Пастор в роли руководителя церкви, имеющей статус юридического лица

Пастор в роли руководителя церкви, имеющей статус юридического лица

Статья 14 Конституции РФ провозглашает, что Российская Федерация – светское государство. Никакая религия в России не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. По Конституции религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. За отстаивание этих принципов в качестве основополагающих в государственно-церковных отношениях несколько поколений российских евангельских христиан и баптистов прошло через царские каторги и советские лагеря и тюрьмы. Евангельские христиане и баптисты всегда исходили из того, что церковь и государство имеют различные цели и задачи. Церковь призвана проповедовать Евангелие и утверждать принципы Царствия Божьего, а государство поддерживать порядок в обществе, взимать налоги, охранять права граждан, заботиться о всеобщем благе. Исходя из этого, церковь и государство не должны ни сливаться воедино, ни подменять друг друга. Отделение церкви от государства означает в первую очередь свободу церкви в вопросах духовной деятельности. Государство не вмешивается в эту сферу деятельности церкви, если она не противоречит законодательству.
В то же время принцип отделения церкви от государства не означает отделение церкви от общества. Будучи духовными институтами, религиозные объединения являются одновременно полноправными участниками общественной жизни. Они занимаются хозяйственной и благотворительной деятельностью, вступают в гражданско-правовые отношения, взаимодействуют с органами власти и управления. Вступая в эти отношения, религиозные организации обязаны соблюдать установленные государством правовые нормы. «Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению; а противящиеся власти сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее», (Рим. 13:1-3).
Пастор должен помнить о том, что помимо духовных функций он выполняет функции руководителя религиозной организации, имеющей статус юридического лица. Он должен ориентироваться в законодательстве, регулирующем деятельность религиозных организаций, хорошо знать содержание Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», руководствоваться в своей деятельности положениями устава церкви. Знание закона поможет пастору не только в налаживании хозяйственной деятельности церкви, но и в отстаивании прав и религиозных свобод в тех случаях, когда на них покушаются.
С момента государственной регистрации местная религиозная организация вправе открывать счета в банках, заключать договоры, приобретать имущественные и неимущественные права, осуществлять наем сотрудников, заниматься любой не запрещенной законом деятельностью. При этом необходимо помнить, что после получения свидетельства о государственной регистрации местная религиозная организация в обязательном порядке должна встать на учет в налогом органе, в пенсионном фонде, фонде социального страхования и в Федеральной службе государственной статистики. Неисполнение или несвоевременное исполнение этого требования закона может повлечь за собой значительные штрафные санкции. В дальнейшем местная религиозная организация ежеквартально обязана сдавать отчет в налоговую инспекцию и фонд социального страхования. В пенсионный фонд отчет сдается раз в году.
Местная религиозная организация обязана ежегодно информировать соответствующее управление Федеральной регистрационной службы, которое приняло решение о ее государственной регистрации, о продолжении своей деятельности. Это положение закреплено в ч. 9 ст. 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Согласно этой же статьи местная религиозная организация обязана информировать регистрирующий орган о смене руководителя и изменении некоторых других сведений, которые отображаются в едином государственном реестре юридических лиц в течение трех дней с момента внесения изменений. Неоднократное непредставление религиозной организацией в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации религиозной организации, в суд с требованием о признании данной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении ее из единого государственного реестра юридических лиц.
Кроме упомянутых выше форм отчетности местная религиозная организация обязана ежегодно не позднее 15 апреля текущего года предоставлять в регистрирующий орган отчетность по форме ОР0001, утвержденной Постановлением Правительства РФ № 113 от 10 апреля 2007 года. Это отчет о деятельности религиозной организации, в который включаются сведения о руководителе и составе руководящих органов религиозной организации, о расходовании религиозной организацией денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. За нарушение срока подачи или неподачу отчетности может быть вынесено предупреждение или составлен акт на руководителя организации об административном нарушении и привлечении к ответственности в виде штрафа. 
Территориальные органы Федеральной регистрационной службы имеют право осуществлять контроль за соблюдением местной религиозной организацией устава относительно целей и порядка ее деятельности ч. 2 ст. 25 ФЗ «О свободе совести и о религиозных организациях». Плановые проверки могут проводиться не чаще одного раза в год. Срок проведения проверки не может превышать 30 дней, а проверяемый период не должен превышать 3 лет, непосредственно предшествовавших году проведения проверки. Порядок проведения проверок регулируется приказом Министерства юстиции РФ от 22 июня 2006 года № 222.
Пастор, как единоличный руководитель местной религиозной организации, должен оформлять свои решения в форме приказов, а коллегиальные органы (общее собрание членов церкви, Церковный Совет и др.) в форме протоколов. Вступление пастора в должность должно оформляться приказом, даже если он исполняет свои обязанности на безвозмездной основе. Приказ о вступлении пастора в должность издается на основании решения общего собрания учредителей или членов церкви. К нему прилагается выписка из протокола собрания об избрании руководителя местной религиозной организации. Приказ о вступлении пастора в должность является правоустанавливающим документом. Он подтверждает, что с определенной даты руководитель приступил к фактическому исполнению своих обязанностей, и имеет право нанимать сотрудников, подписывать документы, совершать иные юридически значимые действия.
Организуя любую внешнюю деятельность церкви, пастор должен помнить о том, что Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ч. 8 ст. 8) обязывает религиозные организации при осуществлении своей деятельности указывать свое полное наименование. В соответствии с ч. 5 ст. 16 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» публичные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии проводятся в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций. Поэтому при проведении публичных мероприятий местная религиозная организация должна руководствоваться положениями ФЗ от 19 июня 2004 года «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.

Похожие новости