В широком социальном смысле воспитание — это передача накопленного опыта (знания, умения, способы мышления, нравственные, этические и правовые нормы) от старших поколений к младшим.
В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни. (Философский энциклопедический словарь. 2010)
Соответственно, христианское воспитание подразумевает знакомство ребенка с библейскими текстами и библейской историей, привитие морали, основанной на 10 заповедях и христианских ценностях, приобщение ребенка к церковной жизни. Это достигается и посещением уроков детской воскресной школы, отдыхом в христианских лагерях, и личным примером родителей и близких взрослых. Приветствуется получения подростками и молодыми людьми христианского образования для твердого основания в вере, обоснования своих убеждения и понимания культурных традиций.
Откройте для себя основы христианского воспитания в статье пастора Рика Лмана «Четыре основы христианского воспитания», в которой исследуются библейские принципы и христоцентричные подходы для верных родителей.
Справка: Рик Лиман (M.Div., Южная баптистская теологическая семинария) служит пастором церкви Grace Fellowship в Мэрисвилле, штат Огайо. Он и его жена Лаура женаты с 2017 года, у них четверо детей: Шеперд, Рэйчел, Патрик и Титус.
Когда мы с женой узнали, что у нас будет первый ребенок, мы долго выбирали имя. Она хотела что-то уникальное, а я хотел что-то библейское. Единственная трудность заключается в том, что библейские имена либо распространены, либо трудно произносимы. Но по совету друга мы благополучно остановились на Шеперде. Но мы также хотели назвать его Пастырем по очень важной причине: каждый раз, когда мы произносим его имя, мы вспоминаем о желании Бога пасти наших детей для Своей славы.
Мы с женой оба евангельские христиане. Мы верим в благую весть об Иисусе Христе. Мы верим, что Иисус есть Сын Божий, умерший на кресте и воскресший из мертвых, чтобы мы могли получить прощение наших грехов и чтобы мы могли иметь вечную жизнь с Ним. И если эта хорошая новость верна, не будет ли это иметь серьезные последствия для всех аспектов нашего воспитания?
Я пришел к выводу, что христианское воспитание — это не 12-шаговая программа воспитания идеальных детей. Христианское воспитание — это не что иное, как воспитание в свете креста Иисуса Христа. В этой статье я хочу помочь заложить основу того, что успешное христианское воспитание заключается в том, чтобы побудить родителей-христиан подходить к воспитанию детей библейским и христоподобным образом.
Но вот оговорка: я пишу это не как идеальный родитель, который во всем разобрался в воспитании детей, и я не пишу как совершенный христианин, который во всем разобрался с христианской жизнью. По правде говоря, сейчас мы с женой переживаем самый трудный период как родители. Мы только что принесли домой новорожденных близнецов, и с тех пор, как мы принесли их домой (и даже за несколько недель до их рождения), нашим 4-летнему и 2-летнему ребенку было трудно воспитывать. Они почувствовали, что их мир перевернется с ног на голову (а так оно и было), и они начали больше нуждаться в нас и действовать, чтобы привлечь наше внимание, не обращая внимания на исцеляющееся тело моей жены, наш недостаток сна и все остальное. стресс, который приходит с новорожденным (не говоря уже о двух!).
Итак, как и подобает хорошему проповеднику, я собираюсь указать вам на Писание, а не на что-либо, касающееся меня. И я собираюсь просмотреть одну из самых важных глав Библии (как о воспитании детей, так и в целом): Второзаконие 6. После сорокалетнего скитания по пустыне народ Израиля находится на пороге входа в Обетованное. Земля, и Моисей произносит свою прощальную речь перед смертью, и здесь он делает четыре важных замечания о верном и библейском воспитании.
1. Христианское воспитание соответствует Библии (Втор. 6:1-2)
«Вот заповедь, постановления и правила, которым Господь, Бог твой, повелел мне научить вас, чтобы вы поступали так на земле, в которую вы идете, чтобы овладеть ею, чтобы вы боялись Господа вашего Боже, ты и сын твой и сын сына твоего, соблюдая все постановления Его и заповеди Его, которые Я заповедую тебе, во все дни жизни твоей, и чтобы продлились дни твои».
Во Второзаконии Моисей повторяет Закон (или Тора) людям, прежде чем они войдут в землю обетованную. Этот Закон исходил от Самого Господа и был Его словами к народу завета, чтобы объяснить, как им следует жить как народу завета. Но обратите внимание, как передавался и должен был передаваться Закон: от Господа к Моисею; Моисей народу; народ своим сыновьям; эти сыновья своим сыновьям.
Так много основы и утка христианского воспитания – это передача Слова Божьего. Бог намеревался передать Свое Слово от родителей к детям как в эпоху Ветхого, так и Нового Завета. Павел сказал в Ефесянам 6:4: «Отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем».
Если вы ищете основу христианского воспитания, то это Библия. Вот почему мы не можем просто свести христианское воспитание к нескольким простым шагам или принципам. Библия — это не свод правил, а собрание из 66 книг разных авторов, эпох и жанров, но одна из них представляет собой единую историю о Божьем плане искупления грешных людей через Иисуса Христа. И, как родители, мы обязаны воспитывать наших детей, чтобы они знали, что говорит Библия; не только о морали, но и об искуплении, в котором мы нуждаемся и которое имеем во Христе.
2. Христианское воспитание начинается с вашего сердца (Втор. 6:4-6)
«Слушай, Израиль: Господь Бог наш, Господь един. Возлюби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими. И эти слова, которые я заповедую тебе сегодня, будут в твоем сердце».
Во фразе «христианское воспитание» нам нужно помнить, что слово «христианин» больше описывает родителя, чем стиль воспитания. Родитель-христианин должен прежде всего быть христианином: тем, кто исповедал и раскаялся в своем грехе и получил безвозмездный дар благодати и прощения через жизнь, смерть и воскресение Господа Иисуса Христа. Они любят его и подчиняются его светлости.
И именно Господь Иисус процитировал Второзаконие 6:5 и назвал его «величайшей заповедью» (Матфея 22:37). Христианское воспитание (все в христианской жизни) не будет вытекать из простого выполнения х, у, и z, а скорее от мам и пап, любящих Господа всем своим сердцем, душой и силой.
Это, пожалуй, самая трудная часть, потому что никто не любит Господа всем сердцем. Мы все грешим и не соответствуем стандартам, установленным для нас Богом (Римлянам 3:23). И во многом наши дети выявляют наши грехи. Они выявляют наше разочарование, наш эгоизм, наш гнев, наше требование совершенного послушания. И именно в такие моменты нам нужно исповедовать свои грехи, зная, что Бог верен и просто прощает нас (1 Иоанна 1:9), и что благодатная любовь, в свою очередь, побуждает нас любить Бога и любить других (1 Иоанна 4). :19).
3. Христианское воспитание является целеноправленным (Втор. 6:7-9)
«Внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась, и вставая. И навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкой между глазами твоими. Напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих».
Один мудрый человек однажды сказал: «Составлять много книг нет конца» (Екклесиаст 12:12), и это верно в отношении книг для родителей. Это не значит, что у них нет своего места, но Моисей говорит здесь, что верное воспитание детей происходит через передачу Слова Божьего в мирских, повседневных жизненных событиях — сидении за столом, поездках в машине, засыпании и пробуждении. . Они должны быть такими же, как наша одежда и декор на наших стенах (но, что более важно, носиться на наших сердцах).
Важно, чтобы наше воспитание не страдало от «аналитического паралича». Если у нас есть Библия, которая «вдохновлена Богом и полезна для научения, для обличения, для исправления и для наставления в праведности» (а это великие цели для родителей, не так ли?), тогда нам нужно общаться это Слово регулярно и намеренно нашим детям.
Это не должно быть формальным, например, пытаться утихомирить своих детей для часового изучения Библии, а вводить библейскую истину при каждой возможности. Когда ваши любознательные дети задают вам вопрос о жизни или мире, не отмахивайтесь! Если можете, направьте их к Богу или Библии за ответом.
На самом деле, Моисей говорит нам делать именно это.
4. Христианское воспитание подчеркивает благодать и милосердие Бога (Втор. 6:20-25)
«Когда спросит тебя сын твой в последующее время: „Что значат свидетельства, и постановления, и правила, которые заповедал тебе Господь, Бог наш? то скажи своему сыну: мы были рабами фараона в Египте. И вывел нас Господь из Египта рукою крепкою. И явил Господь знамения и чудеса, великие и тяжкие, над Египтом и над фараоном и всем домом его пред глазами нашими. И он вывел нас оттуда, чтобы ввести нас и дать нам землю, которую он клялся дать отцам нашим. И повелел нам Господь исполнять все эти постановления, чтобы бояться Господа, Бога нашего, всегда во благо наше, чтобы Он сохранил нам жизнь, как мы и ныне. И это будет для нас праведностью, если мы будем стараться исполнять все сии заповеди пред Господом, Богом нашим, как Он повелел нам».
Этот гипотетический ребенок спрашивает своего отца, почему они делают все те религиозные вещи, которые они делают (и, если вы прочитаете Второзаконие до конца, то это очень много!). Отец мог бы сказать: «Это именно то, что мы делаем». — Не знаю, спроси у своей матери. «Неважно, просто сделай это». Он объясняет «почему» в великолепных деталях. «Мы делаем это, потому что Господь спас нас от египетского рабства, и мы делаем это для Его славы и нашего блага».
Как родитель-христианин, самое важное, что мы должны сообщить своим детям, — это Евангелие Иисуса Христа, кто Он и что Он сделал на кресте. Все наставления, которые нам даются, основаны на Евангелии. Итак, если ваш ребенок спрашивает: «Почему? Почему мы ходим в церковь каждое воскресенье? Почему мы молимся вместе? Почему мы читаем Библию?» (или вопрос, на который еще труднее ответить в таком политическом и культурном климате, в каком мы находимся сегодня), вы можете сказать им, почему. «Потому что Христос умер на кресте, чтобы простить нам наши грехи и иметь вечную жизнь с Ним, и Он показал нам, как жить жизнью, которая чтит и прославляет Себя как нашего Царя, пока Он не вернется или не позовет нас домой».