Век информационный… Но, как показывает практика, современные христиане не спешат делиться своей информацией. Хотя Церковь обладает самой важной новостью – Благой, Радостной. Однако эта новость не распространяется по всему миру со скоростью света (как, например, плохие новости про свиной грипп). Замкнутость, отгороженность церкви от мира – об этом не раз писали, говорили и обсуждали на форумах…
Если церковь маленькая (до 100 человек), то в ней легко и быстро распространяется разного рода информация. А если большая – то, зачастую даже многие члены церкви не знают, когда и где происходят мероприятия, что планирует молодежь, чем занимаются пожилые.
Это все можно исправить с помощью современных информационных средств и технологий – сайта церкви, стенда с фотографиями и объявлениями, новостной рассылки и, конечно же, печатных изданий.
В церкви ЕХБ на Поклонной горе в Петербурге существует, так называемое, информационное служение, которое включает четыре направления: интернет-сайты; распространение новостей церковной жизни; печатные издания – газеты «Пальма» и «Вестник», буклеты, афиши, закладки; видео.
Печатное издание в церкви – сегодня это необходимость. В маленькой общине оно может быть прекрасным средством для благовестия и приглашения людей на богослужения, а в большой – для информирования и сплочения всех членов.
С чего начать? Для создания и развития печатного издания в церкви нужен хотя бы один человек, который был бы готов посвятить себя этому делу полностью. Как говорится, всему можно научиться… Нужно только желание служить Богу и ближним через СМИ.
Но… «один в поле не воин» – гласит народная мудрость. В церкви очень много творческих личностей! Стоит только оглянуться вокруг, внимательнее присмотреться к профессиям, дарам и талантам прихожан. Фотограф, журналист, корреспондент, верстальщик, дизайнер, редактор, писатель, художник – это важные профессии для средств массовой информации. Но для создания церковной газеты не обязательно иметь образование (хотя это было бы очень неплохо!) Важно то, чем человек любит заниматься, что у него хорошо получается. Зажечь идеей людей – несложно. Ведь каждый хочет быть полезен в церкви, приносить плод, видеть результат своих трудов…
Итак, собралась команда! Люди – самое важное в любом служении. Единство, общая цель, встречи, молитвы… И вот, задумка одного человека становится общим делом.
Команда людей – от двух до десяти-пятнадцати человек – решает, зачем, для кого, когда издавать церковную газету. Какие цели она будет преследовать, кому она будет адресована, о чем и кто будет писать (церковная или евангелизационная, возраст читателей и т.д.), какой будет объем, формат, тираж… Обсуждает и другие вопросы. Вместе совсем не трудно придумать темы статей, найти авторов среди знакомых, привлечь молодежь или даже подростков к творчеству, распределить роли и обязанности. Очень важно установить день для регулярных встреч (не реже одного раза в месяц).
Еще важный момент – расскажите о своих планах пастору церкви, заручитесь его поддержкой, объясните, почему и зачем газета нужна церкви. Без его благословения и поддержки членов церкви будет очень сложно добиться успехов в этом труде.
Молодежная газета «Пальма» переживала разные времена. Сменились три главных редактора (в основном это были молодежные пасторы и лидеры), три раза сменился состав редакции. В самые лучшие времена количество людей было около 15, в худшие – и такое случалось – оставался 1–2 человека… Редакция собиралась раз в месяц, бывали выезды на природу.
Пасторы церкви всегда были заинтересованы в выпуске молодежного издания, всегда поддерживали нас.
Когда основные вопросы решены, зафиксированы на бумаге, следующим этапом должно стать планирование. Газета – это периодическое, регулярное издание. Определите, как часто ее надо выпускать, чтобы она выполняла свои функции. Для начала это могут быть просто четыре странички с информацией о жизни церкви и объявлениями. Постепенно она может разрастись в журнал с рассказами, аналитическими статьями, свидетельствами… Важно соблюдать тот график выхода газеты, который вы утвердите, о котором заявите своим читателям в первом номере. Мечтать о многокрасочном ежемесячном журнале, конечно, можно, но… реально оцените свои силы. Не стоит полгода делать один номер, чтобы потом понять, что второй выпустить вы уже не сможете.
Каждый раз, когда вы просите кого-то написать или нарисовать что-то в вашу газету, говорите о сроках сдачи. В этом вопросе должна быть четкость и постоянство. Так вы сможете выпускать газету регулярно. Если же у вас не будет четкой даты сдачи макета в печать, то этот процесс может затянуться очень надолго.
Самый первый номер нашей газеты вышел в конце 1998 года. Тогда это был один лист, сложенный пополам, который назвался «Молодежная газета». Мы объявили конкурс на лучшее название, и в редакцию пришло самое настоящее письмо с предложенным и обоснованным названием – Пальма (см. Пс. 91:13). Качество печати было такое, что с трудом можно было понять, что изображено на фотографии. Но это была наша газета! Наша первая статья, первый рассказ… Несколько лет газета имела 4-8 страниц с черно-белыми рисунками. Мы не мечтали о цвете. Нашли хорошего художника, который с удовольствием рисовал штриховые иллюстрации. Так появился стиль нашей газеты. Увеличился объем (до 16 стр.), улучшилось качество. Выпускали шесть номеров в год. Со сменой редактора встал вопрос о красочности издания. Пришлось искать дизайнеров, новых художников. Изменился стиль, оформление. Теперь нашу «Пальму» можно назвать журналом.
Подумайте и рассчитайте финансовую сторону вопроса. Сколько стоит печать в вашем городе? Как она зависит от тиража? Где вы будете брать деньги? Будете ли вы ее продавать или раздавать бесплатно? Будет ли у вас постоянный источник дохода для печати каждого номера?
Деньги на печать газеты были заложены в бюджет церкви. Газету распространяем бесплатно, но активно собираем пожертвования (на собранные средства посылаем газету в другие церкви и города).
Стоит ли подробно говорить о редактировании статей, их оформлении (дизайне)? Какого качества должны быть рисунки (это зависит от способа печати)? Как научить людей писать интересно? Думаю, ответы на эти вопросы приходят с опытом. Да и литературы написано уже немало. Не получится сразу все идеально – качество приходит с опытом, после многих ошибок.
Важно собираться и обсуждать вместе вышедший номер, приглашать активных читателей на встречи. Принимайте критику! Узнавайте новое, учитесь непрерывно, читайте хорошие книги! Читайте русскую литературу, чтобы расширять свой словарный запас и правильно излагать мысли. Сайт газеты, то есть ее электронная версия, – отличный способ существенно расширить аудиторию, получить обратную связь, отклики.
Вы все еще думаете, нужна ли вам газета в церкви? В наш век, когда книг уже почти не читают… Есть люди, которые жаждут слышать хорошие новости, хотят посещать интересные мероприятия, хотят видеть яркие свидетельства! Расскажите им о Боге, церкви, жизни христиан.
Если вам нужна помощь, консультация, пособия для журналистов и редакторов, пишите по адресу smi-s@mail.ru (с пометкой «Создание газеты»).
В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.