В октябре 2014 года наше братство отметит 70-летие объединения Союза евангельских христиан и Союза баптистов в один Союз, который носил название Всесоюзный Совет евангельских христиан и баптистов, а с 1946 года Всесоюзный Совет евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ). Сегодня некоторые служители пытаются разделить эти два течения. Существуют евангельские церкви, даже Союз евангельских христиан, претендующий на своё родство с Союзом евангельских христиан, который, был организован И. С. Прохановым и действовал с 1909 по 1944 годы. Сегодня существуют претензии на особую историю Евангельских христиан, на их обособленное развитие по отношению к Российским баптистам. Высказываются мнения об искусственном создании ВСЕХБ Советской властью. Особенное удивление вызывает тот факт, что никто не пытается воссоздать Федеративный Союз баптистов, хотя это было бы намного логичнее, как мы увидим из нижеследующего исследования. Тем не менее, слово баптист чётко ассоциируется с понятием евангельский христианин, хотя бы по тому, что вероучение этих двух течений совершенно идентичное.
В ареале распространения русской Библии евангельские христиане-баптисты предпочитают называть себя братствомi. Это наименование имеет крепкие исторические корни: первый известный нам официальный документ их истории носит название «Правила вероисповедания новообращенного Русского Братства»ii. Он датируется началом 1870 года и был приложен к первому ходатайству о легализации на имя императора. Внешние подозревали в «составителе ... образованного богослова, хотя и не вполне еще усвоившего русский язык». Решающую роль в их составлении играл 30-летний братский меннонит Иоганн (Иван Иванович) Вилер (1839-1889), учитель по образованию и по профессии, свидетель крещения пионера баптизма в Украине Е. Цимбала, организатор съезда 1884 года в Ново-Васильевке и первый председатель миссионерского комитета братстваiii.
Центральной категорией этого периода была категория порядка. О порядке много размышляет и пишет сам Вилер. Порядок в баптистских церквях сразу бросается в глаза. Сотрудник Базельской миссии А. Амирханянц пишет Пашкову из Тифлисса: «С первого взгляда на Евангелистов и на Баптистов сейчас видно, что дисциплина, порядок вместе с тем конечно и преимущество на стороне последних»iv. Высокую степень организованности баптизма признавали и его противники
В России существовали и общины, придерживавшиеся другого порядка. Это были общины связанные с миссионерской деятельностью великого немецкого баптиста Иоганна Гердгрдовича Онкена (1800-1984). Он принял крещение в 1834 году и начал работу в Гамбурге и организовал маленькую группу верующих. С 1834 по 1851 год его община возросла до 3750 членов. Они раздали в Германии более 800 000 трактатов, что было огромной цифрой по тем временам и начали послать миссионеров в другие страны. Община Онкена поддерживала 60 благовестников. Онкен организует Гамбургскую миссионерскую библейскую школу, которая потом будет преобразована в семинарию. В 1864 году Онкен впервые приезжает в Россию. Крестит тут немцев, уверовавших во Христа. К концу жизни Онкена в Германии было около 30 000 баптистов, благодаря его кипучей миссионерской деятельности. Сам Онкен крестил за свою жизнь только в Гамбурге 1022 человека. Он четыре раза приезжал в Россию и принял огромное участие в подготовки служителей для Российского братства.
На Кавказе, Тифлисская община следовала Онкенской модели. Этот порядок можно изучать по сохранившимся протоколам 76 членских собраний в 1879-85 и 1890 годуv. Почти все было регламентировано: например, предписывалось, что собрание членов начинается с коленопреклоненной молитвы и заканчивается молитвой стоя. Основой порядка в Тифлисской общине было Гамбургское исповедание веры 1847 года, известное в русском переводе с 1873 годаvi. Онкенской модели, например, придерживался в свое время И.В. Каргельvii.
Порядок был значительно конкретнее Вероисповедания. Как уже указывалось, за нарушение порядка могли отлучить от церкви, например за неучастие в поддержке миссии,предоставление заема с более чем 6% годовых,курение табака, и многое другое. Таким образом, порядок определял и нормы поведения. Взаимозависимость на уровне морали была значительно сильнее всех остальных аспектов, поскольку этот уровень был наиболее легок для восприятия теми, кому предписывалось принимать коллективные решенияviii.
В то же время Меннонитское сообщество в России определяло себя как братство.
Братские меннониты дополнили традиционную модель меннонитского сообщества, состоящего из автономных общин и не имевших общего постоянного руководящего органа, эффективными средствами регулярного взаимодействия. В мае 1872 года под председательством баптиста из Германии А. Либига была созвана конференция, на которой был введен институт разъездных проповедников (Reiseprediger), которым вменялось в обязанность посещать разрозненные общины и группы. Их работу координировал вновь созданный миссионерский комитет. Разъездные проповедники назначались на срок от нескольких месяцев до одного года; две трети этого времени они должны были проводить в труде вне своей церкви. Их содержание оплачивалось из специальной кассы. Начиная с 1872 года, конференции представителей общин проводились ежегодноix.
Модель братства, реализованная братскими меннонитами, вполне оправдала себя в условиях его территориальной разобщенности и распыления по многим небольшим группам в сельской местности. Роль разъездных проповедников заключалась не столько в приобретении новых душ для церкви как в выравнивании форм благочестия в общинах и отдельных семьях, а также унификации стиля богослужения. Результатом их деятельности была гомогенизация движения, ставшая реальной основой единения этой небольшой конфессиональной общности. Вилеру эта модель была известна до мельчайших подробностей. В 1872 году он вошел в число первых семи разъездных проповедников, а также в миссионерский комитет. В то время он был единственным служителем, который трудился за пределами меннонитской братской общины. В Рюккенау русские братья переняли эту практику. Наряду с немецкими разъездными проповедниками были избраны четыре русских брата – одного сроком на год и троих – сроком на полгода.
Евангельское движение в России отличалось удивительным разнообразием. Миссионерское рвение выходцев из православия дополняли устойчивые традиции общинной жизни общин молоканского происхождения, которым к 1880 годам исполнилось минимум три поколения. «Правила вероисповедания» во многом схожи с меннонитской традицией; тифлисская община развивалась по гамбургской онкенской модели строгого единоначалия: право проповеди было закреплено за В.Г. Павловым. В его отсутствие проповедовать имел право Н.И. Воронин. Еще три брата в отсутствие обоих имели право лишь пояснять Писание.
Кроме этих двух моделей евангельских церквей существовала ещё и третья модель - модель Евангельского Альянса. По этой модели развивалось Евангельское движение в столице Российской Империи Санкт-Петербурге. Его инициатор, англичанин лорд Редсток, принадлежал к государственной Англиканской церкви и был активным сторонником Евангельского Альянса – организации, объединявшей отдельных членов широкого спектра протестантских церквей. Общим знаменателем многочисленных устоявшихся церковных традиций было единое понимание необходимости обращения. Различия в церковном порядке этому не принимались во внимание. По сути дела, Альянс представлял собой мост, колоннами которого выступили отдельные протестантские конфессии. В Петербурге же среди русского населения колонн протестантского образца не было; строительство моста началось здесь с дорожного покрытия. Заметим, что по мосту, проложенному Альянсом, в Россию стали проникать идеи движения освящения в его немецком варианте. Первый раз Редсток приезжает в Россию весной 1874 года и начинает свои проповеди-беседы в салонах высший аристократии. Среди обращённых барон М.М. Корф, княгиня Гагарина, княгиня Ливен, граф Бобринский и др. Лидером этой группы становится полковник в отставке В. А. Пашков. В 1876 году Редсток ещё раз приезжает в Россию, посещает Москву и свидетельствует в высших кругах о Спасителе, его проповедь не вызвала большого оживления. Вскоре въезд Редстоку в Россию был запрещён он проповедовал во многих странах постоянно молясь о России. 8 декабря 1913 года Господь взял его к себе на 81 году жизни. Его нашли умершим в постели с рукой, положенной на старую английскую Библию. Этому в значительной мере способствовал еще один сторонник Альянса д-р Ф. Бедекер, трудившийся в Петербурге с 1877 года. К 1878 году в Петербурге уже проходили большие собрания в нескольких частях города.
К концу 70-х годов в Петербурге появился И.В.Каргель, баптист, который будучи лютеранином, обратился и крестился в Тифлисе. Окончил Гамбургскую семинарию. Сблизился с Пашковым и тот направил его на евангелизацию в Болгарию, где Каргель жил в детстве. Проповедуя Евангелие, он основал там 4 немецкие и 1 болгарскую общину. Через несколько лет Каргель вернулся в Петербург и Пашков направил его в Финляндию, где жили финские рабочие, уверовавшие во Христа на собраниях Пашкова в Питербурге.
В 1877 году Пашкову первый раз было предложено прекратить проповедывать Евангелие и удалится из Петербурга. Он проповедовал в различных губерниях. Где у него были имения, не оставляя конечно Петербурга.
Петербургское пробуждение имеет еще одну особенность. Сообщения о тысячных собраниях касаются в первую очередь евангелизационных собраний; существовал и значительно более узкий круг верующих, организованный в общину по модели британских открытых братьев (Open Brethren). Ядро этой модели, общение детей Божьих вокруг стола Господня в Его Вечере, по самой своей идее отличается от южно-российской, которую можно скорее соотнести с Телом Христовым. По петербургскому варианту, решение о приеме в круг общения Вечери принималось и объявлялось руководство общины.Крещение при этом не играло роли; оно оставлялось на усмотрение каждого. Это различие в дальнейшем сыграло существенную роль: баптисты, неукоснительно следуя линии закрытого хлебопреломления, отказывались участвовать в Вечере Господней вместе с возрожденными, но не принявшими крещения верующими. Примером может служить молодой И.С. Проханов (с 1887 года живёт в Петербурге учится в Технологическом институте), который вместе с братским меннонитом Г. Фастом в Петербурге в 1891 году перестали участвовать в Вечере в общине Каргеля, но продолжали посещать ее.
Многообразие форм евангельских общин не считалось препятствием для их консолидации. На Рождество 1881 года Вилер вместе с впоследствии известным меннонитским историком П.М. Фризеном, с ведома, а возможно, и благословения их общины в Рюккенау направились в Петербург на встречу с Пашковым. Известно, что обcуждался широкий круг вопросов, вплоть до организации обучения проповедников.О каких-либо принятых решениях источники не сообщают.
Существовало две концепции консолидации евангельского движения в России – концепция Альянса, которой держался Пашков, и концепция братства, которую проводил в жизнь Вилер. Несмотря на некоторые концептуальные различия, оба действовали согласованно. Вилер, со своей стороны, был готов действовать в рамках Альянса. Еще в 1872 году он сотрудничал с швейцарским Альянсом в вопросе защиты евангельского движения в России; в 1880-е годы он был готов к участию в совместном хлебопреломлении с возрожденными христианами, не принявшими крещения по вере.Пашков после принятия крещения по вере от одного из известных открытых братьев Г. Мюллера также мог рассчитывать на большее понимание в рядах баптистов.
Вилер и Пашков действовали согласованно, хотя и следовали различным концепциям. В южной части России инициатива была в руках Вилера. Полгода спустя после встречи в Петербурге, он пригласил на 21-23 мая 1882 года в Рюккенау на очередную ежегодную конференцию братских меннонитов девятнадцать русских братьев русских братьев из тринадцати общин от Закавказья и Бессарабии до Елизаветградского уезда. Конференция назначила четырех русских разъездных проповедников в дополнение к девяти немецким – одного сроком на год и трех сроком на полгода (для сравнения – один немецкий разъездной проповедник был назначен на один год, семь – на полгода, и один – на один квартал). Конференция в Рюккенау показала, что структура работы братства была принята в среде русских баптистов и вполне удовлетворяла их.
Приглашение русских баптистов в Рюккенау было частной инициативой Вилера и большой неожиданностью для меннонитского братства, которое в большинстве своем эту инициативу не поддержало. Вилер с присущей ему энергией решил все-таки продолжить этот труд. Он оставил престижную должность преподавателя элитного меннонитского центрального училища, продал семейную гордость – карету с приставной лесенкойx, и с 15 июля 1883 году перешел на постоянный труд в русском братстве. Финансовое обеспечение взял на себя Пашков. Первая поездка Вилера была на Кубань и в Самарскую губернию.
Следующее крупное мероприятие состоялось по линии Альянса. В начале апреля 1884 года Пашков вместе с М.М. Корфом созвали в Петербурге конференцию, пригласив представителей широкого евангельского спектра – штундистов, баптистов, меннонитов, молокан, духоборцев и евангелических молокан.Уже само приглашение было проникнуто мыслью о «совершении единства единого Его Тела»xi.В подготовительный комитет конференции вошли представитель открытых братьев Бедекер, пресвитерианин Деляков, баптист Каргель, а также Корф и Пашков, которые разработали Символ веры, состоящий из шести пунктов. Вилер также участвовал в работе конференции.
Спорным оказался вопрос о крещении. Накануне конференции часть делегатов отказалась принять участие в воскресном хлебопреломлении Петербургской общины, собравшем около ста участниковxii. В ходе конференции организаторам пришлось снять вопрос о крещении с повестки дня. По остальным вопросам конференция показала духовное единение всех ее участников. Работа конференции была прервана полицией.
Результаты конференции в духе Альянса нельзя измерять достижениями организационного плана – и в Европе участники Альянса не стремились к объединиться под общим руководством. Организаторы конференции, Пашков и Корф, заплатили очень высокую цену – оба были высланы из России, а вся их работа по распространению Евангелия в России была поставлена под строгий запрет.
Работа по консолидации, но уже по модели братства была продолжена месяц спустя, 30 апреля – 1 мая 1884 года в молоканском селении Ново-Васильевка в Таврической губернии. По количественному составу съездxiii был сравнительно небольшим – 33 делегата от 13 общин и шесть гостей. Представитель Петербургской общины Каргель был назначен товарищем председателя конференции; в числе гостей были руководители евангелических молокан. В числе делегатов были и представители общины Вилера, в том числе ее пресвитер. Духовный настрой конференция получила накануне, когда в специально подготовленном шатре перед 2000xiv до 2500 слушателями проповедовало шесть украинцев, пять русских и один немец. Пять душ пережили обращение и заявили о крещенииxv.
Немецкий историк Иоханес Дик особо отмечает, что председатель конференции Вилер поместил в центр внимания конференции не многочисленные различия между различными группами, а миссию. Вилеровская концепция миссии обнаруживает удивительный баланс между распространением Евангелия и его укреплением в жизни уверовавших, созданием базы для миссии и активизации ее ресурсов. Примечательна шкала приоритетов в его миссионерской концепцииxvi:
Вилер поставил перед собой прежде всего следующие задачи:
1.) Посещение далеко рассеянных общин и широко разбросанных станций
2.) Возбуждение и поощрение среди братьев и сестер миссионерского настроя,
3.) Укрепление единства и любви в общинах;
4.) Евангелизация среди необращенных душ
Конференция обсудила двадцать четыре вопроса повестки дня, главным из которых была миссия. Исходя из финансовых возможностей, было назначено восемь евангелистов: три годовых, четыре полугодовых и один квартальный. Таким образом, для активной повседневной работы в общинах был создан ресурс в 42 человеко-месяца. Все евангелисты и миссионеры переходили в подчинение председателю миссионерского комитета.
Конференция прошла по модели братства, с учетом широкого спектра евангельского движения России. Даже конфессиональный атрибут «баптист» в протоколе конференции упоминается всего один раз – в ее наименовании. Решения по вопросам миссии были отнесены к разряду обязательных к выполнению; вопросы догматические, вошедшие в вероисповедание – к разряду, желательных к исполнению; все остальные вопросы предоставлялись на рассмотрение самих церквей. Вмешательство конференции во внутренние дела церкви не допускалось. Руководящего органа на период между конференциями не предусматривалось.
В волну победоносцевских гонений братство вошло в той или иной мере консолидированным. Гонения прежде всего сказались на служителях-выходцах из православия; буквально через два-три года основная тяжесть работы легла на плечи служителей-выходцев из молокан. Благодаря им, братство в условиях гонений и конспирации сохранило достигнутый уровень единения. Вилер был вынужден оставить Россию летом 1886 года. На общем годовом собрании 29.12.1887 – 1.1.1888 было принято решение об избрании руководителем общих дел Д.И. Мазаеваxvii, а также план об избрании (назначении) его пяти региональных помощников. Тогда же был предложен новый порядок рукоположения пресвитера, который предусматривал согласование вопросов, связанных с рукоположением, с годовым собранием и координацией этих вопросов через руководителя общих дел. Неизвестно, насколько это решение было претворено в жизнь в условиях победоносцевских гонений и конспирации, однако оно существенно ограничивало независимость отдельной общины в плане избрания ее руководителя. С этого времени собственно фазу братства можно считать завершенной. Наступила фаза становления союза.
Следующий этап Евангельского движения в Петербурге по, который перерастёт в Союз Евангельских Христиан неразрывно связан с именем Ивана Проханова. Иван Степанович Проханов родился в Владикавказе в семье молокан, когда ему было 7 лет уверовала его семья. Будущий организатор евангельского движения в России обратился к Господу в ноябре 1886 года, а 17 января 1887 года принял водное крещение в поместной общине баптистов. Окончив с отличием реальное училище, он в 1888 году поступает в Петербургский Технологический институт, который оканчивает в 1893 году с дипломом инженера-механика. Во время учёбы Иван Степанович принимал участие в духовной жизни петербургских верующих. В 1902 году прошёл очередной Съезд баптистов в городе Ростове-на-Донуxviii.Съезд прошёл под председательством Д.И. Мазаева. На съезде присутствовали представители евангельских христиан из Петербурга В.И.Долгополов и Г.М. Матвеев. Обсуждались вопросы о единстве и совместном труде с евангельскими христианами. Следующий съезд Союза баптистов прошёл в Царицыне в 1903 году Съездxix. Съезд прошел нелегально. На съезд, кроме братье в с юга России, прибыли братья от общин евангельских христиан из Киева и Санкт-Петербурга. На этом съезде впервые было принято решено называть себя «евангельскими христианами-баптистами». На Съезд баптистов и евангельских христиан в городе Ростове-на-Дону в 1904 годуxx Д.И. Мазаев пригласил евангельских христиан из Петербурга, Киева, Конотопа и Севастополя. Этим общинам было предложено вступить в Союз русских баптистов с сохранением своих названий. Евангельские христиане Санкт-Петербурга внесли 500 рублей в миссионерскую кассу Союза баптистов. Вернувшись 1904 году в Санкт-Петербург из-за границы И.С. Проханов организует в 1905 году так называемую «Первую общину» евангельских христиан. Община была организована строго по баптистскому образцу. В общину вошли разрозненные молодёжные группы, а также молодёжь из евангельской общины И. В. Каргеля и баптистской общины А.В.Бердникова. И.С. Проханов хотел быть независимым от Союза евангельских христиан-баптистов. Его цель была распространить своё влияние на другие христианские деноминации с целью духовного пробуждения и обновление России. В мае 1905 года в Ростове-на-Дону, нелегально, под председательством Д.И. Мазаева собрался расширенный съезд баптистов и евангельских христианxxi. Съезд окончательно утвердил наименование евангельские христиане-баптисты. Во время съезда отошёл в вечность пионер русского баптизма – Никита Исаевич Воронин. Съезд баптистов и евангельских христиан в городе Киеве по подготовке ходатайства об уточнении закона от 17 октября 1906 годаxxii. Съезд 1906 года, прошёл с 3 по 6 декабря в Киеве. Съезд проходил легально, как районный съезд. Основной вопрос, который рассматривали делегаты: рассмотрение правил и подзаконных актов приложенных к именному указу. Съезд подготовил предложение к ходатайству к некоторым статьям указа. Всероссийский объединительный съезд баптистов, евангельских христиан и захаровцевxxiii состоялся с 15 по 1 февраля 1907 года в Санкт-Петербурге. Съезд был созван по инициативе И.П.Кушнерова и рассматривал вопросы правового положения христиан евангельского исповедания в России. Присутствовало 70 делегатов от евангельских христиан-баптистов, евангельских христиан-захаровцев и евангельских христиан. Председательствовал на съезде И.В. Каргель, заместителем председателя был Д.И. Мазаев. Съезд собрал самых выдающихся служителей братства того времени. Был проанализирован указ от 17 сентября 1906 года и предложены правительству формулировки пунктов указа удовлетворяющие евангельское братство России. Съезд высказался за скорейшую легализацию евангельских общин. Съезд закончился совместной Вечерей Господней.
25 августа 1908 года от имени 140 членов первой петербургской общины евангельских христиан в городе Петербурге было подано заявление о регистрации общины на основании указа от 17 октября 1906 года. 26 ноября 1908 года община была зарегистрирована петербургским губернатором, а 29 ноября утверждена специальным указом. 6 ноября 1909 года был избран Совет общины из 40 действительных членов и 10 кандидатов. Председателем Совета общины избрали И.С.Проханова, а его заместителями – Г.М.Матвеева и В.И.Долгополоваxxiv. Первому Всероссийскому съезду евангельских христиан пред шествовало два региональных съезда: в Одессе (в 1908 году) и в Екатеринославе (в 1909 году), на которых было принято решение о созыве Всероссийского съезда. Съезд состоялся в сентябре 1909 года. Присутствовало 24 делегата от 18 поместных общин и 30 гостей. На съезде был образован «Союз евангельских христиан», председателем которого стал Иван Степанович Проханов. Было решено, что съезд будет только совещательным, потому что решения съезда носили характер братского совета , а не обязательного постановления для церквей. Съезд рассмотрел следующие вопросы: О дне поста и молитвы за единство Детей Божьих, Об основании в Петербурге библейского института и учреждении курсов проповедников; об объединении всей христианской молодёжи; Было выработано предложение к братьям баптистам об объединении теперь уже разделённого братства для совместной работы, в частности были предложено установить один день молитвы в году об объединении, об совместном учреждении Библейских курсов, организации совместно печатного органа и Союза Христианской молодёжиxxv. различные вопросы связанные с переходов верующих в другие общины. Большая часть съезда была посвящена духовным вопросам: о молитве; о самопознании; о значении Слова Божия в жизни христианина; на съезде обсуждался вопрос об образовании объединительного комитета с баптистами. В1909 годус 17 по 19 мая 1909 года в Петербурге состоялся второй Съезд Союза христианской молодежиxxvi. За прошедший год во многих поместных церквях были организованы юношеские кружки. В работе съезда приняло участие 14 представителей кружков общин евангельских христиан и 12 представителей от общин баптистов. На съезде был рассмотрен и утверждён Устав кружков христианской молодёжи и Устав Союза христианской молодёжи. Принято решение о легализации Союза под названием «Евангельский союз христианской молодёжи». Председателем Союза избран И.С. Проханов. Второй всероссийский съезд евангельских христиан в Петербургепроходил с 25 декабря 1910 года по 4 января 1911 года. Среди приветственных телеграмм съезду была зачитана телеграмма от видных работников Союза баптистов Д. И. Мазаева и Ф. П. Балихина «Приветствуем сердечно ваш съезд! Господь любви и мира да будет среди вас! От полноты Его да получат все благодать на благодать! Вражда да будет осуждена и возвестится мир дальним и близким!»xxvii. Среди прочих вопросов был принят Устав общин. Съезд принял решения назвать Союз: «Союз евангельских христиан». Было принято теперь, что в графе исповедания во всех документах писать «евангельское». При регистрации общин было рекомендовано было именовать их «общинами евангельских христиан». На этом съезде было также принято вероучение евангельских христиан написанное И. С. Прохановым. 18 июля 1912 года по инициативе И.С. Прханова во Владикавказе состоялось совещание евангельских христиан и баптистов с целью создания соединительного комитета для выработки условий совместной деятельности в будущем. Был составлен двухсторонний договор – соглашения, который должен был быть утверждён Советом ВСЕХ и Правлением Союза баптистов или съездами Союзов. Со стороны баптистов договор подписали Д. И. Мазаевым и С. П. Степановым при условии правильного решения вопроса об отлученных. Суть вопроса об отлучённых состояла в том, что церкви одного Союза принимали отлучённых поместными церквями другого союза. В следствии этого в церквях евангельских христиан находилось много отлучённых из церквей Союза баптистов. Естественно, что данный факт очень негативно сказывался на взаимоотношении служителей Союзов.
В апреле 1917 года на съезд русских баптистов во Владикавказ прибыла делегация от Союза евангельских христиан в составе Ф.М.Троснова, Ф.И.Санина и К.Д.Бодю. Они повторили свое предложение, сделанное в 1912 году там же во Владикавказе, «образовать объединенный комитет». Братья баптисты дали на это согласие при условии «удаления из общин союзов членов, неправильно принятых в одном и другом союзе». Была избрана группа братьев из пяти лиц для представительства на съезде евангельских христиан. В нее вошли: П.В.Павлов, М.Д.Тимошенко, А.Г.Алехин, В.И.Скороходов и Г.Д.Жулинxxviii.
С 17 по 25 мая 1917 года в Петрограде на первом свободном съезде Евангельских Христиан участвуют пять представителей союза баптистов. Съезд обсуждал вопрос образования объединительного комитета между двумя союзами: евангельских христиан-баптистов и евангельских христиан. Предложено создать совместно с баптистами соединительный комитет для подготовки совместного съезда, и избрано туда пять человек. Съезд принял условия баптистов в отношении неправильно принятых членов в общины, но в части того, как с ними должно поступать, оставлено на усмотрение общин: были даны лишь советы и рекомендации в духе принятых условий. Было выражено желание, чтобы не позже Рождества 1917 года был созван общий учредительный съездxxix. Были попытки на местном уровне (например, в Тамбове) провести объединительный съезд, но эти попытки не осуществились по различным причинам. В частности из-за позиции по этому вопросу Председателя Союза евангельских христиан-баптистов Д. И. Мазаеваxxx. В связи с начавшейся гражданской войной и вызванной ей разобщённостью территорий России, в 1919 году было образовано Временное правление Союза баптистов в лице П.В.Павлова, М.Д.Тимошенко и И.Н.Шилова. В октябре 1919 года П.В.Павлов и И.Н.Шилов приняли горячее участие при обсуждении дела объединения на VI съезде евангельских христиан. На этом съезде было достигнуто соглашение создать Временный Всероссийский общий совет евангельских христиан и баптистов и выработан проект Положения о Временном советеxxxi.
С 19 по 24 января 1920 года состоялось первое Совещание Временного Общего Совета, на которое собралось 10 человек. Со стороны евангельских христиан были И.С.Проханов, Г.М.Матвеев, К.П.Петров, П.С.Капалыгин и М.А.Орлов; баптистов представляли П.В.Павлов, И.Н.Шилов, И.В.Сиротин, Г.Г. Яухиайнен и В.Г. Мелис. Обсудив с молитвою вопрос о единстве евангельско-баптистского братства в России, совещание вынесло постановление: «Во исполнение желания Спасителя мира о единстве детей Божьих и для блага всего дела Божья в России призвать всех верующих, как евангельских христиан, так и баптистов в нашей стране, напрячь все духовные усилия к тому, чтобы достигнуть в будущем слияния двух течений в одно и двух союзов в один союз... Совещание решило в соответствии с вышеупомянутым соглашением (состоявшемся на VI съезде евангельских христиан) считать означенный Временный Всероссийский Общий Совет евангельских христиан и баптистов основным и существующим с 19 января 1920 г. в составе вышеперечисленных лиц»xxxii. Общий Совет предложил всем поместным общинам избрать представителей на означенный съезд из среднего расчета одного от 50 членов. Было разработано и опубликовано в журнале «Братский Союз» «Положение о Временном Всероссийском Общем Совете». Председателем Общего Совета по жребию был избран П.В.Павлов, но П.В.Павлов предложил коллегиальное руководство делами Совета. Печатным органом Общего Совета был журнал «Братский Союз», девизом которого было: «И сложи их у себя один с другим в один жезл, чтобы они в руке твоей были одно» (Иез. 37:17). Эмблемой «Братского Союза» было два жезла в одной руке.
С 1 по 4 июня 1920 года одновременно со съездами двух союзовxxxiii. В съезде участвовало по 60 делегатов от каждого союза с правом решающего голоса и 99 делегатов от евангельских христиан с правом совещательного голоса. На съезде по очереди председательствовали И. С Проханов и П.В.Павлов. Депутаты решили не обсуждать различие друг друга, а трудится в одном Союзе. На второй день, 28 мая, на съезде баптистов было прежде всего заявлено, что в догматических вопросах, в жизни и поведении баптистов и евангельских христиан разницы никакой нет «и все причины, разделяющие нас, должны быть отброшены». Что IV съезд евангельских христиан в 1917 году принял условия баптистов в отношении неправильно принятых в общины членов. Съезд высказался за полное слияние в один общий союз, который бы назывался, как было принято еще в 1905 году, «Всероссийский союз евангельских христиан — баптистов», причем было желательно, но не обязательно, чтобы все общины, входящие в союз, приняли это общее наименование. В вопросах пресвитерства, крещения, порядка хлебопреломления были приняты предложения евангельских христиан. Евангельские христиане предложили одно из трех названий: 1) «Всероссийский союз евангельских христиан»; 2) «...евангельских христиан, крещенных по вере»; 3) «...первохристиан». Что касается церквей на местах, то они могли носить те наименования, какие им нравится. На заседании съезда баптистов 1 июня после широкого обсуждения отчета съезда евангельских христиан была принята резолюция, в которой, по общему мнению, съезд баптистов решился на крайние уступки «дабы достигнуть единства». Слитный союз предлагалось именовать одним из трех: 1) «Всероссийский союз евангельских христиан или баптистов»; 2) «...баптистов и
евангельских христиан»; 3) «...евангельских христиан и баптистов». При отказе принять какое-либо из этих названий считать слияние несостоявшимся; в последнем случае объединить союзы через Общий Совет на основах выработанного положения, подлежащего пересмотру и утверждению Всероссийским съездом. 2 июня на совместном заседании представители баптистов предложили «слиться в один союз на равных началах и при равном наименовании «Союз евангельских христиан и баптистов». Из-за нежелания представителей евангельских христиан принять
предложение баптистов, заседание было прервано. 3 июня съезд евангельских христиан принял постановление, в котором, в частности, было сказано: «...желая принести
жертву для дела единства, Всероссийский съезд евангельских христиан решил принять для слитного союза наименование: «Всероссийский Союз евангельских христиан и баптистов». Со стороны баптистов последовало немедленное заявление, что «препятствия к слиянию устранены». Такое же заявление поступило со стороны евангельских христиан. Председательствующий на съезде И.С. Проханов объявил о слиянии двух Союзов в один. Съезд радостно молился.
4 июня, когда перешли к техническим вопросам слияния союзов, обнаружились серьезные разногласия. На совместном заседании двух расширенных президиумов П.В.Павлов предложил, коллегиальное управление делами Союза по равному числу членов с обеих сторон и две коллегии Совета смешанного состава: в Петрограде и Москве. От расширенного президиума евангельских христиан на это последовало настоятельное контрпредложение: чтобы в Совете был обязательно председатель в лице И.С. Проханова, а его заместителем был представитель от баптистов. И.С. Проханов со своей стороны, соглашаясь в крайнем случае на коллегиальное управление на один год, все же настаивал на том, чтобы местопребыванием Совета был Петроград, в Москве же находились бы два уполномоченных от Совета. Баптисты, сделавши уже уступки, не согласились. Дальнейшие двухдневные переговоры на уровне президиумов союзов не привели к единогласию.
Союз евангельских христиан своим письменным отношением от 13 и 14 июня 1921 года за № 610/625 заявил, что вопрос о слиянии не должен считаться решенным, а также, что «полное слияние может состояться на общем Всероссийском Съезде Евангельских христиан и Баптистов», подобно тому, какой состоялся в 1920 году. Съезд евангельских христиан-баптистов 1921 года счел необходимым «поручить будущему Совету при созыве очередного Всероссийского съезда баптистов предложить Союзу евангельских христиан, если с их стороны последует предложение созвать совместный съезд, согласовать свой съезд по времени и месту со съездом баптистов для создания тем самым возможности окончательного совместного решения вопроса о слиянии в техническом значении этого слова»xxxiv. Назначенный 19-20 июня 1921 года объединительный съезд не состоялся по причине вмешательства властей. В октябре 1922 года Совет Союза баптистов обратился к Союзному Совету евангельских христиан с предложением о возобновлении диалога по вопросу о совместной работе в таких областях, как распределение помощи нуждающимся голодающим Поволжья, организация библейских курсов в Петрограде, издание духовной литературы и представительство перед правительством страныxxxv. Но из-за ряда факторов диалог не состоялся. Позже была предпринята попытка к объединению в деле богословской подготовки проповедников через объединенные библейские курсы. В начале 1923 года было достигнуто совместное соглашение о Петроградских библейских курсах, которые предполагалось вскоре открыть. Для их организации Всемирный Союз баптистов оказал финансовую помощь. Но и это не послужило делу объединенияxxxvi.В 1923 году Стокгольме, во время Третьего Всемирного конгресса баптистов избирается комиссия по 5 человек с каждой стороны для разработке вопроса о единстве:от евангельских христиан И.С.Проханов, В.Т.Пелевин, А.Л.Андреев, В.И.Быков и И. Н. Колосков; от баптистов П.В.Павлов, М.Д.Тимошенко, И.Н.Шилов, С.В.Белоусов, А.П.Костюков и П.X.Мордовии. Внимательно выслушав обе стороны, братья, руководители Всеминого Союза Баптистов посоветовали пока не сливаться в один союз, но стараться объединять работу, без переименований и любых действий вызывающих противление одной из сторонxxxvii. После 1923 года попытки объединения двух союзов прекращаются.
Конец 20-х и начало 30-х годов прошлого столетия были очень сложными. Церкви обеих Союзов и Лидеры Союзов периодически выпускали письма обвиняющие друг друга. В данной работе мы бы не хотели показывать подробности этих взаимоотношений.
К концу 1929 года многие работники региональных союзов баптистов были репрессированы, в связи с чем была полностью парализована деятельность Федеративного Союза баптистов. Он просуществовал три года и вынужден был распуститься. В 1928 году И.С.Проханов, побывав на Четвёртом Всемирном конгрессе баптистов, не смог возвратиться на Родину, опасаясь репрессий. ВСЕХ остался без лидера. Решением Президиума ВСЕХ деятельность Союза евангельских христиан была приостановлена. Члены ВСЕХ были вынуждены перейти на другую работу. В конце декабря 1930 года оставшиеся не арестованными члены Правления и Совета Союза баптистов получили разрешение на вое становление Союза. Атеисты очень тщательно проработали свою тактику в отношении Союза баптистов. Им конечно же, не очень по нравился демонстративный роспуск Союза: «Что скажет на это за рубежная общественность?» Но с разрешением о восстановлении Союза не спешили пока не изолировали от братства баптистов «не желательных лиц». Пленум был созван. В числе приглашённых на нем должны были быть А.П.Костюков из Украины, А.САнаньин и Ф.П.Куксенко из Сибири, П.Я.Винс с Дальнего Востока и другие из других регионов. Но органы власти сделали так, чтобы поименова иные лица не попали на Пленум. П.Я.Винса арестовали сразу по приезде, в Москве; А.С.Ананьина и Ф.П.Куксенко дома перед выез дом, а А.П Костюкова сняли с поезда и арестовали. А.М.Букреева уже не было. Ф.Г.Косолапов, Б.С.Чеберук, Р.Д.Хомяк, Ф.Г.Патков ский и А.Д.Правоверов были в тюрьмах, а П.В.Иванов-Клышников и И.Н.Шилов - в ссылке. В итоге Правление Союза баптистов составили Н.В.Одинцов, П.Я.Дацко, М.Д.Тимошенко и прошли в Правление И.И.Бондаренко и В.И.Колесников. Демонстративное закрытие Союза евангельских христиан не понравилось властям. Поэтому через год было получено раз решение на созыв расширенного совещания для избрания состава совета ВСЕХ и возобновления его работы. (В отличие от баптистов евангельские христиане располагали почти неподверженным репрессиям составом прежнего Президиума ВСЕХ). 23 августа 1931 года в Москве состоялось совещание, на котором было 40 делегатов. Я.И.Жидковым был сделан доклад и предложено рассмотреть предварительное Положение о ВСЕХ, которое соответствовало бы действующему Постановлению ВЦИК РСФСР «О религиозных объединениях». Новым Положением о ВСЕХ предусматривались целый ряд мероприятий в деятельности ВСЕХ, в том числе проведение съездов представителей поместных церквей. Почти всё, что предусматривалось Положением, осталось лишь желаемым, но неосуществимым. Атеисты руками госаппарата усиливали репрессивные меры: темпы арестов, судов и ссылок набирали силу. Был избран состав ВСЕХ. В него вошли: Я.И.Жидков - председатель, А.Л.Андреев - товарищ председателя, А.В.Карев - казначей, П.С. Капалыгин -секретарь, М.А.Орлов - член Совета и кандидаты - В.Н. Урштейн, Ф.И.Белоусов и Н.Г.Моргунов. И.С.Проханов был избран почётным председателем ВСЕХ. Канцелярия ВСЕХ из Ленинграда переместилась в Москву. М.А Орлов стал секретарём Совета вместо П.С.Капалыгина. Что сталось с П.С.Капалыгиным , сведений нет. В 1935 году был репрессирован А.В.Карев и осуждён на 5 лет. Через два года был репрессирован Я.И.Жидков, а позже остальные члены и кандидаты ВСЕХ, кроме Орлова и Андреева, которые возглавили номинально оставшийся существовать ВСЕХ. Особо суровые репрессии власти предприняли против Правления Федеративного Союза Баптистов. В1933 году арестовали Н.В.Одинцова и М.Д.Тимошенко. В Правлении остались П.Я. Дацко, И.И. Бондаренко и В.И.Колесников. Вскоре председателем стал И.А. Голяев. Но поняв, что в обстановке постоянного негласного надзора за деятельностью Правления Союза работать невозможно, И.А.Голяев в начале 1935 года выехал из Москвы и до самой своей смерти в 1942 году проживал в Ташкенте. В 1934 году арестовали П.Я. Дацко. В 1935 году арестовали И.И.Бондаренко и В.И.Колесникова. Союз баптистов и его Правление прекратили свое существование.
По горькой иронии именно начавшаяся 22 июня 1941 года Великая Отечественная война спасла все церкви от полного истребления, дав возможность евангельским христианам-баптистам продемонстрировать свою лояльность. Эта «лояльность» выразилась в том, что в мае 1942 г. некоторые выжившие лидеры баптистов Левинданто Н. А. и Голяев М. И. обратились с письмом к Союзу евангельских христиан с предложением написать совместное воззвание к верующим, чтобы они молились за победу над фашистской Германией и активно участвовали в народном деле освобождения Родины. Это воззвание было написано и было подписано как служителями евангельских христиан , так и баптистов, в том числе А. В. Каревым и Я. И. Жидковым. Тогда же образовался Временный Совет евангельских христиан и баптистов. Специально для этого власти разыскали в ссылке находящегося Я.И.Жидкова, а в лагерях - Ф.Г.Патковского, которые были в срочном порядке освобождены и прибыли в Москву.
С 26 по 29 октября 1944 года в Москве состоялся съезд-совещание представителей евангельских христиан и баптистовxxxviii. Прошло 18 лет со времени предыдущих съездов, которые проходили в 1926 году. Он был экстренно созван уже существующим Всесоюзным Советом. В работе съезда-совещания приняли участие 45 человек по преимуществу старейших работников союзов евангельских христиан и баптистов. 30 из них были рукоположенными пресвитерами. Участвовали также некоторые члены московских и подмосковных общин. Среди участников было семь сестёр. Совещание постановило: «Предав забвению все разногласия в прошлом, из двух союзов - Союза евангельских христиан и Союза баптистов - создать один союз: Союз евангельских христиан и баптистов с Всесоюзным Сове том, как руководящим органом с пребыванием в городе Москве»xxxix. В состав ВСЕХиБ вошли: председатель --Я.И.Жидков, товарищи председателя -М.И.Голяев и М.А.Орлов, казначей —П.И.Малин, секретарь - А.В. Карев, члены — А.Л.Андреев, Ф.Г. Патковский, Н.А. Левинданто. Было выработано Положение о Союзе и для управления на местах принята система уполномоченных ВСЕХиБ по регионам (Украине, Белоруссии, Северному Кавказу). Кроме того было принято «Обращение ко всем общинам евангельских христиан и баптистов в СССРxl». Съездом-совещанием, кроме того, была принята (по настоянию М.А.Орлова) резолюция о системе областных старших пресвитеров, назначаемых ВСЕХиБ. Таким образом определилась централизованная система руководства делами евангельско-баптистского братства —Советом (ВСЕХ и Б), усиленная руководством жизни братства на местах старшими пресвитерами. Чрезмерная централизация вызывал у российских баптистов озабоченность за судьбу поместных церквей, которые лишались самостоятельности. Таким образом власти делали невозможным полноценного применения вероучительного принципа евангельских христан-баптистов - автономности церкви, то есть исключительное право поместной церкви решать внутренние вопросы самостоятельно, без согласований с вышестоящими органами. Такое решение было очень выгодно властям контролирующим религиозную деятельность. Кроме того, положением о ВСЕХиБ не предусматривалось съездов и переизбрания президиума - руководящего органа союза. Ради возможности проводить богослужения с проповедью Слова Божьего лидеры ВСЕХиБ вынуждены были поступится важными принципами баптисткой демократии, что в конце концов негативно отразилось на состоянии братства и его будущем. У руководителей братства не было выбора между плохим и хорошим, выбор был между плохим и очень плохим. После многолетних репрессий сам факт воссоздания объединённого союза безусловно являлся большим благом. 1 января 1946 году ВСЕХиБ решением Президиума был переименован во ВСЕХБ (союз «и» был заменён на дефис «-«)xli. Такое же наименование получили и церкви входящие в Союз. Это означало возврат к названию, которое Союз баптистов носил с 1903 года.
Так почти 70 лет назад завершилась история объединение евангельских христиан и баптистов в один Союз. Позже были попытки воссоздать движение «Чистых баптистов». В 70-е годы многие ещё помнили, кто из них евангельский, кто баптист. Но сегодня это уже всё не имеет значение. Мы евангельские христиане-баптисты.
Примечания:
i И. Дик «Зависимость независимости: община в жизни евангельского братств России в период его становления (1870-1887)» в сборнике «Автономия поместной церкви. Материалы первого Симозиума «Взаимоотношения поместной церкви и Союза» 6-7 декабря 2007 г. Киевской церковь «Дома Евангелия» Одесса 2009 г. с.276
ii Текст помещён: Алексий, епископ. «Материалы для истории и исследовании религиозно-рационалистического движения на Юге России во второй половине XIX ст.» Казань, 1908 г. с. 477-482
iii Дик. Й «Новые мехи для нового вина: о структуре первых баптистских общин на Юге России» Богословские размышления 2006, №6 с. 107-108
iv Амирханянц А. Письмо В. А. Пашкову, Тифлис, 4.11. 1882 г. Архив Пашкова 2/2/404
v Алексий, епископ. «Материалы для истории и исследовании религиозно-рационалистического движения на Юге России во второй половине XIX ст.» Казань, 1908 г. с. 610-677
vi Там же с. 677
vii Письмо И.В. Каргеля В.А. Пашкову, Лозовая, 31.06.1884 г. Архив Пашкова 2/15/26
viii И. Дик «Зависимость независимости: община в жизни евангельского братств России в период его становления (1870-1887)» в сборнике «Автономия поместной церкви. Материалы первого Симозиума «Взаимоотношения поместной церкви и Союза» 6-7 декабря 2007 г. Киевской церковь «Дома Евангелия» Одесса 2009 г. с.282
ix И. П. Дик «Становление евангельско-баптистского братства в России (1860-1887): новые факты из архива В. А. Пашкова и их осмысление» Материалы научно-богословской конференции РС ЕХБ «140 лет российскому баптизму. Прошлое, настоящее, перспективы» Москва 2008г. с.15
x Baedeker F.W., Dr. Letter to V.A. Pashkov, Weston Super Mare, 18.4.1883 [н.ст.] // АП, 2/3/26
xi История Евангельских христиан-баптистов. ВСЕХБ, М 1989 с. 86
xiiРождественский А. Южнорусский штундизм.– СПб.: Типография департамента уделов, 1889.– с. 140 со ссылкой назаписную книжку В. Павлова.
xiiiПротокол конференции: Вилер И. Съезд Конфер [лакуна в оригинале] христиан или так называемых баптистов Юж России и Кавказа в с. Ново-Васильевке, Тавр. Губернии Бердянского Уезда – состоявшаяся 30 Апреля и 1го Мая 1884 года в молитвенном доме баптистов // АП, 3/10/a; также Алексий. Материалы, с. 569-84.В отчете слова «съезд» и «конференция» используются в качестве синонимов, хотя слово «конференция» встречается значительно чаще.
xiv Вилер И. Письмо В.А. Пашкову, Тиге, 9.5.1884 // АП, 2/25/3
xv Kargel J. Brief an W.A. Paschkow, Tiege, 3.5.1884 // АП, 2/13/40.
xvi Wieler J. Einige kurze Mitteilungen... – с. 26-27. И. Дик «Зависимость независимости: община в жизни евангельского братств России в период его становления (1870-1887)» в сборнике «Автономия поместной церкви. Материалы первого Симозиума «Взаимоотношения поместной церкви и Союза» 6-7 декабря 2007 г. Киевской церковь «Дома Евангелия» Одесса 2009 г. с.288
xvii Общее годовое собрание Христианских Братств 29 декабря 1887 года по 1 января 1888 года. Архив Пашкова 3/10/с
xviii С. Н. Савинский «История Евангельских христиан-баптистов Украины, России, Белоруссии (1867-1817)». СПБ «Библия для всех» 1999 г. с. 246
xix Журнал «Баптист» 1911 г. №34
xx Журнал «Баптист» 1925 №6-7
xxi Журнал «Баптист» 1911 №34
xxii «Братский листок» 1907 №1 «Протокол предварительных совещательных заседаний»
xxiii Журнал «Баптист» 1907 №2
xxiv «Братский листок» 1909 №4, с. 9-12
xxv Протокол Первого Всероссийского съезда евангельских христиан. Братский листок 1909 №11, с. 4 -9
xxvi «Молодой виноградник» 1909, №7 с.7-11
xxvii Утренняя Звезда 1911, №1-4
xxviiiПервый свободный съезд баптистов // Слово Истины. 1917. №1.
xxixПервый свободный съезд баптистов // Слово Истины. 1917. №1. Статья «Всероссийский съезд евангельских христиан».
xxxБаптист. 1917. №3 (сентябрь). Статья «Песковский съезд».
xxxiБратский Союз. 1920. №1 (март); Слово Истины. 1917. № 1.
xxxiiБратский Союз. 1920. №1 (март);
xxxiii Отчёт Всероссийского Съезда Евангельских христиан-баптистов, состоявшегося в г. Москве с 27 мая по 6 июня 1920 г. Временный печатный орган Союза; журнал «Слово истины», Москва, Покровка, Дегтярный пер. 8
xxxivЗапись заседаний Всероссийского съезда баптистов с 30 октября по 8 ноября 1921 г. Из исторических документов г-жи Непраш относительно религии в России. Историческая комиссия Южной баптистской конвенции.
xxxvТам же. Запись №50 протокола заседания Коллегии Союза баптистов от 13 октября 1922 г.
xxxviЗапись протокола Коллегии № 57 от 6 февраля 1923 г. Из исторических документов г-жи Непраш.
xxxviiБаптист. 1925. №2. Третий Всемирный конгресс баптистов в Стокгольме с 21 по 27 июня 1923 года.
xxxviii С. Н. Савинский «История Евангельских христиан-баптистов Украины, России, Белоруссии (1917-1967)». СПБ «Библия для всех» 1999 г. с. 157
xxxix Журнал «Братский Вестник» №1, 1945 г. с 11-43
xl Там же с. 37
xli Журнал «Братский Вестник» №2, 1946 г. с 12
В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.