Прощение

Выступление на заседании Общественного совета ЕХБ 4 декабря 2007 г. в Москве.

«...как и мы прощаем должникам нашим» (Матф. 6:12).

Возможной ли будет наша жизнь в мире без прощения; где будет зло ответом на зло, неправда на неправду, равнодушие на равнодушие, обида на обиду, презрение в ответ на презрение, где будет кровная месть, око за око, зуб за зуб, смерть за смерть, и т. д.?

Где никто, никому и никогда ничего не прощал и не простит вообще?

Там, где само понятие прощения крайне презирается и считается слабостью или отсутствует вовсе?

Как долго просуществует такой мир, в котором снисхождение, великодушие, сострадание, милосердие, терпение, доброта, прощение, любовь и другие человеческие и христианские добродетели не найдут себе места?

Многие ли из нас действительно захотели бы жить в таком, свободном от божественных правил и морали, «высокоразвитом», обществе?

А ведь мир без Бога именно таким и будет, всё дальше и дальше уходя только лишь от одного, такого простого, но чрезвычайно важного понятия как - прощение ближнему.

Жизнь и судьба отдельного человека, и всего человечества, по-настоящему зависит от обретённой милости Божьего прощения, и от того, как мы прощаем друг друга.

I. Мы нуждаемся в прощении.

По определению святого и безгрешного Бога каждый человек должен быть либо прощён и освобождён от греха, либо осуждён навечно. Невозможно оценить чрезвычайную важность личного, осознанного покаяния перед Богом и получение прощения от своих грехов. Но даже после этого мы не становимся безгрешными. Да мы перестаём грешить и любить грех, познаём и учимся повиноваться воле Господней, растём духовно. Сам Господь поощряет нас стремиться к совершенству, под водительством Духа Святого.

Апостол Иаков пишет: «Все мы согрешаем» (Иак 3:2). Иоанн как бы дополняет: «Если говорим, что не имеем греха - обманываем самих себя и истины нет в нас». Сама практика жизни показывает нам, что мы ежедневно нуждаемся в Божьем прощении. Всякий грех должен быть прощён или наказан. «Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым и слова Его нет в нас» (1 Иоан. 1:9-10).

У «живого» христианина из сердца и души исходит молитва покаяния о прощении допущенных грехов, которые иногда всё-таки прорываются в его жизнь. «Если исповедуем, грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит от всякой неправды» (1 Иоан. 1:9).

Любящий наш Господь снова и снова прощает искренно кающихся и оставляющих грех и даёт силу для духовного роста и укрепления в вере. Если не будет постоянно действующего Божьего прощения для каждого из нас, то мы обречены на Его справедливый гнев.

II. Прощение заповедано и осуществлено Богом

Идея и суть Божьего прощения так и осталась бы непонятой и недосягаемой нами, если бы это не установил и не осуществил для нас сам Бог через Иисуса Христа, Спасителя нашего. Мы знаем из Его слова, что без пролития крови не бывает прощения. Прощение за наши грехи стало возможным, так как пролилась драгоценная кровь Иисуса Христа Сына Божьего. Прощение не наша заслуга, это Его дар, это Его милость к нам, превознесенная над судом. Прощение Господне лежит за пределами нашего понимания и наших рассуждений, оно происходит из великого источника Божьей любви.

Ещё в Ветхом Завете Бог установил и заповедал людям тоже делать прощение и практиковать его постоянно в своих взаимоотношениях с окружающими. (Втор 15 гл)

Это было великое Божье предписание, а не решение людей при определённых обстоятельствах.

Чтобы быть прощёнными Богом, надо было и самому прощать окружающим людям. Более того, нельзя было получить прощение от Бога для себя, если ты раньше этого не простил человеку сам. Прощение не только затрагивало моральную сферу, но также финансовую и имущественную.

Удивительной взаимосвязью Бог связал Свое прощение нам и наше прощение другим. Получалось своего рода прощение через прощение или «прощай, чтобы быть прощённым»! В молитве, которой Иисус Христос учит молиться своих учеников, Он подчёркивает тему прощения: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». И далее: «ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешения ваших» Матф 6:12; 6:14-15

Мы не можем и не имеем права прощать людям их грехи против Бога, т.к. это Его абсолютное право. Но мы обязаны, по Его повелению, прощать людям так называемые грехи (согрешения) против нас. «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего» (Матф 18:15). Эти грехи вбирают в себя всё то, что сделано или направлено против нас, что нас оскорбляет, унижает, обижает, причиняет печаль, боль, страдания, приносит горе и лишения. Всё это может лишить нас покоя и мира, ранить и рушить веру, убивать любовь, лишать здоровья, имущества, положения, а может и самой жизни. Эти, и многие другие преступления в глазах Бога и есть наши грехи против окружающих нас людей. Но Бог хочет, чтобы мы прощали любой из этих грехов сделанный против нас.

Легче прощать тому, кто, понимая свою вину, просит прощения. Гораздо труднее это сделать к тому, кто не понимает, не кается и продолжает делать нам зло. Распятый на кресте Христос молился о таких: «Прости им, ибо не знают, что делают!» Когда Стефана побивали камнями, то он такой же молитвой молился о своих убийцах.

III. Что значит прощение?
Что же на практике означает простить?

Это означает не предъявить счёт, не требовать воздаяния или компенсации, а не только не мстить. Прощение снимает все претензии, все требования, словом все «если». Простить, значит милость поставить выше возмездия, выше суда, выше долга, выше пользы или выгоды. Прощение выше всяких условностей, правил, инструкций и кодексов. Закон прощения абсолютен. Прощение это особая, уникальная, предписанная Богом форма взаимно расчёта способная убить даже врага, сделав его другом. Простить значит объявить невиновным виноватого, вменяя ему праведность как презумпцию невиновности. Прощающий должен не только просить, но и забыть навсегда причинённый ему ущерб и т.о. освободить себя и своё сердце от воздействия зла и его последствий.

Простить это значит замкнуть реакцию зла на себе и не противиться злу насилием. Это значит победить зло добром. Возлюбить ближнего можно только после того, как вы его от души простили.

«Когда оставив свой престиж
И зло, что сердце рвёт на части,
Ты от души врагам простишь,
То, безусловно, будешь счастлив!»

***

«Когда любишь легко прощаешь,
Когда любишь - не мыслишь злого,
На обиды не отвечаешь
Колким взглядом и едким словом»

Прощение — это победа и торжество милости и любви. Однако всё это невозможно сделать человеку самому, без Бога. Ведь без Него мы вообще не можем делать ничего, по-настоящему хорошего. Но силой Божьей и во имя Его Он хочет, чтобы мы делали это. Он не только мотивирует нас, но и даёт достаточно силы для осуществления Своего повеления. Без Бога и Его силы, подвиг евангельского прощения, на практике, окажется нам под силу.

IV. Непрощение и непрощённые.

«Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лук.6:31).

 Осмысление, а тем более готовность к прощению непроста сама по себе. Христианская жизнь часто преподносит полезные уроки, которые, к сожалению, тяжело и медленно усваиваются нами. Такие уроки очень полезны и для служителя, в том числе, чтобы увидеть, как это происходит и работает в его жизни. На самом деле непрощение это всегда «маленькая смерть», хотя оно может быть наглядно и не проявится и даже сразу не осознаётся. Это тот липкий, незаметно растущий и нетающий сам по себе «багаж», разрушающий душу изнутри до тех пор, пока мы однажды не развяжем и не свергнем с себя это бремя. Непрощение это запинающий грех, так или иначе препятствующий тому, чтобы нас снова прощал наш Господь.

При внимательном рассмотрении себя и окружающих в свете этой проблемы,   начинаешь   с   печалью   замечать   повсеместно   рецидивы непрощения.

Любить нелюбящих.

Как правило, благоприятной почвой для развития непрощения является обычная зависть. С раннего детства мы способны завидовать и не прощать успеха или первенства даже самым близким.

По сути дела зависть является скрытым, замаскированным непрощением чужого благословения, чужой удачи, благосостояния, превосходства или первенства.

Особенно быстро очаги непрощения возгораются в душах от справедливого замечания, обличения, а тем более от упрёка, оскорбления, колких нападок и различных, явно враждебных по отношению к нам проявлений. Чаще всего наличие некоего осадка в душе от общения или восприятия другого человека есть характерный признак растущего непрощения. Как правило, мы трудно прощаем чью-то независимость, исключительность, одарённость, привлекательность, чью-то категоричность, прямолинейность, требовательность, щепетильность. Случаи открытого соперничества (и не только при выборе спутника жизни) наблюдаются нередко среди нашей верующей молодёжи, что естественно перерастает в стойкое непрощение.

В среде служителей зачастую взаимная практика и осуждение ведёт к непрощению и неприязни. А непрощение, как причина, опять порождает новую критику, новый, очередной виток неприязни и следующее дистанцирование.

Таким образом, непрощение это замкнутый круг на котором в круговой обороне располагаются все остальные «законные» претензии к оппонентам. Оно подобно ползучему, горькому корню проползает от человека к человеку, через все группы людей неумолимо разъединяя их навсегда. Родителей и детей, братьев и сестер, родственников и соседей, товарищей по работе и по учёбе, подчинённых и начальников, граждан и власть, верующих и неверующих, молодых и пожилых, духовных и плотских - день и ночь, явно и тайно разъедает, как рак, недуг взаимного непрощения. Грех непрощения накапливается и прогрессирует потому, что мы очень часто не прощаем, друг друга и не признаёмся себе в этом. Это страшный груз, который несёт всё человеческое общество в целом. Взаимное непрощение «надёжный щит» от Божьего прощения. Из-за непрощения ближним, и даже врагам, любой из нас и все мы вместе можем оказаться без Божественного спасительного прощения. Непрощение безжалостно ставит нас за границы милости Божьей и за пределы Его прощения.

Если мы не будем прощать от всего сердца каждый ближнего своего, то тем самым утратим возможность получать прощение от Бога для себя. Через нашу искреннею молитву к Господу, Он обязательно покажет нам наше непрощение и чёрный список непрощённых. Возможно, там будут даже те, кого мы хотели, но не успели простить.

У дагестанского поэта Расула Гамзатова есть замечательное стихотворение на эту тему:

«Знай всегда вражде и дружбе цену,
Ты судом поспешным не греши.
Гнев на друга может быть мгновенным,
Изливать повсюду не спеши.

Может друг твой, чуть поторопился
И тебя обидел невзначай,
Повинился друг и извинился,
Ты ему греха не поминай.

Если верный конь, поранив ногу
Вдруг споткнулся, а потом опять,
Не вини его - вини дорогу
И коня не торопись менять.

Я иных придерживался правил
В слабости, усматривая зло

Сколько в жизни я друзей оставил
Сколько от меня друзей ушло!

После было всякого немало
И бывало, на путях крутых,
Как я каялся, как не хватало
Мне друзей потерянных моих!

И теперь, я всех вас видеть жажду,
Некогда любившие меня,
Мною непрощенные однажды,
Или непростившие меня».

V. Прощай, потому что тебе уже прощено!

У нас, новозаветных верующих, не остаётся никакого оправдания за непрощение другим. Иисус Христос простил всех нас уже раньше, благодаря Своей великой жертве на Голгофе, поэтому и мы обязаны прощать как и Он, а не хранить обиды и огорчения. «Как и Бог во Христе простил, не вменяя людям преступления их».

Настоящие должники перед Богом это все мы люди, а наши ближние и даже враги, всё-таки наши мнимые должники.

Нередко кто-то из них даже не догадывается или не знает, что вольно или невольно попал в наш тёмный список непрощённых. Он или она из-за неведения не мучится в совести своей и соответственно не просит прощения, но тяжесть и мучения, как наше личное приобретение, мы всегда и всюду носим в себе. Непрощение часто страшное, одностороннее обременение и каяться в этом надо нам самим, иначе оно будет возмездием самому себе; оно несёт в себе самом мучение и возмездие.

Но

«Когда изменяемся мы, изменяется мир;
Светлеет душа переменами неозлобимая,
Друзей, не понявших и даже предавших - прости»...

Иногда нам всё-таки легче простить человека и забыть обиду, когда он далеко и прошло много времени. А если вдруг он и вовсе умер, то, как правило, в след умершему прощают все грехи.

Даже есть пословица на Руси: «О мёртвых говори или хорошо или никак» А некролог, как известно, самая тёплая характеристика.

Один поэт писал: «В России жалеют лежачих, в гробу безответно лежащих». Как печально, что запоздалое прощение умершим, у последней черты, нам дается легче, чем своевременное живым. Смерть, таким образом, оказывается достаточной причиной, для того чтобы простить и реабилитировать человека посмертно. Наверное, мы яснее понимаем, оказавшись на кладбище, рядом со смертью, что наше субъективное так относительно, ничтожно и бренно.

Похоронить непрощение!

Немало тёплых слов, неожиданно пришлось услышать и мне, из уст тех, кто никогда этого не делал раньше, в связи с кончиной Г. К. Крючкова.

Братство Совета Церквей посетило особое, по своему характеру, переживание. Скорбь и боль, как правило, делает человека мягче, снисходительнее, добрее, отзывчивее. Именно это, мне показалось, затронуло сердце одного из ответственных служителей, члена СЦ, с которым мы расстались и не виделись более тринадцати лет. Я уверен, что возможно несознательное, скрытое непрощение друг ко другу, все эти годы было у нас взаимным.

Мы встретились неожиданно в конце лета, на похоронах его родственницы, члена нашей церкви, пожилой сестры Нины Степановны Куликовой.

Это была скромная, добрая, примерная христианка, практически никогда не пропускающая собраний, в том числе и молитвенных по пятницам.

По дороге домой, в одну из пятниц, Господь призвал её в вечный дом на небеса. Благословенная кончина - после богослужения последняя дорога - прямо домой на небеса к Господу!

В тот день, этот брат служитель и я, вместе совершали похороны и соответствующее служение. Меня не покидала мысль, что мы должны похоронить здесь, сегодня и тот наш несчастливый отрезок времени, размером в тринадцать лет. После погребения у нас оказалось немного времени по дороге через кладбище к выходу и автостоянке.

Я сказал ему, что благодарен Богу за нашу встречу в этих особых обстоятельствах, на границе жизни и смерти. Сокрушался о том, что все эти годы мы с ним не общались, как братья во Христе и как служители.

Просил его простить меня за колючие и не дружелюбные слова и чувства в его адрес в   прошлом.   Сказал, что холодность,   взаимная критика, отстранённость и неприязнь, как признаки холодной войны, разделяют не только отдельных братьев, но, к большому сожалению и целое братство ЕХБ.

«А что скажем Господу нашему мы с тобой», - говорил я ему, «если Он сейчас, прямо отсюда призовет нас к Себе, как сестру Нину Степановну? Допустимо ли, позволительно ли, братьям и служителям вообще, иметь не братские, равнодушно- холодные и даже враждебные отношения между собой?!»!

Он слушал внимательно и я видел, что он соглашается со мной, и хотя сам не извинялся в ответ, но в целом реагировал тепло, по-братски. Неожиданно для меня он, который в своё время осуждал Г. П. Винса и отстранялся от него, с неподдельной теплотой отозвался о нём, как о верном брате и служителе Христовом. Я очень был рад этому и заметил, что становятся мягче и меняют мнение и те, кто был принципиально непримирим.

Так обычно бывает: «что имеем, не храним; потеряем - плачем»! Часто мы не успеваем принести цветы и признательность живым, а ведь известно, что «Венки всегда дешевле, чем любовь»...

Почему так происходит и у нас, братья? Даже в личной и семейной жизни, по иронии судьбы, как в строках у одного поэта:

«Мы совесть сделали нарочно глуховатой,
Мы совести забили уши ватой,
Так легче ей прослыть невиноватой.
Смерть вынет вату, но ушей не будет,
Не слышат черепа, их Бог рассудит...
Любимая, пока жива, к ней - глухи,
Услышим лишь предсмертный хрип старухи»...

Я думаю, что многие беды наши оттого, что мы   как-то туго и тяжело прощаем, что мы живём в каком-то дефиците взаимного прощения. Мы это делаем вяло, порой вынужденно и неохотно, частично, неполно, недостаточно и, конечно, от этого терпим большой урон сами. Мы совершенно не на том и не там «экономим».

А что если Господь Иисус Христос будет действительно прощать нам ровно столько, сколько прощаем мы? Если так будет, то я лично банкрот! Я точно нуждаюсь в Его прощении, по объёму и качеству большему, чем я это делаю на практике, по отношению к моим должникам.

Проверьте себя сейчас: вам действительно хватит меры и уровня Его прощения соответствующего вашему прощению другим? Уверен, что нет, поэтому Он нужен нам, наш Христос Спаситель, иначе мы обанкротимся, не прожив и одного дня. Чтобы однажды заплатить за нас, Он умер ради нас и очень желает, чтобы в нашем сердце обитало полноценное прощение Христово, ко всем окружающим. Иногда, кажется, что мы забываем или вовсе не думаем об этом.

Какая, чья же, смерть достаточна, чтобы мы остановились в своём непрощении и простили и прощали бы всем и всегда по-христиански, по-братски, без упрёков, без условий или требований?

Порой кажется, что это не будет происходить в обычном жизненном ритме относительного благоденствия и покоя.

Неужели только боль, горе или смерть способны иногда ставить нас лицом к лицу, чтобы мы увидели и бренность жизни и глаза и лицо другого, брата, ближнего?

Мне кажется, что нужна скорая смерть всех наших амбиций, притязаний личных и коллективных, смерть нашего впечатления собственной святости исключительности и неповторимости, личного и «ведомственного» эгоизма, и. наконец, нашего хронического непрощения.

Непрощение это тоже убийство, братоубийство, иногда тайное, скрытое, без свидетелей, но имеющее явные, разрушительные и губительные последствия.

«Других не прощать это тоже братоубийство!
... Каин во всех таится,
И может вырасти тайно.
Единственное убийство священно -
Убить в себе Каина»!

Нам необходимо срочно отыскать всех своих должников и незамедлительно вернуть им, как учит Христос, весь наш накопившийся долг полного и сердечного прощения. На самом деле, мы должны всегда и везде прощать им больше чем они нам, ведь так поступает с нами Христос, а мы, как Его ученики, обязаны Ему подражать.

Обычно прощение и молитва, за тех, кому прощаем, дополняют и развивают друг друга, становясь добрым плодом в жизни христианина, укрепляя его самого. Наш Спаситель заповедал нам прощать даже врагов и конечно это предполагает особую, сердечную молитву о них.

Интересно, что после расстрела последней царской семьи (июль 1918) в Екатеринбурге, во дворце Ипатьевых, на следующий день, нашли стихотворение, написанное рукой княгини Ольги и там, в конце, были такие строки:

«И у придверия могилы,
Вдохни в сердца Твоих рабов,
Нечеловеческие силы
Молиться кротко за врагов»...

Искренняя молитва за «своих должников» ведёт к прощению, а оно вновь к благодарственной и горячей молитве.

За настоящим прощением следует настоящая, действенная любовь и настоящие, живые братские отношения.

Всё это становится неоспоримым доказательством того, что мы правильно поняли и практикуем в своей жизни настоящее, евангельское прощение, не по принципу «как они нам», а по Его правилу, т. е. «Как и Он простил нам грехи наши»!

Пастор церкви «Воскресение» А. Горянин
С-Петербург, декабрь 2007

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.

Похожие новости