Может ли женщина быть пастырем церкви?
Если можно, то растолкуйте, как понимать место 1 Коринф.14г. 34 стих. И как относится к диаконисам правильно ли это? Спасибо за то, что вы всегда находите время, для того, чтобы ответить. Да благословит вас Господь в вашей работе.
Павел.
Мир вам, Юрий Кириллович. Прошу вас дать разъяснения относительно института диаконис в церквах Российского Союза ЕХБ. Служат ли в церквах сестры, диаконисы? Если да то каков порядок выбора и рукоположения сестер на это служение. Спасибо.
Владимир.
Ответ
Приветствую Вас уважаемые братья, Павел и Владимир!
Несколько элементов родственных в вопросе о служении женщин в церкви и потому я позволил себе объединить Ваши письма.
Первый вопрос: Может ли женщина быть пастырем церкви?
Если это церковь самодельная, в которой Священное Писание не читают, и не почитают, то может. В таких церквах всё может быть. Но я думаю, Вы спрашиваете о церкви, которая утверждена Иисусом Христом, и в которой главенствует Его слово.
Российский Союз евангельских христиан баптистов объединяет церкви, живущие по Писанию. Евангельская церковь, руководимая Писанием, все свои решения основывает на откровении Божьем. Священное Писание даёт очень чёткие указания насчёт священства. Нет никаких, даже косвенных оснований, для того, чтобы допустить в церкви служение женщины в качестве пасторши. В послании к Коринфянам апостол Павел пишет: «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава - муж, а Христу глава – Бог» (1Кор.11:3).
Этот текст, абсолютно ясно указывает на порядок взаимоотношений в иерархии Бог – человек. Кто-то скажет, что это порядок взаимоотношений в семье. Допустим, чтобы не спорить. Но такое допущение только усилит факт того, что женщина обязана исполнять божественное предписание послушания мужу.
Прямое указание Писания на качества пресвитера, что равнозначно пастырю, вообще не рассматривает женщину в качестве вероятного служителя. «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности. Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан» (Тит.1:5-8)
Поэтому в церквах Российского Союза ЕХБ нет женщин пастырей.
Как относиться к сёстрам диаконисам?
Служение диакона – имеет другую категорию.
Все вопросы материального характера, которые возникают в церкви, решают диаконы.
«Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки» (Деян.6:3-6). Так в первой церкви разрешили вопрос растущих нужд по служению в церкви. Очень важно заметить, как высоки были требования к кандидатам, на простую, казалось бы, службу. Следует также заметить, что служение, как его сегодня называют, социальное, а лучше служение милосердия, было очень важным фактором в церкви. Как внимательны были апостолы к нуждам людей. И как на этом фоне возвышается служение словом. «Мы пребудем в молитве и служении слова».
Диакон - ближайший помощник пастыря. Служение диакона в церкви также совершают мужчины. В предписании церквам насчёт требований к диаконам апостол Павел пишет следующее: «Диаконы также должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы, хранящие таинство веры в чистой совести. И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, допускать до служения. Равно и жены их должны быть честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем. Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим» (1Тим.3:8-12). Диакон – буквально слуга.
Может ли женщина в церкви совершать дело слуги? Риторический вопрос. Дело слуги, в церкви призваны совершать все члены церкви. Но вот библейского обоснования для введения в сан диакона женщины мы не находим. Упоминание в послании к Римлянам некой Фивы, диаконисы, не даёт оснований для введения женщин в сан диаконис.
«Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской» (Рим.16:1).
Дело в том. что данный текст свидетельствует о Фиве, как о посвящённой сестре, буквально работнице, труженице. И таких женщин тружениц в церквах братства превеликое множество. Они не называют себя диаконисами, они не имеют рукоположения, как мужчины диаконы. (В некоторых церквях правда совершают молитву благословения на их труд). Они совершают свой труд служащей без претензий на власть. Поскольку в церквах Союза сестёр больше половины, то и ценность такого посвящения служащих сестёр невозможно переоценить. Но повторюсь, сестёр призванных быть служащими не рукополагают. Нет библейского основания.
И, наконец текст Писания: «Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит» (1Кор.14:34).
Тут, брат ты мой, и добавить нечего.
Конечно, специфика коринфской церкви налагает свой отпечаток и на данное предписание Павла. Но чтобы избежать искушения пренебречь данным словом, я приведу ещё цитату из послания к Тимофею. «Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии» (1Тим.2:11,12). Теперь мы видим, что это принцип взаимоотношений в церкви. Власть принадлежит Богу, который вручил её мужчинам служителям. Учение, наставление, это всё рычаги власти. Но Божий принцип остаётся неизменным.
Очевидно, нужно вернуться к упомянутому уже тексту, в котором сказано:
«Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава - муж, а Христу глава – Бог» (1Кор.11:3). Хоть это и не современно, не популярно, но Писание утверждает. Божьи установления таковы. Бог через Иисуса Христа осуществляет свою власть! Иисус Христос через мужа, через мужчин осуществляет свою власть. Это утверждение заставляет меня обратить внимание мужчин на их ответственность за правду жизни. Я имею в виду семейную неустроенность. Общественный хаос. Разруху в умах, которая разрушает землю матушку. Ответственность за это возложена на мужчин. Мужчина перестал слушать голос Бога и перестал исполнять свою властную функцию. Или быть может перестал слушаться Бога, и подчинил и себя и общество власти инстинктов, власть греховной натуры. И пришла разруха. И последствия этой разрухи видны в обществе повсюду. Кстати и в церкви они налицо. Конечно, испорченное сознание рисует картины насилия и унижения, которые будто бы совершаются на основании такого понимания мужской власти. Но Евангелие даёт совершенно чёткие принципы взаимоотношений, власти и подчинения. «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.
Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф.5:22-27).
В таком гармоничном сочетании служения, любви, и власть становится не насилием, но заботой, заботой жертвенной, любовью, способной отдать душу за ближнего!
С уважением, Ю. Сипко.
В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.