За последние лет двадцать аббревиатура «СМИ» стало почти ругательством в нашем обществе, которое можно, наверное, отнести к молодым демократическим обществам. СМИ формируют общественное мнение, развлекают, информируют, но делают это как-то очень прихотливо: манипулируя, убеждая, взращивая мифы, эксплуатируя стереотипы, прибегая ко лжи, грязным технологиям. Мы привыкли к тому, что все СМИ врут, что верить им нельзя, а тот, кто всерьез воспринимает новости «по Первому», кажется абсолютно наивным человеком.
Ну что ж... такова судьба средств массовой информации. Однако кто бы что ни говорил, СМИ – главное орудие воздействия на современного человека. Даже вовсю ругая и проклиная СМИ, никто сегодня жить без них уже не может. Как выясняется, к примеру, 44% российских пользователей не откажутся от интернета, даже если в нынешних экономических условиях им не будет хватать денег не еду и одежду. О чем-то это да говорит. СМИ (в том числе и электронные – интернет) позволяют человеку чувствовать себя частью единого информационного пространства, непосредственно в нем участвуя и отчасти даже его формируя. Именно это и понимается под «информационным обществом», которое сегодня строится, в том числе и в нашей стране.
И что же такое эти СМИ? Газеты, журналы, альманахи, сборники, бюллетени, радио, телевидение, кинопрограммы, видеопрограммы, электронные газеты, издания на электронных носителях, информационные агентства, массовые рассылки... Как во всем этом обилии не потеряться, а тут еще и интернет с его неисчерпаемыми ресурсами...
Всё это – данность нашего времени, полный переход всей информации в электронную сферу – только вопрос времени. Информация множится невероятными темпами, доступ к информационным ресурсам почти мгновенный и практически повсеместный. Раньше едешь в метро и видишь людей с книгами. Теперь же молодежь перемещается в общественном транспорте, будучи прикованной к наладонникам, плеерам, лэптопам, карманным компьютерам, нетбукам, электронным книгам. GPRS, 3G, WiFi, WiMax, 4G – информация доступна везде и мгновенно.
Сделало ли всё это наш мир лучше и безопаснее, образованнее и веселее? – Нет. Но это неизбежность, это данность, и чем дальше, тем больше. Моя шестилетняя дочь воспринимает беспроводные технологии как само собой разумеющееся, я же, в свое время впервые соприкоснувшись с современными технологиями связи, испытывал фантастическое ощущение, я чувствовал себя Колумбом, открывшим свою собственную Америку.
Итак, информационное общество – неизбежная реальность, а что Церковь?
12 мая 2004 года в Англиканской церкви была введена должность веб-священника, в обязанности которого входит опека нового прихода, который существует исключительно в Сети. Нормально, да? В России такое себе и вообразить пока сложно.
Складывается впечатление, что церкви России оказались совершенно не готовы к такому повороту событий, к такому гигантскому технологическому скачку, поэтому сегодня повсеместно в общинах идут жаркие диспуты и споры, в которых верующие пытаются ответить себе на вопрос: «А как же церковь должна относиться к СМИ?» Не сумев особо ничего придумать, церкви занимают выжидающую позицию, пытаясь сохранить статус-кво, а на самом деле выходит, что они начинают бесконечно отставать не просто в освоении информационного пространства, предоставляемого СМИ, они просто живут вчерашним днем. Хочется закричать порой: «Братья и сестры! Очнитесь! Время листовок, пригласительных, печатной машинки безвозвратно ушло! Если мы сейчас не мобилизуемся и не займем свою нишу в электронных СМИ, то мы вообще превратимся в памятник эпохе динозавров».
Известный пастор и богослов середины 20 века Дитрих Бонхеффер примерно так охарактеризовал такое состояние церкви: «Церковь на окраине села». Церковь на окраине жизни. Мы этого хотим?! Если нет, то нужно действовать. Но как???
Как выясняется, использование интернета в повседневной жизни стало для многих людей насущной необходимостью наряду с едой, одеждой и кровом. Зачастую служители церкви даже представить себе не могут, насколько глубоко их прихожане, особенно молодые, погрязли в электронных средствах массовых коммуникаций, сколько времени они проводят в Сети, сколько ведут блогов и что они там пишут (а ведь это тоже СМИ), какие сетевые радиостанции слушают и какие телеканалы смотрят, какие фильмы качают и передают друг другу. К чему все это? Всё, приплыли! Мы и знать не знаем, но по уши погрязли в разнообразных средствах массовой информации.
А что же церковь? Рассуждая о том, «нужно или не нужно», «можно или нельзя», «стоит или не стоит», она постепенно оказывается все более вытесненной на периферию жизни.
Церковь призвана спасать. Христос ей дал такую задачу, послав учеников приобретать новых учеников. Церковь призвана хранить вечную истину, только вот иногда кажется, что она хранит эту истину, закопав поглубже. А вся красота Христова провозвестия в том, что оно цветет и пахнет только когда провозглашается. Если суммировать все сказанное, то можно сказать проще: люди должны слушать, церковь должна говорить. Можно сколько угодно кричать в полном одиночестве, но тебя никто не услышит. Получается, нужно говорить там, где услышат. Сегодня лучше всего слышат в медийном пространстве, т.е. в СМИ. А это значит, что если Церковь отстраняется от работы в СМИ, то она попросту не выполняет своего предназначения.
Факт есть факт: если мы, как церковь, хотим достучаться до нынешнего «информационного» поколения, если хотим, чтобы слушали и услышали, если нам нужно (а нам действительно нужно!) доносить позицию церкви до власти, вести с ней диалог, если мы намерены говорить о социальных проблемах (а ведь нам есть что сказать!), иными словами, если мы намерены выполнять свое пророческое предназначение, то прибегать к помощи СМИ придется – хочется нам этого или нет, готовы ли мы к этому или не готовы.
Если у нас даже встает вопрос: «Нужны ли церкви СМИ?» – то сама по себе такая постановка проблемы говорит о том, что у нас что-то не так. Церковь должна не стоять в сторонке и наблюдать за тем, как мимо проносятся болиды последних достижений технического прогресса. Она сама должна сидеть в кабине пилота такого болида, указывая направление движения для всех остальных. Церковь должна быть в авангарде технического прогресса. А вместо этого она сидит на обочине и думает: «А не потеряет ли она свое «лицо», если ввяжется в эту гонку?». Но ведь если не она, то в гонку ввяжется кто-то другой.
В этой связи всплывают в памяти слова апостола Павла, когда он призывал церковь не терять времени и дорожить каждой возможностью для провозглашения Евангелия Иисуса.
Для современной церкви крайне необходимо расширять свое присутствие во всевозможных СМИ – в газетах, журналах, на телевидении и радио. Но более всего церкви нужно думать о развитии своего представления в интернете, который дает фактически неограниченные возможности – это дешево и доступно.
На сегодня есть некоторое количество действующих христианских СМИ. Они делают важную и достаточно трудную работу благовестия и представления церкви в нашем обществе. К сожалению, церкви их практически не поддерживают. И первое, с чего церковь должна начинать свою работу со СМИ – познакомиться с ними и принять активное участие в их жизни. Это простое, но очень действенное начало!
В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.