Психолог или пастор?

Вопрос

Юрий Кириллович, как Вы относитесь к христианской психологии? Как Вы считаете, почему так много христиан сегодня начинают ограничивать Слово Божье и искать ответы у психологов? Конечно, у нас это ещё не столь распространено как за рубежом, но, как известно из истории, с Запада всё через пару лет прилетает к нам и принимает самые невероятные формы.

Благодарен за ответ!

С уважением, Антон

Ответ

Мир Вам, брат Антон.

Наша русская версия Библии была переведена на русский язык сто тридцать лет назад. Сегодня в тексте столько слов, которые не употребляются в быту, что требуется новый перевод. Некоторые слова, для нас ставшие святыми, в устах пророков звучавшие, даже в устах Христа звучавшие, были общеупотребительными словами того времени и народа. Даже и теперь, наше христианское служение, которое обращено к душе человека, мы не знаем, как определить. Нет такого единого термина. Мы используем слова: «спасение», «прощение грехов», иногда «вера», подразумевая веру в Бога, спасающую веру. Но одновременно все сии слова употребляются и в иных значениях. Служение душе человека, ибо пастырское служение направлено именно к душе человека, мы обозначаем как душепопечение, или душепопечительство. Не очень благообразный термин. Он заимствован с Запада, своего, мы за тысячу лет христианской истории так и не нашли. А может быть, он и не был нужен, просто церковь не занималась лечением душ, попечением о душах, и потому то буря семнадцатого смела всё и вся. Но всё-таки именно церковь пеклась о душе человека. Именно церковь во все времена отстаивала первенство духа перед материей- плотью, занимаясь лечением души. И психология, как наука о душе, получила развитие именно от христианской, церковной психологии. И, как нередко бывает, у нас говорят в таком случае: «из огня да в полымя», родившись в церковной среде, психология обрела самостоятельность, выросла в специфическую отрасль науки и получила практическое применение.

Научный подход отличается тем, что систематизирует имеющиеся знания, опыт, даёт понятное описание тех или иных процессов, вводя общие характеристики, помогая таким образом понимать мир души человека. Например, библейский текст: «И к одним будьте милостивы, с рассмотрением, а других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом, гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью» (Иуд. 1: 22-23) Когда вы займётесь описание черт характера людей, к которым надо применять те или иные способы воздействия, вы займётесь психологией. Вот ещё один текст: «Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем» (1Фесс.5:14). Чтобы правильно строить своё пасторское служение, и отличать слабых от малодушных, или бесчинных, надо понимать их душу. Многовековые наблюдения привели умных людей к такой классификации характеров, темпераментов, который помогает служителям, верно воспринимать их поступки и их самих. Тайны души так и не разрешены в науке, они разрешены в Евангелии, но Бог дал человеку разум, открыв тайну своей воли, и наука психология, есть часть тайны, открытой Богом человеку. И до тех пор пока мы соблюдаем порядок вещей, отдавая Богу богово, мы и результаты и возможности науки принимаем с пользой для себя и для людей.

Но, как и в любом деле, всё хорошо в меру. Психология получила признание и возомнила о себе, что она именно и является властительницей душ. Этому, как и всегда, ей помогли с одной стороны, пациенты, коих всегда хватало, а с другой стороны служители церкви, которые решали вопросы душевных проблем просто, отправляя неординарных людей на костёр. В Вашем вопросе обозначен рубеж, который и отделяет нужное и полезное от лишнего и опасного. Рубеж этот Слово Божье. Предел Богом положенный, когда человек понимает, что все абсолюты в Боге, и только Бог вправе и в силе созидать человека, как личность, восстанавливая его дух и душу. И в таком ключе работающая психология, может быть в помощь и пастору, и страдающему человеку. И напротив, если психология вторгается в духовный мир, подвергая сомнению Божьи принципы, отвергая Божье всевластие, утверждая человеческое превосходство, это верный признак того, что перед вами похоть плоти, похоть очей, и гордость житейская. Не может никакая психология, игнорировать факт того, что и душа и дух даны человеку Богом. Именно в душе и духе человек образ и подобие Божье. И восстановить сей образ, задача человека, пастора, церкви. Но совершает всё это Бог. Ему им слава во веки.

С уважением, Ю. Сипко

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.

Похожие новости