, да так явно, что страх берет.  Уже описаны симптомы Интернет-зависимости: это эйфория за компьютером, предвкушение следующего сеанса работы, невозможность остановиться, пренебрежение близкими, депрессия и раздражение без компьютера, проблемы с работой, учебой.

Это психология, а есть и физические проявления:  поражение некоторых нервов, сухость в глазах, головные боли типа мигрени, боли в спине, нерегулярное питание, пренебрежение личной гигиеной (некогда умыться, некогда зубы почистить), расстройства сна, изменение режима. Так что понятно, почему во многих странах есть служба анонимной помощи лицам, страдающим Интернет-зависимостью, - что-то вроде «анонимных алкоголиков». В США такими зависимыми числят 6-10% от общего числа пользователей Интернетом. Там один папаша так заигрался в компьютерные игры, что забыл о своем двухмесячном сыне, оставленном на его попечении, и ребенок погиб. В Японии был случай, когда 12-летний подросток умер от истощения, будучи не в силах оторваться от компьютера, сообщали о чем-то подобном и у нас.

Удивительно ли, что многие искренне верующие люди вообще отказываются иметь дело и с мобильниками, и с Интернетом. Это продолжение старого спора о допустимости телевизора – как мы знаем, есть христиане, в том числе баптисты, которые за пользование этим «дьявольским ящиком», «инструментом дьявола» отлучают от церкви. Фундаменталистски настроенные православные обвиняют его и в том, что он заменил «красный угол», где подобает быть только иконам, и в том, что он создает человека нового душевного склада, проповедует жестокость и разврат, лишает человека воли, там нередки просто кощунственные, богохульные передачи. Сказать «не нравится – не смотри», «объясните им, где находится кнопка выкл.» - недостаточно: люди, которые могли бы пройти жизненный путь неповрежденными (или не столь поврежденными), благодаря ТВ уклоняются от истины.

И нельзя сказать, что это вина только самих телезрителей: артисты, сценаристы, режиссеры, операторы и все участвующие в создании сомнительной телепродукции тоже виновны. «Горе миру от соблазнов, ибо надлежит прийти соблазнам, но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф 18,7). Апостол призывает «..не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим 14,21), а весь телемир только этим и занимается, создает виртуальную действительность, в которую погружается современный человек, убегая из мира подлинного, где нам надлежит проходить жизненное поприще так, как заповедал Христос.

Интернет в этом смысле опаснее телевизора, к которому многие выработали иммунитет, научились критически воспринимать то, что происходит на экране. Неограниченные возможности Интернета «засасывают» неискушенного пользователя куда основательнее, он не может выбраться из этой трясины и увязает в ней. Интернет недаром называют инструментом для промывки мозгов. Понятна тревога читателя журнала «Вера и жизнь» (№ 5 за 2003 г.), который пишет: «Я очень долго думал о том, написать вам или нет. Дело в том, что я в вашем журнале увидел адрес в интернете и очень расстроился. Душа моя была встревожена. Мой внутренний голос не давал мне покоя…Слава Богу, что у меня нет в доме интернета. Конечно, я не хотел вас расстраивать. Я понимаю: вы делаете доброе дело. Есть еще много людей, которые не примирились с Богом. Извините меня за беспокойство».

Ему отвечает Сергей Конторович: «Христианин действительно может испытать там чувство ужаса, поскольку огромная часть того, что существует в этой информационной сети, противно Богу. В Интернете сталкиваются друг с другом, не ведая границ, культуры и языки. В Интернете нет никакой цензуры. В Интернете публично говорят и показывают то, о чем в другой ситуации неприлично было бы даже подумать. Это настоящий Вавилон. Что же здесь делать настоящему христианину? Бежать, скорее бежать! И многие бегут. Бегут, забывая, что каждый из посетителей Интернета, за чем бы он сюда ни пришел: за коммерческой выгодой, просто ради общения или за запретными развлечениями, - любим Богом, что за каждого из них Он отдал Своего возлюбленного Сына… Давайте помнить, что везде, откуда по каким-то соображениям ушли христиане, погас свет и воцарилась тьма».

Все так, и тем не менее не хочется осуждать тех, кто, как это сделали многие отделенные братья, выбрал путь отказа от ТВ и Интернета. В том, что не касается основ нашей веры (безошибочность Библии и другие баптистские принципы) должно быть разнообразие мнений. И надо с уважением относиться к тем, кто сознательно ограничил себя в общении с некоторыми явлениями мира сего, которые и впрямь могут оказаться для кого-то непреодолимым соблазном. У иных запрещено даже радио, как у некоторых менонитов, – ну и что? Это их сознательный выбор, это их право. Всегда должны быть люди, которые предпочитают бремена потяжелее, возражать надо только тогда, когда они норовят возложить эти бремена на всех. Ведь если человек считает, что пользование Интернетом помогает ему постигать Бога, служить Ему, вообще возрастать духовно, – почему он должен отказываться от него только потому, что кто-то думает иначе?

Конечно, можно объявить такое мнение гордыней – иногда к тому есть основания. Как есть основания и считать Интернет инструментом гордыни. Но далеко не всегда и не автоматически. Господь дал нам свободу выбора между добром и злом, и Он же снабдил нас духовным оружием, которое позволяет противостоять силам зла - в том числе и тем, которые обосновались в Интернете. И если в этом вопросе кто-то придерживается мнения, отличного от моего, то это ни в коем случае не повод разругаться вдрызг, как это часто делается у нас. В лучшем случае это повод для полемики, которую следует вести в уважительном тоне. Не получается: у нас если кто-то не пользуется Интернетом, то он считает всех пользующихся закоренелыми еретиками; если же пользуется, то для него все непользующиеся в лучшем случае глупцы.

Интернет все же вряд ли является признаком приближающегося царства антихриста, признаком того, что вот-вот восстанет «царь наглый и искусный в коварстве» (Дан 8,23), который учредит единое мировое правительство, универсальную религию и покарает тех, кто откажется принять его новый миропорядок. Он сделает так, что «…всем - малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам - положено будет начертание на правую руку их или на чело их. И что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени зверя. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число его шестьсот шестьдесят шесть [666]» (Откр 13,16-18). Число это стали находить и в ИНН, и чуть ли не во всех во всех цифрах, которые сопровождают нашу жизнь: в номерах паспортов (на Руси есть отказывающиеся от них – и всегда были) и других документов.

А поскольку все это осуществляется при помощи компьютера, то и в нем увидели инструмент антихриста, равно как и во всем, что с ним связано, в первую очередь это Интернет, который и есть орудие того самого мирового правительства.  С этим трудно согласиться. По Библии антихрист утвердит свою власть путем наложения печати, путем ущемления свобод человека, а компьютер и Интернет скорее все же орудия свободы, пусть кто-то и использует их во вред себе и ближнему. Нельзя отказываться от Интернет-служения только потому, что кто-то не выдерживает испытания компьютером и Интернетом.

На все страшные примеры вреда от электронных СМИ («ушел в Интернет и не вернулся»), находятся контрпримеры:  подростки, приверженные Интернету, более общительны, легче адаптируются к меняющимся условиям, явно сообразительнее, у них выше оценки в школе. У взрослых, занимающихся умственным трудом и приобщенных к Интернету, отмечается рост знаний, расширение кругозора, увеличивается результативность, расширяется круг лиц, с которыми они поддерживают профессиональные связи, что тоже сказывается благотворно и на производительности труда, и на психическом здоровье.

Разговоры о зависимости от Интернета, говорят его сторонники, абсурдны – это то же самое, что говорить о зависимости от речевого общения: мы не можем обойтись и без него, однако никто не видит здесь никакой патологии. Удовольствие от общения в Интернете мало чем отличается от удовольствия, испытываемого от разговора с людьми, тут нет ничего болезненного, только теперь собеседника находят в Сети – ну и что? Опасения высказывают родственники и вообще близкие, которые ревнуют к Интернету - им кажется, что ими пренебрегают. Это просто новый феномен массовой культуры – и не более.

Впрочем, некоторые ученые считают, что все же более. Они говорят, что увлеченность, которую испытывает человек в Сети, сродни вдохновению, которое испытывают за работой художники и ученые – они настолько уходят в работу, что забывают отвлекаться на внешние потребности, даже на еду и сон. Теперь, благодаря Интернету, такой творческий порыв способны испытывать все – так почему этого надо страшиться? Это дает великую радость, и не надо лишать людей возможности переживать эйфорию творческого поиска.

Как бы то ни было, бесполезно пытаться запретить или ограничить пользование Интернетом. Как выразился один потребитель Интернет-продукции: «Ночью в Сети я—поджигатель основ, проклятый поэт, новый Бакунин и поклонник Антонио Негри. Днём я—сотрудник престижной газеты, пиарщик в банке, аспирант западного университета. И не нужно говорить о тотальной лживости всего моего существования—просто я так самовыражаюсь». И все-таки привлечь внимание к возможным негативным последствиям чрезмерного потребления этой продукции – можно и должно. Особенно в форумах.

Пришла пора поговорить и о них.

Форумы

Для многих христиан, имеющих доступ к Интернету, форумы стали совершенно неотъемлемой частью жизни. Многие уже не могут без них, иные просто живут от поста до поста, все свободное время обдумывают ответы, сочиняют каверзные вопросы. Бывает, это уже уходит за границы нормы и приобретает патологический характер, о чем говорилось выше.

Форум – место общественное, в древнем Риме - место народных собраний, суда и торга. Нынешний Интернет-форум сохранил все эти функции – здесь собираются и дискутируют, что неплохо, судят других, что не очень хорошо (форум часто превращается в судилище неправедное) и «торгуют» идеями, не всегда достойными.

Тут многое (почти все) зависит от самого участника, от его чувства меры, вкуса, воспитанности элементарной вежливости. Опыт показывает, что полагаться на самоограничения в форуме – дело гиблое, обязательно найдется персонаж, которому доставляет удовольствие нарушать и меру, и вкус, и правила вежливости. Поэтому вводят модерирование, однако модераторам часто трудно справиться со своими обязанностями – уж очень силен бывает напор. Да и сама теория и практика модерирования не унифицированы, и то, что позволительно и даже желательно на одном сайте, совершено невозможно на другом. Особые требования предъявляются к религиозным серверам. Правила не очень трудны для исполнения: обычно это требования соблюдать вежливость, уважать религиозные убеждения других (особенно хозяев форума), не допускать оскорблений других участников, не сквернословить, не заниматься прозелитизмом и рекламой.

Так даже такое элементарное вроде требование, как воздержание на язык, не соблюдается! Сквернословие – увы! – проникает даже на наши баптистские сайты. А ведь сказано Самим Христом: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф12,36). Нет, не помнят люди этого предостережения Спасителя, что совсем печально, не помнят его и иные наши единоверцы.

Как во флоте скорость движения эскадры определяется самым тихоходным судном, так и в Интернете общий уровень и лицо того или иного сайта определяют, бывает, не лучшие, а худшие его посетители - они задают тон. На наших протестантских сайтах, это тоже заметно, хотя и не так отчетливо, как на других, где явно преобладают люди крикливые и истеричные. Но и нашим модераторам приходится очень нелегко, им можно только посочувствовать, как говорили когда-то «работа нервная и еще обзываются».

Модераторы то и дело взывают к сдержанности и благоразумию участников. Это действует не всегда, и тогда вступают санкции – от замечаний до «бана» - на время, а то и навсегда. Без этого не обойтись, как заметил А. Кураев, чей православный форум самый популярный в Рунете, «Интернет - что твой трамвай, где один сумасшедший переорет и разгонит всех остальных. Пришлось вводить ограничения». Не вводить нельзя – как давно установлено, в Интернете полно психов, мошенников и хулиганов.

Интерактивность осуществляется прежде всего как раз на форумах, тут сразу поступает немедленный и часто весьма импульсивный отклик, от чего страдает благочиние, но зато достигается живость и непосредственность, немыслимая в печатных СМИ. Иногда это носит вполне невинный характер - например, некая Лариса из США задает важный вопрос о вере и получает ответ: «Лариска - американская сосиска». Иногда происходит такой обмен глубокими мнениями: кто-то излагает свою точку зрения и тут же получает в ответ: «Ха-ха!» Он возражает: «Вовсе не ха-ха!», в ответ: «Нет, ха-ха!» и т.д.

Форумные баталии уже довольно хорошо описаны и проанализированы. Приведу длинную, но, по-моему, нужную цитату:

«Золотое правило любого форума: кто изложил, что думает, - тот сегодня за девочку. Потому что оценивать чужое всегда безопаснее, чем иметь свое. Как только ты обозначил свою точку зрения - ты автоматом стал уязвим. Думаешь, остальные бросятся рассказывать о своем? Дудки! Ну, может, еще пара идиотов - не более. Остальные же моментально занимают места в Святой Инквизиции - и вы все, изложившие свои взгляды, огребаете по полной. Кто-то побольше, кто-то поменьше - не важно. Важно то, что неуязвим тот, кто не говорит, что думает. Вообще!

...Ничто не мешает мне с бухты-барахты задавать тебе вопросы. Умело заданный вопрос не требует даже наличия подписи спрашивающего: заваливать лучше сообща и заведомо лишая тебя возможности контратаки, дело верное. Ответив хоть раз на вопрос из ниоткуда, ты автоматом признаешь наше право спрашивать, не отчитываясь о себе. А отказавшись отвечать и попытавшись устроить дискуссию на тему выяснения личностей анонимов, ты тем самым признаешь наше право переходить на твою собственную личность. При этом учти: любые твои догадки о персоналиях анонимов неочевидны - зато их вопросы имеют тенденцию зависать в воздухе… Так что тебе придется отвечать.

А отвечая, ты заведомо проигрываешь. Во-первых, вопрос из двух строчек текста требует ответа из двадцати двух строчек. Что означает, что половина тебя до конца не дочитает, а тех, кто дочитает, ты все равно до конца не убедишь: ты многословен. И чем более ты многословен, тем очевиднее мое преимущество - как умело задавшего нужный вопрос и раскрутившего тебя вот на такую портянку.

...отвечая на мои вопросы, ты волей-неволей вынужден что-то утверждать. А новые утверждения влекут новые вопросы - и с каждым разом ты становишься все более уязвим, в то время как мне с каждым разом все легче и легче сохранять отвоеванное у тебя же право на недекларирование своей позиции: любые твои попытки толкования моих вопросов автоматически влекут обвинение тебя в желании уйти от прямого ответа. То есть ты проиграл давно - ответив на самый первый мой вопрос. Сопротивляться поздно, юноша!

И наоборот, уж я-то, как сторона спрашивающая, как раз имею право на произвольное толкование чего бы то ни было - включая личные мотивы противника. Суди сам. Допустим, ты только что изложил мне свою позицию. Мне ни к чему даже вскользь касаться изложенных тобой фактов и доводов. А лучше ответь-ка ты мне на вопрос, зачем ты только что это сделал? Этот вопрос не имеет выигрышного ответа вообще....Это порождает довольно неприятное следствие, прекрасно известное всем завсегдатаям форума. 2-3 не в меру ретивых борзописца могут “задавить любую дискуссию”, просто заткнув рот всем остальным».

Тон приведенного высказывания, может быть, резковат, но по существу, пожалуй, оно верно – форумы редко бывают благообразны.

Это, конечно, минусы, но есть и плюсы, и весьма ощутимые. Наверное, можно говорить, что благодаря форумам и на их основе уже сложилось своего рода «сетевое братство», виртуальные группы единомышленников, которые оживленно обмениваются мнениями, вырабатывают свои подходы ко многим серьезным вопросам. Эти группы не являются формальными объединениями, они не имеют всеми признанного статуса, но тем не менее их «виртуальная реальность» несомненна и они, как кажется, играют какую-то роль в жизни нашего Союза. И скорее всего в будущем эта роль будет только возрастать. Не «отметившемуся» в Интернете, не закаленному в форумных битвах трудно будет завоевать признание.

Да, и на протестантских форумах не все гладко: много шуму и треска, многовато анархии и маловато ответственности. Но и это – откуда смотреть. Все-таки по сравнению с «мирскими» сайтами у нас довольно благонравно, забияки есть, но они не лишены способности слушать других и реагируют на замечания. Я довольно регулярно заглядываю на американские баптистские сайты, там благонравия побольше, дает о себе знать политкорректность, присутствие модераторов ощущается, но не выпячивается. Но и там жалуются: «…мы навешиваем ярлыки, мы унижаем, мы стараемся задеть побольнее (we use language to wound), цитируем Писание только в своих интересах и мы оправдываем все наши нападки необходимостью защищать истину, возвещенную Богом».

Дают дельные советы: «Прежде всего, после тысячелетий религиозных войн надо бы быть помягче. Надо извлекать уроки из нашей истории, которая представляет собой историю инквизиции, погромов, судов над еретиками, взрывов, заговоров, конфликтов руководителей, а теперь вот началась история войн в e-mail’е. Во-вторых, начать надо с одностороннего разоружения. Если я не могу придумать лучшего ответа, чем издевательство, мне лучше промолчать. В-третьих, надо быть честными: чьи интересы мы защищаем? Бог пока еще не дал нам знать, что Он испытывает нужду в нашей защите. Когда мы нападаем друг на друга, мы нападаем не для Бога, а ради самих себя.… В-четвертых не надо обманывать себя благочестивыми рассуждениями, что мы-де помогаем ближнему установить правильные отношения с Богом… И, наконец, надо подражать Христу. Он ел с предавшим Его, молчал перед обвинителями, простил уязвлявших Его, продолжал верить в тех, кто отрекся от Него, открывался отверженным, показывал, как надо ловить рыбу, и питал Своих друзей».

Форумы дают возможность высказаться любому человеку, и это их свойство очень ценится. Видимо, потребность изложить свою точку зрения слишком долго и слишком рьяно подавлялась у нас, и сейчас Интернет-народ, возможно, наверстывает упущенное, временами теряя контроль над собой. Многим явно хочется превратиться в своего рода «сетевого гуру» и обличать, обличать, обличать… И разоблачать, естественно.

Вообще тяга к обличениям и разоблачениям у нас слишком велика, это наша национальная болезнь, часто переходящая в манию преследования, а то и паранойю: верящих в теорию заговора у нас полным-полно. Иные полагают, что обличать и разоблачать есть единственная обязанность христианина, но давно сказано: тот, кто любит обличать, едва ли способен любить.  Боюсь, тут не обойтись без психологии, а то и без психиатрии: никому не хочу говорить рака, но очевидно, что слишком многие забывают: благожелательность и доброжелательность суть неотъемлемые качества христианина. Даже по отношению к тем, кто враждебно относится к нам. Чужая грубость никак не может оправдать нашу. Для многих главное - подавить оппонента, взять верх, утвердиться непременно за счет умаления другого. Смирения мало, смиренные если и попадаются, то жмутся по углам, торжествуют все же не кроткие.

Явно злоупотребляют иронией. Это вещь неплохая, в разумных дозах очень даже полезная. Но у нас слишком часто уподобляются тем субалтернам Гашека, с которыми имел дело Швейк, шедший в Будейовицы кружным путем: они обо всем (и герое бессмертного романа) судили, как им самим казалось, «с тонкой иронией». Так и иные наши завсегдатаи форума без конца повторяют: «А я-то думал…» «Наконец-то вы меня просветили…» и прочие перлы в том же роде. Как сказала некогда одна сестра на нашем форуме «Грош цена Вашей Христианской Любви при такой манере общения...»

Да, происходящее на религиозных сайтах не всегда заслуживает одобрения: часто определенные группы стремятся лишь распространить свои групповые взгляды, обличить оппонентов, противопоставить одних другим, напрямую обращаясь к верующим в обход церковных структур, внося разделения, о чем предупреждал апостол:  «Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны…» (Рим 16,17). Иные братья не помнят этого увещевания апостола, слишком легко решают, что к ним оно не относится, ибо они «пекутся исключительно об истине». Скорее всего так это и в самом деле им видится, но все же надо всегда помнить, что выступления в Интернете – дело в высшей степени публичное, что по ним судят о христианах вообще, о протестантах и баптистах в частности. Конечно, запретами тут положения не улучшить, да они и невозможны, а вот неустанно взывать к чувству ответственности, напоминать о нем – надо. Чем и занимаются модераторы, честь им и хвала.

Непродуманные с точки зрения последствий выступления - тоже издержки, но ничего не поделаешь: надо учиться бороться и с этим злом, как ни печально – в собственных рядах. Бывает, что та или иная группа (обычно именующая себя «здравой») отъединяется от единоверцев и заводит свой сайт. Как правило, там собираются, как видится извне, не очень добрые люди, обвиняющие всех прочих в либерализме – не всегда безосновательно, между прочим. Они нападают на всех, кто не разделяет их подходы, нередко грызутся и между собой. Разумеется, никто не вправе обвинять их за такой выбор. В конце концов эти сайты тоже служат интересам баптистского дела, хотя может казаться, что таким «фундаменталистам» отказывает чувство меры. Но – все в руках Господа, Он знает об этих разделениях и все может обратить на пользу Своему делу. Какая-то роль уготована Им и для таких вот слишком строгих, как нам кажется, братьев, которым мы не должны отказывать в братском общении. 

Так что Интернет, к сожалению, и «поле битвы», где нам (как и всем другим конфессиям) приходится отстаивать свою правоту, разъяснять нашу позицию по тем или иным вопросам и «давать отпор» всякого рода инсинуациям против нас, которым несть числа. И все же должны же существовать какие-то правила словесных войны, раз уж войны ведутся – ведь не перестаем же мы быть христианами. Они есть, излагаются в «Правилах форума», но все же слишком многие придерживаются принципа a la guerre comme a la guerre, «на войне как на войне», а там все позволительно.  В Интернет-общении - не все, далеко не все. Непозволительно освобождать себя от правил поведения, приличествующих христианину, не подобает позволять оппоненту навязывать его стиль полемики, если он некорректен. Надо придерживаться одних и тех же правил поведения в Интернете независимо от того, с кем имеешь дело: с грубияном или и с воспитанным человеком. Первых не так уж мало, но нельзя позволять им задавать тон Интернет-общению.

(окончание следует)

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.

Похожие новости