Нужна ли публичная исповедь?

Вопрос

Я верующая, протестант. У меня возникло сомнение по поводу следующего вопроса:
Верующие действительно проходят публичную процедуру покаяния? Если это не так, то как верующие каются? В церкви или наедине?
Алла.

Ответ

Приветствую Вас, уважаемая Алла!

Спасибо за Ваш вопрос.

В настоящее время практик покаяния существует безмерное множество. В католической церкви священник принимает покаяние в специальной исповедальне. Это буквально камера в храме, где находится священник, а прихожанин может сидеть рядом, и рассказывать свою исповедь в небольшое отверстие. Они не видят друг друга, и это создаёт атмосферу доверия. Исповедь пред Богом при содействии священника. В православии нет таких исповедален, но существует правило исповеди, обязательной перед причастием.

В протестантских церквах отсутствует исповедь как обязанность, но распространена практика пасторского душепопечительства. В настоящее время в церквах получает распространение психология, как некая замена исповеди. Замечу, что это отступление от веры, ибо есть попытка заменить силу Духа Святого технологией ума. Нужно быть очень осторожным в вопросах душепопечительства.

Вместе с тем, именно в евангельских церквах до сих пор имеет место публичное покаяние, как действие Духа Святого в церкви. Надо сказать, что это не прихоть современных пасторов, но библейская церковная практика. Вот как говорится об этом в послании Иакова: «Признавайтесь друг перед другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Иак.5:16).

Пусть слова Иисуса Христа будут самыми авторитетными в данном случае. Это учение об обличении и прощении, но суть его именно в том, чтобы восстановить впавшего в согрешение. «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобой и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собой еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Матф.18:15-17).

В данном случае мы видим три возможных варианта покаяния.

Главной целью покаяния является примирение. Грех разрушает отношения с Богом, с ближним и самим собою.

Посему и покаяние должно стать примирением всех трёх составляющих.

Нередко бывает так, что мы носим в себе осуждение от сомнений, от каких либо нечистых мыслей. Возникает чувство вины. Что делать? В подобном случае достаточно исповедания пред Богом в молитве. Он простит, Он даст мир! Это то, что апостол Павел говорит: «Ибо хотя я ничего не знаю за собой, но тем не оправдываюсь; судья же мне – Господь» (1Кор.4:4). Бывает так, что трудно самому разобраться в печали сердца, трудно принять правильное решение. В таких случаях нужна помощь пастыря. Исповедь, или духовное наставничество, должны быть в церкви доступны для каждого члена церкви. И в таких случаях обязанность пастыря помочь страдающей душе получить освобождение от сомнений от осуждения, и обрести мир. В таких случаях молитва совершается в присутствии пастыря перед Богом, при условии сохранения пастырем тайны исповеди. Кстати, роль душепопечителя может исполнять и не обязательно пастырь. Таким душепопечителем может быть человек имеющий духовный опыт, авторитет, и дар служения увещателя (Рим 12: 8) или дар служения примирения (2 Кор. 5: 18).

Но бывают ситуации, когда совесть мучит от слов сказанных, в чей то адрес, или от дела нечестивого, которым кого-либо обидел.

Как раз о подобном нам говорит Писание: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой, пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Матф.5:23,24).

Слова Иисуса Христа в евангелии от Матфея, которые мы читали чуть ранее, и Его слово о мире с братом, говорят об одном. Мы можем и должны каяться перед теми, против кого согрешили. Именно об этом говорит Иисус в известной молитве «Отче наш»: «Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Матф.6:12).

Вот какая получается картина. Если я согрешил перед братом, я чувствую свою вину и перед Богом. Я в молитве слышу от Него увещание. Иди и примирись. Иди и покайся. Я иду и исповедую брату мою вину и прошу его о прощении. Он прощает, и Бог прощает также, и моё сердце восстановлено. В таком случае публичного исповедания в церкви может и не быть. Но если такой конфликт был долгим, стал известным многим, так, что страдала вся церковь, то и молитва исповедания и покаяния должна быть совершена в церкви. Ведь нужно помнить, что церковь есть образ тела, глава которого Иисус Христос, а мы члены тела. И страдает ли один член, с ним страдает и всё тело. Но повторюсь, тут нужна мудрость, и способность различать, когда конфликт двоих достоин публичного исповедания, а когда лучше разрешить его между сторонами.

Если же я согрешил против церкви, то тогда моя молитва, исповедание вины моей, должна быть принесена в церкви. Я получаю прощение в церкви, я получаю прощение у Бога и моё сердце исцелено.

Замечу с сожалением, что в настоящее время в обществе утверждено представление о том, что покаяние есть признак слабости. Извращённые представления о силе и слабости, правде и лжи зачастую остаются и преследуют людей в церкви. Церковь призвана быть домом милосердия. Церкви дана власть прощать. Исповедь в церкви должна восприниматься как победа правды, освобождение от искушений. Покаяние в грехах члена церкви, должно пробуждать в каждом страстное желание дать прощение, взять на себя немощь брата или сестры. Ведь в церкви действие благодати Духа Святого совершает тайну единения, очищая нас, и созидая нас всех в одно тело. «Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине; если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1Иоан.1:6-9).

Итак, в заключение:
  • Молитва исповедания, или покаяния может быть в потаённой комнате перед Богом.
  • Молитва покаяния может быть принесена перед Богом, в присутствии пастыря. Присутствие пастыря не исключается и в случае разрешения конфликта между двумя людьми.
  • Молитва покаяния может быть принесена перед Богом, в присутствии того, против кого был совершён грех.
  • Молитва покаяния может быть совершена перед Богом, и пред церковью.
Всё это есть предписание Бога.

«Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа». (Евр.12:14).

С уважением, Ю. Сипко

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.

Похожие новости