История Церкви ЕХБ г. Минусинска. К 120-летию церкви.

«Помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой»! (Втор. 8:2).

Путь, которым вел Господь Церковь в Минусинске особенный и благословенный. Сегодня мы можем лишь констатировать периода, факты, моменты, истории этой Церкви и с великой радостью сказать слова благодарности руководителю Церкви Иисусу Христу.

120 ЛЕТ - срок сравнительно небольшой в истории всего христианства

20 августа 1867 г. является днем основания Евангельско-баптистского движения в России после крещения Никиты Исаевича Воронина в Тифлисе. Мощное движение возрождения евангельских истин в России началось с нескольких мест. Первое с Кавказа о чем мы уже упоминали выше, второе началось в Украине и третье в Петербурге.

После проповеди лорда Редстока в залах Петербурга началось Евангельское движение среди знатных слоев общества. Многие видные люди России уверовали во Христа как своего личного Спасителя. Это князь Александр Васильевич Пашков, экс-министр путей сообщения Бобринский, граф Модест Модестович Корф и другие. С этих людей началась Евангельская церковь в Петербурге. Отличительной стороной общений проводимых в различных залах дворцов в Петербурге была простота. Рядом во время богослужений могли сидеть и знатные особы и простые люди большого города: кухарки, кучеры. Притягательной силой этих общений было простая, но сильная проповедь руководителей общины. Бог через служителей Церкви производил не только изменение духовного и социального состояния людей, но и сверхъестественные чудеса. Это описывает Софья Ливен в книге «Духовное пробуждение России» об одном факте, случившимся с князем Александром Васильевичем Пашковым.

 «Однажды к верующим пришла жена рабочего с просьбой помолиться о ней. Она призналась, что уже больше четырех лет овладеваема злыми духами. Она говорила, что ей трудно даже проходить мимо церкви. С особой же силой злые духи проявляли себя, когда она слышала Слово Божие, или когда она сама Его пыталась читать. Ею овладевали сильные припадки ярости. Соседи боялись ее и избегали с ней встречаться. Муж ее решил с ней развестись, ни кто не хотел с ней иметь дела.

Выслушав печальный рассказ этой несчастной женщины, верующие вместе с Пашковым и другими руководящими братьями пришли навестить эту женщину дома. Как только Пашков вошел в комнату, она стала неистово кричать каким- то нечеловеческим голосом и собиралась кинуться как хищный зверь на него. Она кричала: «Мы погибли! Мы погибли! Зачем он пришел? Зачем его сюда прислали? Мы погибли навеки, мы погибли!». Не обращая внимания, Василий Александрович склонил колени и начал горячо молится. После этого женщина успокоилась. После продолжительной молитвы верующих, женщина опять начала метаться по комнате, богохульствовать и хохотать. …. Через некоторое время женщина была освобождена, она взяла в руки Евангелие и попросила еще раз за нее помолиться. На следующий день, придя посетить эту женщину еще раз, они нашли ее бодрой и исповедующей Господа Иисуса Христа, способного сохранить ее в будущем. Муж ее, пьяница, вскоре после освобождения жены тоже обратился к Христу. Бросил пить, и они стали счастливыми людьми».

У знатных людей того времени были имения, в которых они проводили какое-то время летом, но остальное время имением, лесом, землями руководили управляющие. В одном из имений Пашкова в Матчерке Орловской губернии старшим лесничим назначается Василий Кирпичников. И как все евангельские верующие Василий Кирпичников добросовестно исполняя свое служение, в один из обходов участка леса застал мужчин за незаконной вырубкой леса, за что и оштрафовал их. В отместку эти люди обвинили Василия Кирпичникова в богохульстве на иконы. Исходя из многочисленных источников, евангельские верующие никогда не глумились над иконами, хотя не принимали в своей форме богослужения поклонения иконам. Если кто-то из русских исповедовал евангельские формы богослужения, то он просто относил иконы к местной православной церкви. Но по лживой информации в 1887 г. Василий Кирпичников был заключен в кандалы и отправлен в Сибирь для отбытия срока наказания.

Это и был тот самый Василий Кирпичников, жена которого - Анна Кирпичникова -  была чудесным образом исцелена.

В 1889 г. он прибыл в кандалах в Минусинск, пройдя пешком из города Томска. Через некоторое время к нему переехала и Анна с детьми. Василий и Анна Кирпичниковы являются первыми верующими города Минусинска.

Случай, о котором будет речь, взят из книги "От края до края земли", написанной И.В.Каргелем, сопровождавшим д-ра Бедекера в одном из его путешествий по Сибири. Он имел место в Красноярске Енисейской губернии.

За несколько лет до этого путешествия, так начинает свой рассказ И.В.Каргель, Василий Кирпичников, служащий в Нижегородском имении Василия Александровича Пашкова, арестованный за веру был сослан в Минусинск Енисейской губернии. Он поддерживал оживлённую переписку с петербургскими верующими. И Василий Александрович Пашков получил о нём в Париже неожиданно отрадные сведения. В Париж приехал один еврей, который на одном собрании свидетельствовал о своём уверовании во Христа как своего Спасителя. Слушавшие это свидетельство поняли, что перед ними действительно чадо Божие. На вопрос, где он уверовал, последовал следующий рассказ: я совершил путешествие с востока до запада Сибири. В одном месте вблизи тракта (большой дороги) отдыхала партия арестантов. Мне никогда не приходилось видеть в пути ссылаемых этапом. Они отдыхали и имели некоторую свободу. Отдельно от других вокруг одного арестанта сидела небольшая группа ссыльных. Моё приближение не помешало ему продолжать свою речь. Он рассказывал о том, как Слово Божие проникло в его сердце, и открыло ему глаза на его греховное и погибшее состояние, и не давало ему покоя ни днём, ни ночью. Это заставило его обратиться к Господу с горячей молитвой о помиловании и прощении. Господь услышал его молитву, простил его, как некогда Давида, и он теперь не может молчать, но свидетельствует другим об этой благодати, и из-за этого свидетельства его сослали в Сибирь. Несмотря на это, он продолжал быть счастливым, так как во Христе он получил всё".

"Я слушал, - рассказывал еврей, - смотрел на этого человека, и каждое его слово производило на меня впечатление, что он говорит правду. Глаза его излучали счастье и радость. Человек в цепях, сосланный в дикую местность был радостен и смотрел безбоязненно в будущее. Для меня стало ясным, что это мог совершить только один Бог. Это сознание заставило меня задуматься о моей жизни и увидеть её греховность. Я стал молиться Богу о прощении, и мне открылся Христос как мой Спаситель, взявший на Себя мои грехи, и я получил мир с Богом". Василий Александрович разговорился с ним и узнал, что арестант, о котором он рассказывал был брат Кирпичников. Меня же В.А.Пашков просил, если я в сопровождении брата Бедекера попаду в Красноярск, непременно найти брата Кирпичникова, точно узнать обо всех обстоятельствах его жизни в ссылке и сообщить ему о духовном состоянии брата и всей его семьи. Так как семья Кирпичникова была одинокой и не имела общения с верующими, то моё посещение могло бы им послужить благословением и укрепить их веру.

Д-р Бедекер желал и сам принять в этом участие, но когда мы приехали в Красноярск и увидали, что книги, которые мы распространяли ещё не прибыли, а пароход в Минусинск отходил в среду, то д-р Бедекер решился остаться и дождаться, а за время моего отсутствия навестить несколько мест заключения. Всё, казалось, складывалось хорошо. Пароход должен был пробыть в Минусинске сутки - достаточно, чтобы навестить ссыльного брата хоть на несколько часов. Кроме того, он мог бы со мной ещё проехаться на пароходе до Красноярска.

Тут брат Каргель описывает красоту поездки по могучему Енисею и пишет дальше: Доселе всё шло соответственно нашим планам, но наш пароход прибыл в Минусинск с опозданием на 13 часов. Я не поверил своим ушам, когда мне сообщили, что он, несмотря на своё опоздание, отойдёт рано утром по расписанию.

Мне, таким образом, оставалось всего 11 часов времени, причём день уже склонялся к вечеру.

 Имевшийся при мне адрес Кирпичникова был таков: "Средняя Сушь близ Минусинска". На мой вопрос, как далеко до этого села, я получил ответ: "Около 50 вёрст". Дальше я узнал, что туда не шла почтовая дорога и что я туда смогу попасть только на местной подводе. Было ясно, что с этим пароходом мне не удастся вернуться обратно в Красноярск. Я временно оставил этот вопрос и занялся моей задачей. Скоро я нашёл возницу с парой хороших лошадей, который согласился меня свезти в Среднюю Сушь. Не найдя его в Средней Шуши и в Верхней Суши, Каргель вернулся в Минусинск, зато по дороге он имел возможность свидетельствовать молодым людям.

 Я приехал в Минусинск в субботу 5 июля около 10 часов утра, - продолжает свой рассказ И.В.Каргель. - Мой новый возница знал квартиру Кирпичникова и повёз меня прямо к нему. К сожалению, я застал дома только его жену с тремя детьми, он сам был в ста верстах от города. Хотя мы никогда друг друга не видали, моё посещение доставило сестре огромную радость. Оторванные внезапно четыре года тому назад от родного гнезда, они не имели с тех пор общения с верующими. Жизнь их проходила в тяжёлых условиях. Местные власти чинили им препятствия, не давали возможности получить работу, и они бедствовали, справляясь с нуждой лишь благодаря поддержке Василия Александровича Пашкова. Сестра Кирпичникова очень была огорчена, что муж её оказался в отъезде и не мог повидаться со мной; предпринять же новую поездку мне никак нельзя было. Я только смог передать ей слова утешения и ободрения от Василия Александровича и от себя, а прежде всего от Самого Господа, а через неё и брату в его тяжёлых испытаниях.

Вся в слезах, жена брата Кирпичникова рассказывала мне, как пересылали его в кандалах вместе с уголовными преступниками из тюрьмы в тюрьму, и как он прошёл пешком весь путь от Томска до Минусинска. Большим утешением для брата были любовь и уважение ссыльных. Путь сестры с тремя малыми детьми, большей частью на свой счёт, был также полон трудностей. В Средней Суши их притесняли, и они вынуждены были переселиться в Верхнюю Сушь. Там он, правда, получил место учителя, но жалование было настолько мало, что прожить на него было невозможно. Летом же, когда школа закрывалась, брат ничего не получал. Брат Кирпичников был хорошим столяром и, надеясь найти работу в городе, обратился с соответствующей просьбой к начальнику Минусинского Округа. Тот расспросил о его вере и отнёсся к нему очень благожелательно. Он очень жалел, что по закону не может дать ему разрешения на право жительства в городе и предложил ему сделать это на свою личную ответственность, чтобы высшие власти не заметили его переселения. "На таких условиях мы тут и живём, - продолжала сестра, - чтобы не привлекать на себя внимания, нам пришлось сохранить наш прежний адрес. Письма в Среднюю Сушь на наше имя передаются нам сюда"

Возникновение церкви было связанно с репрессиями со стороны самодержавия и ортодоксальной церкви верующих евангельского движения центральной России.

В связи с особыми льготами для переселенцев в Сибирь, многие верующие с семьями начали переезжать в Минусинский уезд. Это семьи: Волянских, Голузинских, Зелинских, Садовых, Вербитских, Патковских, Ткаченко, Чижик. Когда образовалась группа верующих, то возникла необходимость в организации церкви. Были выбраны служители. Руководителем общины был первый верующий Василий Кирпичников. Первым пресвитером в Минусинске был рукоположен Николай Александрович Зелинский. Таким образом, была организована Церковь евангельских христиан- баптистов. Одним из видных пресвитеров церкви был Ф.Г. Патковский. В последствии в 1944 г. Ф.Г. Патковского выберут секретарем евангельского союза в Москве. Это видный служитель евангельского движения, через которого многие люди получили благословение и уверовали в Господа Иисуса Христа. Ему посвящен стих:

Интересный период в жизни общины это строительство предприятия, на котором работали верующие общины. Это предприятие назвали «Васан». У них была своя мельница – обеспечивающая хлебом юг Сибири, пекарня, хлеб с которой попадал в большую часть домов горожан. Был кожеперерабатывающий заводик, бондарные мастерские и еще другие виды услуг. Через это многие верующие получали работу и могли кормить семьи. (А в то время мужчины уезжали на заработки на несколько месяцев, на строительство ж.д. дороги Ачинск – Минусинск). На этом предприятии работала воскресная школа, где преподавала профессиональный педагог. Это предприятие прекратило свое существование в 1933 г.

Церковь в Минусинске всегда была духовным центром для верующих Минусинского уезда. В период его служения были организованы церкви и в других деревнях и поселках региона. Церкви имели нужду быть вместе, поэтому собирались большие съезды христиан, на которых участвовали хоры разных церквей, были большие евангелизационные собрания для города и в это же время решались организационные моменты. Об одном таком съезде упоминается в рассказе верующего церкви. В 1927 г. собрался съезд на усадьбе брата Кожемякина на котором решались многие важные вопросы жизни церквей Юга Сибири. На этом съезде участвовало три хора: Минусинский, хор из с. Подсинее, и хор из Солбы. Этот день для жителей Минусинска запомнился тем, что первый раз прилетал самолет, на который пришли посмотреть все жители Минусинска.

Богослужения проходили в разных местах города. В начале собирались в домах верующих. И первым местом общения был дом Кирпичниковых. Дальше община переехала в дом Арсентия Яковлевича Ткаченко. Молитвенные собрания проходили на предприятии «Васан». С 1918 г. община получила свой первый дом Молитвы. Свой частный дом отдал Килин Иван Ермилович Дом находился на настоящей ул. Октябрьская между Штабной и Ачинской. В этом доме церковь собиралась до 1930 года. В этом молитвенном доме организовали воскресную школу для детей. Для больших богослужений арендовали зал в доме Вильнера, с которым у Зилинского и Патковских были добрые отношения, так как они работали у него на предприятиях. С 1930 по 1934 гг. собирались в доме у Селивана Петрухина по 3-ей линии за протокой. Сторожилы говорят, что собирались также по настоящей Советской улице. После начали собираться по ул. Крупской, 24 - этот дом отдала для богослужений сестра Олейник Клавдия Трофимовна. В 1987 г. церковь принимает решение строить большой красивый Дом Молитвы. Не было финансов, но каждый верующий согласился внести свой месячный заработок или пенсию и с этого начали строить. Многие церкви братства откликнулись на просьбу церкви и помогли и финансово и своим физическим трудом приезжая бригадами на строительство здания. 8 октября 1989 г. в этом здании состоялось богослужение освящения Дома Молитвы. Вот уже 20 лет церковь может собираться в этом уютном красивом здании.

Как мы уже раньше говорили, в Минусинск приезжал Иван Вениаминович Каргель, писатель, богослов, пастырь церкви г. Петербурга. В Минусинской тюрьме находился Левинданто Николай Александрович, после он посетил и богослужение Церкви, и говорил прекрасную проповедь о качествах христианина. Эту проповедь многие запомнили и старались так жить. Есть упоминание, что наши места посетил и Павел Смоленый, уверовавший разбойник.

Служителями общины были:

  1. Зелинский Николай Александрович – 1895 г?

  2. Садов Федор Егорович – 1924 г.

  3. Вразовский Дмитрий Денисович -

  4. Крапивин Иван Александрович, 1946 г.
  5. Кирилов Агап Захарович – до 1980 г.

  6. Можаев Николай Дмитриевич – 1980 г.

  7. Чуриков Василий Павлович – 1982 г.

  8. Баль Евгений Самуилович – 1987 г.

  9. Булычев Анатолий Иванович – 18 декабря 1994 г.

  10. Булычев Иван Анатольевич – 28 ноября 2004 г. по сей день.

В 30–е годы, в период советской власти в СССР церковь в г. Минусинске, как и другие церкви, претерпела массовые репрессии, а некоторые Церкви в России были вообще закрыты. Верующие претерпевали гонения, особенный удар был направлен на служителей церкви – пресвитеров, дьяконов, регентов, руководителей отделов служений. Многие служители были сосланы еще дальше на север или на строительство государственных объектов. В связи с голодом и тяжелыми работами многие не вернулись к своим семьям и в церковь. Многих служителей Церкви г. Минусинска расстреляли, выведя за город в сосновый бор, окружающий город. Есть вещественные и документальные доказательства места расстрела верующих. На том месте расстреляно 27 искренних служителей, не отказавшихся от своей веры в Господа Иисуса Христа.

Вот что говорил о евангельских верующих мыслитель Солженицин:

"Баптисты приобрели столь большой успех среди русского населения, какого и сравнимо не было у них раньше. Они отнюдь не использовали грубых приёмов иных западных сектантских проповедников. Не опирают моральных призывов на доводы расчёта, не используют и шаблонные рекламы. Они поистине ищут смиренности, а евангельскую проповедь ведут для соотечественников на простом, доступном русском языке и при полной сознательной связи с современностью. И ещё особенный поворот вопроса в том, что русские баптисты - наши единокровные соплеменники, в обычной жизни это обычные русские люди".

Александр СОЛЖЕНИЦЫН на Рождественских чтениях 21.01.1996 "Русская мысль"

Конечно, есть много пробелов в истории, которые хотелось бы восстановить и дополнить достоверной, яркой информацией. Для восстановления пробелов истории мы как церковь должны постараться найти эту драгоценную информацию и передать ее следующим поколениям.  Для этого мы:

Планируем выпустить книгу история жизни Минусинской Церкви.

Планируем организовать доступную для гостей и жителей города экскурсию по местам жизни евангельской церкви, в которой шаг за шагом будет рассказываться о жизни верующих и церкви в целом.

Благодарим Господа Иисуса Христа, Который провел эту церковь своим особенным путем. Слава честь и поклонение Ему!

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.

Похожие новости