Соединяются ли разделенные? (еще раз об отношениях с Советом церквей)

Вопросы

Мой вопрос:

  1. произойдёт ли объединение  регистрированных и не регистрированных христиан?
  2. почему произошёл раскол среди баптистов?
  3. почему среди братьев и сестёр родственники пресвитера занимают привилегированное положение?

Александр.

Ещё один вопрос по этой же теме.

Здравствуйте! У нас в небольшом городе есть две церкви баптистов, одна называется СЦ ехб, вторая просто ехб, чем они отличаются друг от друга. И может разделение идёт только из-за амбиций руководителей? Как и в других конфессиях. 
Олег.

Ответ 

Мир Вам, брат Александр. Мир Вам, брат Олег.

1.  Думаю, что, отвечая на первый вопрос, необходимо внести некоторую ясность.

Видимо Вы имеете в виду регистрированные и не регистрированные церкви. Ситуация, подобная той, которую описывает Олег. Дело в том, что христиане не имеют нужды в регистрации. Необходимость регистрации встаёт перед каждой отдельной общиной, и каждая община решает вопрос регистрации исходя из своих представлений, планов развития, и намерений, приобретая недвижимость, обеспечивая законность финансовой деятельности. Закон не требует от церкви регистрации, позволяя существовать в качестве религиозной группы. Например, в Российском Союзе ЕХБ есть не менее половины церквей не зарегистрированных. И это совершенно не препятствует братским отношениям и благословенной жизни в единстве. Очевидно, Вы имеете в виду церкви объединённые Советом Церквей, которые не регистрируются из боязни лишиться святости. Я могу сказать, что сегодня не стоит вопрос об объединении названных Вами двух Баптистских союзов. На данный момент такой необходимости нет. Ведь баптисты исповедуют принцип автономии церкви. Даже объединённые в Союз церкви, остаются автономными и всю свою духовную жизнь организуют самостоятельно. Церкви самостоятельно избирают служителей, распоряжаются финансами, занимаются благовестием, и в союзе с братскими церквами на основе добровольности участвуют в миссионерской деятельности, образовании и иных духовных мероприятиях. В России в настоящее время существует несколько союзов и объединений с догматикой ЕХБ, множество автономных церквей, которые имеют открытые братские отношения. Существует Общественный Совет, в рамках которого все церкви и Объединений ЕХБ контактируют между собой.

 Церкви, входящие в Совет церквей, как ВЫ назвали их, не регистрированные, не участвуют в общебаптистских мероприятиях. Они очень святы, (так они думают о себе), они не могут общаться с церквами, которые зарегистрированы, и, кроме того, они не признают никаких других возможных форм существования церкви, кроме Совета Церквей. Считаю, что в настоящее время актуальным является не объединение, но восстановление христианских отношений. Признание друг друга, уважение друг друга, отказ от обвинений, часто надуманных. Это большой духовный труд, но этот труд возложен на спасённых Господом. Блаженны миротворцы. Будьте в мире со всеми. Не судите. Не мстите. Прощайте. Любите.  «И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны» (Кол.3:15). «Мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (Фил.4:7). Я думаю, что в словах Олега есть большая доля правды.

2. Сложно ответить на вопрос, почему произошёл раскол среди баптистов. Что я могу сказать об этой трагической странице истории евангельского братства в Советском Союзе.

Всесоюзный Совет Евангельских Христиан баптистов, был вызван к жизни буквально из лагерей. Время Отечественной войны, необходимость открытия второго фронта, требования Союзников дать свободу для верующих, способствовали тому, что Сталин дал добро на служение  Православной церкви и Баптистской. Но, уступив обстоятельствам, Сталин не изменил себе и не изменил себя. ВСЕХБ имел мало прав, вернее прав не имел вовсе. Это по большей части было компромиссное, если не сказать лукавое прикрытие перед мировым сообществом, дабы показать миру, что религиозная свобода в стране советов наличествует. Немногим церквам в ту пору дали право на жизнь, зарегистрировав и разрешив, таким образом, легальное существование. Большая часть церквей так и не получила регистрации. ВСЕХБ не дерзнул вести пасторскую заботу о тех, кому не дали права на жизнь. Таким образом была   заложена основа для разделения.

Но политика власти предполагала полное искоренение религии. И естественно всё своё давление власть оказывала на ВСЕХБ, ущемляя и без того бесправные церкви. Надо помнить, что одной из главных задач построения коммунистического общества в СССР, было искоренение религии. Активный рост евангельского движения, их независимость от государственной идеологии, например дети баптистов не вступали в пионеры и в комсомол, вызвали ярость у тех, кто взял на себя власть быть «умом и честью и совестью эпохи». Принудив ВСЕХБ написать «инструктивное письмо» и «положение о Старших пресвитерах», власть спровоцировала баптистов на протест. Инициативная группа служителей, адресовала ВСЕХБ своё неприятие их постановлений и потребовала созыва съезда. Конфликт развивался как в боевике, в результате чего, из инициативной группы сформировался Оргкомитет, а затем и Совет церквей, со своим уставом, канцелярией, издательством, системой благовестников, по подобию системы Старших пресвитеров ВСЕХБ. Движение захватило практически все церкви, и разделения церквей, и даже семей, стали главным событием той эпохи. В свою очередь ВСЕХБ, желая погасить пожар разделения, стала проявлять активность в отстаивании прав верующих, было получено разрешение на проведение съезда. ВСЕХБ организовал комиссию по примирению, пригласило на съезд представителей СЦ. На Съезде было принесено публичное покаяние  за издание документов, антиевангельского духа, были отменены  «Положение»   и «Инструктивное письмо». Но СЦ съезд не признал, покаяние не принял, и продолжил свою деятельность с одной стороны по развитию жизни в церквах, с другой стороны по дискредитации ВСЕХБ. Власть стала оказывать давление на СЦ, подвергая преследованиям служителей церквей, подвергать их тюремному заключению, ещё больше способствуя разделению. Страдания и гонения, служили свидетельством святости, неподкупности, и напротив, свобода в исповедании веры свидетельствовала о связи с богоборческой властью, продажности служителей, и отсутствия святости. Так интерпретировали положение вещей последователи СЦ. К сожалению, главный пафос протеста против государственного атеизма и притеснения верующих, сменился обвинением ВСЕХБ во всех тяжких, что продолжается и до сих пор, несмотря на кончину Советского Союза. ВСЕХБ прекратил своё существование чуть раньше, изменив Устав, и структуру управления. С развалом Советского Союза, в каждой республике были созданы Союзы Евангельских христиан баптистов, которые сохраняют братские отношения между собой в рамках Евразийской Федерации Союзов ЕХБ. Совет церквей сохранил жесткую систему управления, с неограниченной властью центра, который распространил своё влияние и на церкви в эмиграции, что отразилось в названии. В настоящее время это Международный Совет Церквей. Такова история раскола. Вы спрашиваете, ПОЧЕМУ произошёл раскол? Как видно, есть три очевидных причины.

  1. Власть искала и использовала любые возможности для уничтожения верующих.   Древний принцип «разделяй и властвуй» им был известен.
  2. Духовные лидеры ВСЕХБ, из желания сохранить легальную жизнь церквей, шли на компромиссы, очевидно недопустимые.
  3. Восставшие лидеры баптистов не сумели вовремя увидеть, что всю мощь праведного гнева, они обрушили на своих собратьев, сделав разделение необратимым.

Таким образом, я лично вижу в обеих группах баптистов чистые намерения, которыми они руководствовались, в силу своего представления о правде Божьей, и своей ответственности.

Обе группы, полагались на свой разум и волю. В большей степени это было проявлено в группе СЦ, которые взяли на себя право судить власть и мирскую и духовную. Последствия такого плотского служения до сего дня провоцируют осуждение своих собратьев, расколы, и изоляционизм. Свидетельством сему служит тот факт, что двадцать лет назад ВСЕХБ сошёл с арены, но на устах лидеров СЦ не изменяемая речь обвинения в адрес давно умерших людей. Ваша ситуация, брат Олег, как раз подтверждает это заключение.

3.      Почему же родственники пресвитера занимают привилегированное положение?

Я думаю, что это нонсенс. Такого не может быть в евангельской церкви. Ведь одним из серьёзных аргументов сторонников реформирования  русской православной церкви, было как раз деление церкви на клир и мир. И евангельское движение, духоборов, молокан и наконец баптистов всегда делали упор на пример Иисуса Христа, который как начальник и совершитель веры, говорит: «так как Сын Человеческий не [для того] пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Матф.20:28). И это Он сказал, прежде давая Своим ученикам наказ: «Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими;  но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою;  и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Матф. 20: 25-27). Примером можно привести славного полковника гвардейца Пашкова, который все свои богатейшие имения предоставил для служения делу благовестия. В Его залах собирались вместе для изучения Писания и общения, и знать, и простолюдины, дворяне и кучера, салонные дамы и швейки и кухарки. Подобное же мы можем видеть в служении Мазаева, богатейшего человека начала двадцатого века. Будучи Председателем Союза баптистов. Он был слугой братства.

Это было потрясением, для тогдашнего русского общества, общества с ярким разделением на панов и холопов, попов и прихожан.   Однако больший из вас тот, кто всем слуга, таков порядок данный Спасителем и Господом. Писание учит нас: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» (1Тим.5:17). Но и этот совет, не говорит о привилегиях.

Не зная деталей того, что Вы имеете в виду, я добавлю, что тем более родственники, не могут иметь никакого преимущества в церкви, разве лишь только в том, чтобы быть примером благочестия, примером смирения, и образцом в добродетели.

Претензии на почести и особое место в церкви должны быть исключены. Это мирской дух, противный духу Евангелия.  Единственный   превознесённый в Церкви – Иисус Христос. Ему и слава во веки веков.

С уважением, Ю. Сипко

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.

Похожие новости