Свобода совести для всех

«Свобода совести для всех» – это 6-й вероучительный принцип евангельских христиан-баптистов. Он подразумевает, что каждый человек имеет право на полную свободу воззрений относительно религии. Это значит, что он в праве определять как ему верить и верить ли вообще, принадлежать к какой-либо конфессии или не принадлежать ни к какой деноминации. На первый взгляд, 6-й вероучительный принцип баптизма выглядит как-то странно. Как кажется, подобного рода принципам место не в вероучительных формулировках, а, скорее, в правовой сфере. Вряд ли кто-то, кроме самых радикальных и маргинальных политиканов или невежд, станет оспаривать, что право на свободное самоопределение в вопросах религии и мировоззрения является неотъемлемым правом любого человека. Закрепление свободы совести, среди других базовых прав и свобод человека, например, в Конституции, и естественно и оправдано. Но причем здесь вероучение? Чтобы понять это, необходимо сделать небольшой исторический экскурс.

Баптистское движение возникло и оформилось в первой половине XVII в. В те далекие времена для подавляющего большинства политиков и простых людей казалось вполне естественным, что религию не выбирают. Человек рождался, его крестили, и он автоматически причислялся к церкви, к которой обязан был принадлежать всю жизнь. Так считало большинство католиков того времени. Не отставала от них и основная масса протестантов: лютеран, реформатов, англикан. Человек был обязан принадлежать к конфессии, господствующей в месте его рождения, к которой принадлежал его родители, к которой он был причислен в младенчестве. Почти никому не приходило в голову, что подобное положение вещей противоестественно. Разве правильно, в таком важном вопросе, как отношения с Богом, лишать человека права свободного выбора? Если, все же кто-то менял свою конфессиональную принадлежность, то это, как правило, сопровождалось вынужденным изгнанием, разрывом родственных отношений, преследованиями и притеснениями на религиозной почве.

Лишь немногие религиозные движения того времени последовательно отстаивали право на свободный выбор религиозных воззрений. Баптисты были среди тех, кто осознал важность на свободы в религиозных вопросах. Причем ранние баптисты, отличавшиеся большой социальной и политической активностью, отстаивали свободу не только для себя, но и для людей отличных от них воззрений. Иными словами, в отстаивании свободы совести баптисты преследовали не сугубо прагматические цели, заботясь лишь о себе, но стремились воплотить в жизнь важный, с духовной точки зрения принцип, важный для всех людей без исключения.
В чем же ценность свободы совести, с христианской точки зрения? Вопрос этот очень важен и актуален. Ведь, если мы не осознаем свободы совести как значимой духовной ценности, то свобода совести легко трансформируется всего лишь в право свободной проповеди Евангелия. Такое усеченное понимание свободы совести, к сожалению, свойственно некоторым современным евангельским христианам-баптистам. Между тем, верность учению Библии требует от нас провозглашения и отстаивания свободы совести в полном объеме.
Важно отметить, что Бог всегда предоставлял человеку возможность искать Себя, но не принуждал его к вере: «От одной крови он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и не далеко от каждого из нас» (Деян.17:26-27). Бог создал человека по Своему образу как существо, наделенное свободой выбора. Господь хочет, чтобы люди приходили к Нему осознанно и добровольно. Это видно, в частности, в земном служении Иисуса Христа. Однажды Он сказал двенадцати апостолам: «Не хотите ли и вы отойти?» (Ин.6:66-67). И хотя Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим.2:4), принуждение не является Его методом. А значит это и не наш метод.

Если Бог оставляет за человеком право искать истину или гибнуть в заблуждениях, принимать Евангелие неповрежденным или блуждать в ересях, то кем же является человек, чтобы принуждать ближнего следовать тем или иным убеждениям? Не следует забывать и о том, что христиане призваны любить ближнего: православного, атеиста, буддиста, Свидетеля Иеговы, кришнаита… А любовь, среди прочего, означает и исполнение Христовой заповеди: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лук.6:31). Хотим ли мы хотим свободно молиться, иметь Молитвенные дома, свободу проповедовать наше учение? Ответ очевиден. Раз так, то мы должны признавать это право и за другими. Мы должны быть всегда на стороне притесняемых за их веру и убеждения, даже если их взгляды являются полным заблуждением с точки зрения Слова Божьего.

Некоторые могут возразить, что так думать и поступать нельзя: «Они ведь в ад идут!» Что же, это прискорбно, но они имеют право идти в ад. Наше дело провозглашать Благую Весть спасения и молиться о них, как и обо всех заблуждающихся и нераскаянных грешниках, но, в то же время, любить и уважать свободу их выбора, даже если они ей пользуются не правильно. Поступая так, мы являем любовь Христову, к чему мы и призваны.

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.

Похожие новости