Сегодня, когда мы смотрим на статистические данные роста евангельских церквей в первой четверти двадцатого столетия, дух захватывает от темпов роста численности союзов. Сразу в голове возникает множество вопросов: это реальные цифры или нет? Если цифры реальные, то как это удалось? Куда потом делись люди? Неужели все погибли? Если нет, то кому было выгодно заниматься таким «пиаром»? Зачем нужно было выдавать желаемое за действительное.
В первой половине 1880-х годов произошла некоторая консолидация братства. Участие русских братьев в работе конференции меннонитской братской общины в Рюккенау в 1882 году, конференция 1884 года в Петербурге, и, прежде всего конференция, в Ново-Васильевке углубили взаимозависимость отдельных общин. Итогом начального этапа консолидации стала общая программа миссии и единый миссионерский комитет. Конференции, ставшие ежегодными, не вмешивались во внутреннюю жизнь общин. Постоянного руководящего органа и официального единого руководителя братства в то время не существовало.
В ареале распространения русской Библии евангельские христиане-баптисты предпочитают называть себя братством. Это наименование имеет крепкие исторические корни: первый известный нам официальный вероучительный документ братства носит название «Правила вероисповедания новообращенного Русского Братства». Он датируется началом 1870 года и был приложен к первому ходатайству о легализации на имя императора. Внешние подозревали в «составителе» образованного богослова, хотя и не вполне еще усвоившего русский язык. Решающую роль в составлении документа играл 30-летний братский меннонит Иоганн (Иван Иванович) Вилер (1839-1889), учитель по образованию и по профессии, свидетель крещения пионера баптизма в Украине Е.Цимбала, организатор съезда 1884 года в Ново-Васильевке и первый Председатель миссионерского комитета братства.
Центральной категорией рассматриваемого периода была категория порядка. О порядке много размышляет и пишет сам Вилер. Порядок в баптистских церквях сразу бросается в глаза. Сотрудник Базельской миссии А.Амирханянц пишет Пашкову из Тифлиса: «С первого взгляда на Евангелистов и на Баптистов сейчас видно, что дисциплина, порядок вместе с тем, конечно, и преимущество на стороне последних». Высокую степень организованности баптизма признавали и его противники
В России существовали и общины, придерживавшиеся другого порядка.
Это были общины связанные с миссионерской деятельностью великого немецкого баптиста Иоганна Гергарда Онкена (1800-1984). Он принял крещение в 1834 году, начал работу в Гамбурге и организовал маленькую группу верующих. С 1834 по 1851 год его община возросла до 3750 членов. Они раздали в Германии более 800 000 трактатов (что было огромной цифрой по тем временам) и начали послать миссионеров в другие страны. Община Онкена поддерживала 60 благовестников. Онкен организует Гамбургскую миссионерскую библейскую школу, которая потом будет преобразована в семинарию. В 1864 году Онкен впервые приезжает в Россию. Он крестит немцев, уверовавших во Христа. Благодаря его кипучей миссионерской деятельности, к концу жизни Онкена в Германии было около 30 000 баптистов, Сам Онкен за свою жизнь крестил только в Гамбурге 1022 человека. Он четыре раза приезжал в Россию и принял огромное участие в подготовке служителей для Российского братства.
Так, Тифлисская община следовала Онкенской модели. Этот порядок можно изучать по сохранившимся протоколам 76 членских собраний в 1879-1885 и 1890 году. Почти все было регламентировано. Например, предписывалось, что собрание членов начинается с коленопреклоненной молитвы и заканчивается молитвой стоя. Основой порядка в Тифлисской общине было Гамбургское исповедание веры 1847 года, известное в русском переводе с 1873 года. Онкенской модели, например, придерживался в свое время И.В. Каргель.
Порядок был значительно конкретнее Вероисповедания. Как уже указывалось, за нарушение порядка могли отлучить от церкви, например, за неучастие в поддержке миссии, предоставление займа с более чем 6% годовых, за курение табака и многое другое. Таким образом, порядок определял и нормы поведения. Взаимозависимость на уровне морали была значительно сильнее всех остальных аспектов, поскольку этот уровень был наиболее легок для восприятия теми, кому предписывалось принимать коллективные решения.
Меннонитское сообщество в России определяло себя как братство.
Братские меннониты дополнили традиционную модель меннонитского сообщества, состоящего из автономных общин. Они не имели общего постоянного руководящего органа. В мае 1872 года под председательством баптиста из Германии А.Либига была созвана конференция, на которой был введен институт разъездных проповедников (Reiseprediger), которым вменялось в обязанность посещать разрозненные общины и группы. Их работу координировал вновь созданный миссионерский комитет. Разъездные проповедники назначались на срок от нескольких месяцев до одного года; две трети этого времени они должны были проводить в труде вне своей церкви. Их содержание оплачивалось из специальной кассы. Начиная с 1872 года, конференции представителей общин проводились ежегодно.
Модель братства, реализованная братскими меннонитами, вполне оправдала себя в условиях его территориальной разобщенности и распыления по многим небольшим группам в сельской местности. Роль разъездных проповедников заключалась не столько в приобретении новых душ для церкви, сколько в выравнивании форм благочестия в общинах и отдельных семьях, а также в унификации стиля богослужения. Результатом их деятельности была гомогенизация движения, ставшая реальной основой единения этой небольшой конфессиональной общности.
Вилеру эта модель была известна до мельчайших подробностей. В 1872 году он вошел в число первых семи разъездных проповедников, а также в миссионерский комитет. В то время он был единственным служителем, который трудился за пределами меннонитской братской общины.
В Рюккенау русские братья переняли эту практику. Наряду с немецкими разъездными проповедниками, были избраны и четыре русских брата: один сроком на год, а трое сроком на полгода. Таким образом, образовался ресурс в 20 человеко-месяцев, направленный в первую очередь на стабилизацию молодых общин. По свидетельству В.Гутше, эта модель поддерживалась в братстве и в двадцатые годы.
Евангельское движение в России отличалось удивительным разнообразием. Миссионерское рвение выходцев из православия дополняли устойчивые традиции общинной жизни общин молоканского происхождения. Уже к 1880-м годам было три поколения молокан. «Правила вероисповедания» во многом схожи с меннонитской традицией; тифлисская община развивалась по гамбургской онкенской модели строгого единоначалия: право проповеди было закреплено за В.Г.Павловым. В его отсутствие проповедовать имел право Н.И.Воронин. Еще три брата в отсутствие обоих имели право лишь пояснять Писание.
В дополнение к ним, в стране трудами, прежде всего, Я.Д.Делякова развивалось и крепло братство евангелических молокан, насчитывающее 20 общин в девяти губерниях. Кроме этого была Петербургская модель, построенная по типу Евангельского Альянса.
В 1881 году началась планомерная работа по консолидации евангельского движения на Юге и на Севере. Эту инициативу взяли на себя И.Вилер и В.А.Пашков, которые обсуждали первые детали этой работы на Рождество 1881 года в Петербурге. Пашков следовал модели Альянса; Вилер следовал модели братства, но был открыт и для идей Альянса.
Пашков не успел довести дело до конца. После конференции в 1884 году, в Петербурге, бывшей по своей сути первой конференцией в духе Альянса в России, его выслали из страны. Вилер смог провести первую самостоятельную конференцию русского братства в Ново-Васильевке, в 1884 году и возглавить братство до 1886 года, когда и ему пришлось покинуть страну.
Иоганн Вилер поместил в центр внимания конференции не многочисленные различия между различными группами, а миссию. Вилеровская концепция миссии обнаруживает удивительный баланс между распространением Евангелия и его укреплением в жизни уверовавших, созданием базы для миссии и активизации ее ресурсов. Примечательна шкала приоритетов в его миссионерской концепции.
Вилер поставил перед собой, прежде всего, следующие задачи:
посещение далеко рассеянных общин и широко разбросанных станций,
поощрение среди братьев и сестер миссионерского настроя,
укрепление единства и любви в общинах, проведение евангелизаций среди необращенных душ.
Конференция обсудила двадцать четыре вопроса повестки дня, главным из которых была миссия. Исходя из финансовых возможностей, было назначено восемь евангелистов: три годовых, четыре полугодовых и один квартальный. Таким образом, для активной повседневной работы в общинах был создан ресурс в 42 человеко-месяца. Все евангелисты и миссионеры переходили в подчинение председателю миссионерского комитета.
Конференция прошла по модели братства, с учетом широкого спектра евангельского движения России. Даже конфессиональный атрибут «баптист» в протоколе конференции упоминается всего один раз – в ее наименовании. Решения по вопросам миссии были отнесены к разряду «обязательных к выполнению», вопросы догматические, вошедшие в вероисповедание – к разряду «желательных к исполнению»; все остальные вопросы предоставлялись на рассмотрение самих церквей. Вмешательство конференции во внутренние дела церкви не допускалось. Руководящего органа на период между конференциями не предусматривалось.
В волну победоносцевских гонений братство вошло, в той или иной мере, консолидированным. Гонения, прежде всего, сказались на служителях-выходцах из православия; буквально через два-три года основная тяжесть работы легла на плечи служителей – выходцев из молокан. Благодаря этим служителям братство, в условиях гонений и конспирации, сохранило достигнутый уровень единения. Вилер был вынужден оставить Россию летом 1886 года.
На общем годовом собрании 29.12.1887 – 1.1.1888 было принято решение об избрании руководителем общих дел Д.И.Мазаева, а также был принят план об избрании/назначении его пяти региональных помощников. Тогда же был предложен новый порядок рукоположения пресвитера, который предусматривал согласование вопросов, связанных с рукоположением, с годовым собранием и координацией этих вопросов через руководителя общих дел. Неизвестно, насколько это решение было претворено в жизнь в условиях победоносцевских гонений и конспирации, однако оно существенно ограничивало независимость отдельной общины в плане избрания ее руководителя. С этого времени собственно фазу братства можно считать завершенной. Наступила фаза становления союза.
Однако сам принцип миссионерской работы сохранился. И сохранялся он вплоть до 1929 году, года начала борьбы с христианами в СССР.
Каковы же результаты этой миссионерской работы, принципы которой были заложены начале 80-х годов 19 столетия?
По неполной статистике, собранной В.Г.Павловым, в Союз баптистов к первым годам 20 века входило 162 общины. Было 400 проповедников, 11 207 членов церкви, 10 молитвенных домов. Не все общины входили в Союз баптистов и называли себя баптистами.
Барон Икскуль на I Всемирном конгрессе баптистов говорил, что в России 23 000 признанных властью баптистов – немцев, латышей, эстонцев и верующих других национальностей. Он также сообщил присутствующим о том, что существует 20000 верующих, не признаваемых правительством, входящих в Союз русских баптистов.
На Ростовском съезде Союза баптистов в 1907 году было принято решение об образовании Миссионерского общества. Там же был утвержден его устав. Во время съезда, 5 мая, состоялось первое учредительное собрание этого общества. Было избрано правление:
В.Г.Павлов – председатель, Д.И.Мазаев – помощник председателя,
Т.А.Феофелов – кассир, С.П.Степанов и Г.О.Воробьев – члены правления, Д.А.Панькин, Н.В.Одинцов, В.С.Харитонов – кандидаты, И.А.Голяев и
С 30 июня по 2 июля 1907года в Балашове проходило первое собрание Миссионерского общества под председательством В.Г.Павлова.
В соответствии с имеющимися средствами было назначено 3 годовых, 12 полугодовых и 5 трехмесячных благовестников. Собрание уполномочило Правление Союза назначить, впоследствии, еще благовестников в зависимости от поступления средств.
Между заседаниями проходили многолюдные собрания (до 1500 человек), на которых возвещали весть спасения такие известные проповедники, как С.П.Степанов, В.П.Степанов, В.Г.Павлов,
Независимо от Миссионерского общества европейской части России, было создано Миссионерское общество Сибири. Оно выслало на труд 19 благовестников. Кроме этого существовало два немецких комитета: баптистский и меннонитский, работающие в согласии с русскими баптистами. Эти комитеты содержали 12 русских благовестников.
1-5 мая 1908 года в Киеве состоялось отчетное собрание миссионерского общества. Руководил им В.Г.Павлов. Ревизионная комиссия состояла из трех братьев: Л.Назаренко, И.К.Савельева и М.Д.Тимошенко.
В этом году от Миссионерского общества трудились 19 благовестников. Собрание прослушало их отчеты о служении. Несмотря на объявленную свободу совести, благовестники нередко встречали гонения от местных властей и от православного народа, подстрекаемого попами и местными чиновниками. И все же Благая Весть звучала и в общинах, и в местах, где нет верующих. Благовестники призывали народ к покаянию и крестили обращенных. Часто проходили публичные собеседования с православными священниками и миссионерами, а также с субботниками, молоканами и с верующими других течений.
На отчетном собрании было принято решение выделить средства на содержание братьев Е.Г.Гриненко и 3.П.Павленко, желающих поступить в Лодзинскую семинарию. Они трудились среди русского народа на средства немецкого Миссионерского общества.
В 1911 году в Москве, на ул. Покровской 12, проходил Всероссийский Съезд баптистов. Товарищ председателя В.П.Степанов, в отчёте Правления, говорил, что в союз входит около 50 000 баптистов, 29 благовестников находятся на содержании. Он отметил существование проблемы с пожертвованиями. В.П.Степанов доложил собравшимся, что за год в кассу поступило только 11 000 рублей. И это ничтожно мало.
Как известно, в сентябре 1909 года прошёл Первый съезд евангельских христиан. На этом съезде был создан Союз евангельских христиан. До революции прошло три съезда. Но евангельские христиане традиционно умалчивали о своей точной статистике, ограничиваясь общими фразами.
6-13 июля 1913 года в Стокгольме, на втором Европейском конгрессе баптистов, от имени Русского Союза баптистов говорил С.П.Степанов. Он сообщил, что в состав Союза входят 1000 общин и 100 000 членов. Союз разделен на 50 районов, в каждом районе для целей миссии трудятся 10 проповедников. Кроме того, Союз имеет 10 разъздных проповедников.
От имени Евангельских христиан на этом конгрессе выступил А.Персианов. Он сказал, что Союз насчитывает 7000 членов и имеет 18 евангелистов, занятых проповедью Евангелия.
Во время первой мировой войны благовестие хотя и шло, но в очень стеснённых условиях. После Февральской революции всё стало проще. Можно было проповедовать на улицах, в больших зала. Например, в зале Политехнического музея, в Москве, евангелизационные собрания проводил В.Ф.Марцинковский. Братья ревностно начали совершать служение.
В.Г.Павлов выехал в Смоленск, где проповедовал и крестил. Много проповедовал и крестил А. М. Букреев.
В 1917 году совокупная численность евангельских христиан и баптистов равнялась 150-200 тыс. человек. В первые годы Советской власти можно было свободно проповедовать Благую Весть. Работали солдатские кружки. Братский меннонит И.Дик организовал палаточную миссию. Миссия работала на Юге России, и её сотрудники были зверски убиты махновцами. В Петрограде действовала уличная миссия, которой руководил Александр Карев.
На 6 съезде ЕХ было избрано 50 благовестников. В центральной России в годы Гражданской войны множество людей приходили к Богу и хотели креститься. В 1920 году, в Курской губернии, на одном из крещений во второй день Троицы собралось около 3000 зрителей. В 1920 году на Съезде в Песковском районе присутствовали представители 40 церквей. В Тамбовской области было 11 баптистских общин.
В те годы в Сибири было небывалое пробуждение. В 1919 году, по свидетельству Г.И.Мазаева, только за май месяц было крещено около 1000 человек в разных местах. В 1920 году за пять с половиной месяцев работы было крещено около 400 человек. Возле Омска за один день было крещено 200 человек. На Дальнем Востоке за 1920-1921 годы в церкви было принято около 4000 членов.
Особенно резко миссионерская активность возросла после окончания гражданской войны. 24-й съезд баптистов, состоявшийся в октябре-ноябре 1921 года, постановил считать дело благовестия важнейшим делом в духовной жизни.
К декабрю 1923 года коллегия Союза баптистов имела 65 платных благовестников (еще более 1000 местных благовестников трудились безвозмездно). Правда, финансовые затруднения в середине 1924 года заставили баптистов урезать ассигнования на дело миссии (был момент, когда количество платных проповедников сокращалось до 12, и даже 6 человек). Однако в 1925 году, путем строжайшей экономии канцелярских и аппаратных расходов, прежние позиции были в основном восстановлены (1925 год – 50, 1926 год – 22 проповедника, находившихся в распоряжении союзного совета).
Еще с большим размахом вели миссионерскую работу евангельские христиане. Уже осенью 1919 года ими были избраны 50 платных проповедников, к декабрю 1921 года их число удвоилось. Летом 1920 года Союз евангельских христиан послал по 2 благовестника в Китай и Индию и организовал иноверческую миссию (сориентированную на работу среди ненцев, чувашей, мордвы, коми, вотяков, киргизов, казахов, калмыков и др.)
На местах (с декабря 1921 года) функционировали губернские, областные, окружные и районные объединения евангельских христиан (ЕХ). Каждая община сохраняла полную независимость от союзных структур во всех внутренних делах (в том числе в вопросах приема и исключения). Разъяснения съездов по вопросам практической жизни могли иметь значение лишь «братского совета».
9-й съезд евангельских христиан (сентябрь 1923 года) принял решение о создании специального миссионерского фонда за счет добровольных пожертвований, реализации сельскохозяйственной продукции (со специально для этих целей засеянных полосок), перечисления 1/10 от всех заработков членов общин (не менее 1 рубля золотом в год с каждого). Собранные средства делились в соотношении «50 на 50» между центром и местными отделениями союза (с конца 1926 года это соотношение было изменено на «4/5 против 1/5» в пользу областных и районных отделов).
В декабре 1923 года 25-й Всероссийский съезд баптистов также обсуждал вопросы финансирования миссионерской деятельности и охвата ею народов нерусского языка (татар, грузин, армян, чувашей и др.). На дело миссии также предполагалось отчислять не менее 1/10 «всех прибытков» (село – одноразовый сбор после урожая, в городе – несколько раз в год). Распределять миссионерские деньги между центром и провинцией мыслилось в равной пропорции. Предполагалось создание специальных курсов подготовки благовестников (в том числе на заочной основе). Особое внимание обращалось на изучение английского языка, открывавшего доступ к баптистским богословским сокровищам. Баптистское руководство волновало то обстоятельство, что улучшение материального положения членов общин вводит их в грех накопительства. Оно неоднократно напоминало о важности материального служения и необходимости большей жертвенности на дело Божие.
К концу 1925 года в СБ СССР входило 6 отделов (Дальневосточный, Сибирский, Северный, Украинский, Среднеазиатский, Северокавказский), объединявших 71 район, 29 отдельных районных организаций и 25 отдельных общин. 26-й Всесоюзный съезд баптистов (декабрь 1926 год) принял решение о реорганизации союза на федеративных началах (ФСБ СССР). Речь шла о братском сотрудничестве равноправных поместных союзов (Дальневосточного, Сибирского, Среднеазиатского, Северокавказского, Северного, Закавказского, Крымского, Всеукраинского с немецкой секцией), делегирующих часть полномочий исполнительному органу ФСБ СССР, в качестве которого выступал совет и его правление из 3-х человек: Н. В. Одинцов — председатель, П.В.Иванов-Клышников – товарищ председателя, Д.Я.Дацко – казначей. Было заявлено о необходимости организации Союза баптистов Центральной России и Поволжского союза. Съезд подчеркнул важность существования единого фонда финансирования миссионерской деятельности.
В 1926 году региональные союзы, составлявшие Федеративный союз баптистов СССР, содержали более 120 оплачиваемых благовестников. Кроме того, к концу 1925 года насчитывалось 3700 местных баптистских проповедников, к лету 1928 года их число возросло до 5000.
11 мая 1928 года Высший совет союза евангельских христиан обратился к братьям-земледельцам с воззванием, призывавшим к точному исполнению решений (1927 года) о добровольном сборе на дело миссии в размере 1 руб. в месяц с человека. Памятуя, что у селян, как правило, нет наличных денег, рекомендовалось засевать злаками, овощами специальные участки земли, дабы деньги от реализации выращенной продукции (12 руб. в год) вносить в миссионерский фонд. 80% собранных материальных средств должны были оставаться на местах, а 20% перечисляться в центр.
К 1928 году Союз евангельских христиан содержал до 600 миссионеров: 100 находились в распоряжении совета, 500 – действовали под эгидой 52 областных и районных отделов. Таким образом, И.С.Проханов имел известные основания впоследствии заявлять, что с 1923 по 1929 гг. движение трансформировалось в национальную евангелическую революцию: «Фактически мы начали победоносное духовное шествие по всей России. Мы должны были занять всю территорию страны, если бы не вмешательство атеистов».
К 1933 году на территории СССР, включая Белорусский, Волго-Камский и Центральный (Союз баптистов центральных областей РСФСР) насчитывалось 12 союзов баптистов.Как известно, общины евангельских христиан управлялись советами, избиравшимися общими членскими собраниями сроком на 3 года. В компетенцию собраний входило также избрание пресвитеров, диаконов и диаконис. Общины объединялись во Всероссийский (позднее — Всесоюзный) союз евангельских христиан, возглавлявшийся Высшим советом и его неизменным председателем И.С.Прохановым (все должности являлись выборными). В руководящее ядро союза в 1921-1927гг. входили:
Г.М.Матвеев, В.И.Быков, В.Г.Пелевин, Я.И.Жидков – товарищи председателя.
В 1917-1924 гг. количество баптистских общин увеличилось в Воронежской губернии – в 5 раз, в Сибири – в 2,6 раза; на Дальнем Востоке (в 1920-1924 гг.) – в 4 раза. С 1924 по 1926 год темпы роста еще более возросли (главным образом за счет сельского населения). Только в 1924-1925 годах численность баптистов на Украине увеличилась на 15%, а в 1926 году, в Закавказье, на 6%.
В середине 1920-х годов доля кулака в общей массе баптистов (и евангельских христиан) составляла, в среднем, от 2-3 до 8,8%, в Сибири и на Украине – до 30% (для сравнения: в общей массе населения СССР – 3,5%); бедноты – 45,1 (но всей стране – 24%); середняка – 45-60% (по всей стране – 65,8%). В городских общинах, главным образом, были представлены мещане, кустари, ремесленники, мало- и неквалифицированные рабочие (процент буржуазных элементов колебался от 4,8 до 15). Количество женщин в баптистских общинах достигало 50-70% от их общей численности.
К началу 1926 г. насчитывалось 3000-3200 баптистских общин (400 тыс. членов, не считая членов семей; 1100 домов молитвы, 600 пресвитеров и 1400 прочих служащих). К середине 1926года было 6500 общин (500 тысяч членов).
К IV Всемирному конгрессу баптистов (июнь 1928 года) были произведены уточненные подсчеты, давшие следующие, более скромные результаты: 4000 общин (900 пресвитеров), не более 200 тысяч крещеных членов. На 1 января 1929 года, количество активных членов союза (принятых в общины) по-прежнему составляло 200 тыс. человек (с членами семей и посещающими молитвенные собрания, но не являющимися членами общины – 1 млн.), служителей – 2044 человека. Общая численность членов Всероссийского союза евангельских христиан (вместе с последователями) оценивалась в августе 1923 года примерно в 2 миллиона верующих.
В 1926 году начитывалось уже 52 областных и районных отделений союза. Всего было 2,5 тысячи незарегистрированных общин. На 1 января 1929 года, согласно сведениям Высшего совета Союза евангельских христиан, количество активных членов союза (принятых в общины) по-прежнему составляло 300 тыс. человек (с членами семей и посещающими молитвенные собрания, но не являющимися членами общины – 1,2 миллиона человек), служителей около 3000 человек.
С 1929 по 1933 годы численность евангельских христиан и баптистов на Северном Кавказе, юге Украины, в ЦЧО, Поволжье сократилась в 2-10 раз. Такие же процессы происходили и в других регионах страны. Уже к концу 1931 года, большинство общин евангельских христиан и баптистов официально прекратили свое легальное существование. В Алма-Ате общины функционировали лишь до 1930 года, в Узбекистане — до февраля 1932 года, на Украине в 1931году оставались незакрытыми лишь 10 общин.
Их деятельность продолжалась: в Виннице – до 1936 года, Днепропетровске – до 1937года, Одессе – до 1935года, Киеве – до 1936 года, в Белоруссии – до 1937 года.
В РСФСР общины были сняты с регистрации в 1935-1937 гг. (так как абсолютное большинство пресвитеров были репрессированы). В ноябре 1934 года в Ленинграде насчитывалось всего 700 баптистов, в Москве – 1000. Уже с 1935 года сектанты начали переходить на нелегальное положение. Последние Дома молитвы евангельских христиан и баптистов в СССР закрылись в 1938 году. Вместе с тем, к середине 1930-х годов начала резко возрастать численность верующих в местах ссылок. Если в 1930 году в г.Фрунзе количество баптистов не превышало 150 человек, то в 1933 году насчитывалось 1850 баптистов.
В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.