Слово «этика» происходит от греческого слова ethos, которое означает обычное или привычное поведение. Библейская этика может быть определена как образ жизнь верующего в соответствии с нормами Писания.
Основание библейской этики покоится в нравственных качествах Бога. Бог Библии – это Бог нравственности (1 Петра 1:16). Верующие должны подражать Богу (Еф. 5:1), а тем самым и Его качествам. Библейская этика предназначена для того, чтобы отображать Божью святость в тех, кто исполнен Святым Духом и следует учению Библии о нравственности.
Это подводит нас к вопросу о находящихся в нашем распоряжении источниках, которые указывают правильное направление при решении нравственных задач.
Первый источник, как мы уже отмечали, Библия. Библия – это основание для жизни Церкви. Она же является и основанием для христианского подхода при принятии решений в вопросах нравственности. Фундаментальным принципом протестантизма является непререкаемый авторитет Писания в вопросах веры и богослужения.
Библия рассказывает о замысле Бога относительно Его народа. Таким образом, главная сфера Его нравственной заботы – не характер индивида, а совместное послушание Церкви. Община в своей совместной жизни призвана воплощать альтернативный порядок, который служит знамением Божьего замысла о мире (Рим. 12:1-2).
Многие новозаветные тексты описывают разные грани такой общины: (1) Церковь – это тело Христово (1 Кор. 12:4-31). Через церковь, т. е. телом Своим, Христос продолжает жить в нашем мире. (2) Церковь – это храм Божий (1 Кор. 3:16). Здесь живет и действует Дух Божий, который руководит верующими.
Так как христианин не существует в изоляции от других верующих, Церковь играет жизненно важную роль в том, как он принимает решения в нравственных вопросах. Сообщество веры – это среда, в которой человек приходит к познанию Христа и начинает жить как Его ученик. Являясь членами церкви, христиане делают выбор в вопросах морали, а церковь помогает им формировать их нравственные суждения.
Отдельный верующий принимает свои нравственные решения как органичная часть большого тела, т.е. тела Христова. Тело, в свою очередь, создает окружение и атмосферу, в которой мы думаем, чувствуем и совершаем свои поступки. Делая выбор, мы принимаем во внимание как учение церкви, так и влияние своих действий на церковную жизнь.
Такое взаимное влияние (ср. Еф. 4:16) невозможно свести к организованным формам. Церковь – это не формальное общение в воскресенье утром. Она, в первую очередь, живое общение верующих в Иисусе Христе. Её сущность в отношениях. Это принятие реальности того, что происходящее с одним происходит со всеми, что поступок одного оказывает влияние на всех (Рим. 12:15).
Рождение свыше, рождение от Святого Духа присоединяет нас к этой общине (1 Кор. 12:13). Не существует общения с Богом без общения с Божьими детьми. Община является тем местом, которое Бог дал каждому верующему для того, чтобы мы были дающими и принимающими благословения. Мы учимся друг у друга, совместно познаём волью Божью, принимаем решения, учитывая мнение других, и действуем сообща. Это не означает, что внутри церкви нет места разнообразию, или что мнение большинства всегда правильно, и правит всем. Но это значит, что каждый является частью общины. Живя в общине, верующий получает наставления, помнит о ней, когда принимает решение, получает направление и побуждение к активным действиям.
Святой Дух не только ведет нас к единству. Он также руководит верующим в его ежедневном хождении перед Богом (Рим. 8:14). Многие рассматривают это руководство лишь в рамках личного, индивидуального опыта. Хотя Бог на самом деле общается с каждым верующим в отдельности и лично, нельзя забывать, что мы живем в обществе. Наш опыт познания Духа Божьего существует внутри сообщества веры. Поклонение Богу, изучение Писания, служение друг другу, размышление и принятие нравственных решений, все это происходит в общении с теми, с которыми мы объединены одним Духом. Жизнь в Духе влечет за собой ощущение близости Бога, общение с другими верующими и совместное посвящение истине, которая объединяет людей в присутствии Божьем.
Библейская этика, уходящая корнями в Божью премудрость (1 Кор. 2:8-13, 15-16) и отражающая Божью точку зрения, раскрывается в Библии. Ее понимание дается нам через Дух Божий и веру (Евр. 11:1-3). А Церковь поставлена Богом для того, чтобы осуществлять Его замысел в этом мире. В ней Святой Дух ведет верующего к воплощению воли Божьей. Не в стихийных откровениях, а во взаимной поддержке с другими верующими, которых Бог для этого и поставил.
Церковь сама по себе является частью этой воли Божьей. И в то же самое время она является местом и средством осуществления Его воли. Библейская этика развивается в Церкви, живет в Церкви и распространяется членами Церкви.
Ревальд Герхард, преподаватель Новосибирской библейской богословской семинарии
В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.