В настоящее время остро встала проблема роста количества детей с отклонениями в физическом развитии, нарушениями в поведении, а также проблемами в психическом и личностном формировании.
Таких детей зачастую называют «особенными», что означает жизненную необходимость таких детей в обеспечении определенных условий для жизни и развития.
Есть законодательно утвержденный термин «Дети с ОВЗ», то есть дети с ограниченными возможностями здоровья.
В практике наблюдается очень большой разброс — от детей, у которых есть небольшая особенность, до детей с тяжелыми нарушениями развития, мешающими им адаптироваться, жить в обществе.
Одной из основных задач общества является понимание того, что любой человек имеет право быть вовлеченным в общую жизнь: работать, учиться, посещать досуговые учреждения.
Какие же диагнозы могут стать причиной для ОВЗ?
У детей, имеющих отклонения в развитии, в зависимости от состояния здоровья, внутренняя и внешняя активность ограничивается, и ребенок начинает испытывать затруднения в выполнении тех или иных жизненно необходимых функций.
Сложности формирования эмоционально-личностных и социально-адаптивных процессов, затрудняющих социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья, определяют необходимость оказания им своевременной помощи.
С каждым годом количество детей-инвалидов с физическими, интеллектуальными, психическими и сенсорными отклонениями в целом по России (сейчас это 1,8% от всего детского населения) увеличивается.
Год от года растет число детей со сложными или сочетанными дефектами развития.
Какова же роль церкви в реабилитации детей с ОВЗ?
Прежде всего, это проявление Любви, Любви с большой буквы, о которой заповедовал нам Господь и Спаситель Иисус Христос: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Матфея 22:39). Поэтому проявление христианской добродетели, основанной на Любви, есть долг каждого, кто называет себя последователем Христа Иисуса. И уже нет возможности пройти мимо страданий ближнего твоего.
Семьи, в которых есть дети с ОВЗ, особенно нуждаются в участии неравнодушных людей. Родителю, опекуну такого особенного ребенка бывает непросто, а порой очень тяжело справиться самостоятельно со своими обязанностями по уходу за инвалидом и одновременно обеспечивать материальный достаток для содержания себя и ребенка. А многие, чаще мамы, остаются одни, лишенные поддержки и участия близких. Поэтому церковь должна показать и детям, и их родителям Божью любовь и заботу и оказать им посильную помощь.
Это возможно сделать, например, организовав дружеские встречи членов церкви и родителей с детками-инвалидами.
Примером таких встреч может послужить служение в Смоленской Центральной Церкви. На одной из таких встреч молодежь представила спектакль о Рождестве Христовом, который вызвал много положительных ярких эмоций у зрителей. После перерыва на чаепитие все без исключения смогли проявить свои способности, рассказывая стихи, исполняя песни, показывая творческие номера. А в заключении детей порадовали фееричным шоу мыльных пузырей.
Улыбка на лицах детей, которым с самого рождения приходится терпеть и переносить много боли и страданий – одна из главных наград организаторам таких мероприятий.
Кроме того, церковь может организовать служение волонтеров, которые придут на подмогу в ремонте и уборке дома, походе в магазин за продуктами, принесут и почитают ребенку книги и окажут другую посильную помощь, в том числе и материальную.
Мы надеемся, что церковь Христова сможет стать лучиком света и тепла для многих окружающих нас людей, в том числе и для семей, где есть дети с ОВЗ, потому что нам есть, что сказать им, чем поделиться: улыбкой, теплотой души, любовью Христа.
Формы служения семьям с детьми и подростками с ОВЗ
В зависимости от запроса помощи тем, кто в ней нуждается, подбирается формат общения и взаимодействия. Нужно иметь ввиду, что говорится не о разовой помощи, а о регулярной!
Особенности проведения занятий, активностей с детьми с ОВЗ и в чем эффективность таких подходов?
В том, что дети получают эмоциональное и социальное развитие через освоение правил поведения, коммуникации, развития речи, памяти в группе детей с помощью взрослых.
Поэтому задачи и план общения строится не по принципу и программам ВШ, а с учетом диагнозов (их надо знать) и с учетом потребностей детей. А их потребности зачастую совпадают: развитие бытовых и социальных навыков, коммуникации, моторного развития, игровой деятельности, координации.
Структура построения занятий:
- артикуляционная и пальчиковая гимнастика (массажер Су-Джок, прищепки, пуговицы, орехи, шишки, крупы);
- упражнения на развитие внимания, мышления (конструкторы, пирамиды, пазлы, лото);
- упражнения на развитие моторики и координации (мячи, ленты, кубики, обручи);
- упражнения на развитие коммуникации, внимания (шумовые инструменты: клавесы, ложки, маракасы, треугольники, барабаны, колокольчики, металлофоны);
- упражнения на развитие мелкой моторики и тактильности (лепка тестом, пластилином, рисование пальчиковыми красками, аппликация);
- игровая деятельность: игры по правилам, коммуникативные игры, ролевые, ритмические с инструментами;
- нейроигры и нейроупражнения;
- двигательные упражнения: с мячами, обручами, лентами, игры. Упражнения сопровождаются музыкой или словами.
- музыкальные упражнения, песни (пению взрослых дети помогают игрой на колокольчиках, погремушках, маракасах. ложках).
Все перечисленные виды деятельности (кроме лото, конструкторов) применимы со всеми детьми от года, независимо от диагноза. Разница только в степени сложности и наполнении материала.
Все задания ребенок выполняет вместе со взрослым.
Все перечисленные рекомендации проверены временем и опытом, и их применение гарантирует очень хорошие результаты в социализации детей с ОВЗ, расширении их поля общения, наполнение положительными эмоциями, что благотворно влияет на все функции организма.
Благослови нас всех Господь.
Наталья Фомина