Все возможно верующему или еще раз о воспитании

Одной из самых важных сфер нашей жизни является семья. Семья создана Богом для взаимной любви, заботы и поддержки. Она является сердцевиной, той средой, от которой зависит, каким вырастет ребенок, и какое место в обществе он займет.

Действительно, особенности семьи, в которой рождается ребенок, могут самым значительным образом повлиять на его отношения с Богом, личностное развитие, ожидания, установки, систему взглядов, ценностей, убеждений, принципов построения отношений с другими людьми, а также на его духовное, познавательное, эмоциональное, социальное и физическое развитие в течение всего жизненного пути.

То, как взрослые взаимодействуют между собой, как они строят отношения с ребенком, сказывается на развитии ребенка самым непосредственным образом. Почему при внешнем благополучии, вырастая, человек негативно относится к себе? Почему некоторые люди, становясь взрослыми, не могут строить отношения с другими людьми, считают себя лучше или хуже всех? Как влияет устройство семьи, поведение родителей на становления собственного «Я»? Это действительно важные вопросы, которые требуют ответа. Об этом я и хочу поразмышлять в этой статье.

Действительно, отношения между родителями и каждым ребенком, между детьми в семье и другими родственниками играют значимую роль в развитии детей. Особенное значение имеет качество привязанности матери к ребенку. Эта тема заслуживает отдельной публикации. Помимо того, что родители помогают ребенку стать частью семьи, именно с их подачи он знакомится с окружающим обществом и его культурой. Вероучительные традиции, этнические стереотипы и моральные ценности дети усваивают с ранних лет. В сплоченном, здоровом социуме (например, в церковной общине) взрослые поддерживают друг друга, оказывают любовь и внимание к детям. Воскресная школа способствует духовному, эмоциональному, в целом, всестороннему развитию детей. Вырастая, дети ощущают поддержку членов общины, обретают веру в Бога, который Любящ и Всемогущ, всегда поможет. В лице Бога они видят Небесного Отца, Который любит их безусловно, всегда понимает и принимает. Действительно, это положительным образом сказывается на развитии личности детей и их самовосприятии.

Факторы, влияющие на построение новой семьи

Супруги, вступившие в брак, обычно мечтают о счастливой семейной жизни. Если супруги – христиане, то они надеются на то, что в их семье всегда будет мир, любовь друг ко другу и все будет так, как написано в Библии. Брак представляется жизнью с чистого лица. Но даже через несколько недель совместной жизни, молодые супруги понимают, что представления о семье, включающие отношения между членами семьи, вопросы воспитания и устроения быта, у них различны. Почему так получается? Почему два человека, желающие построить семью, не всегда могут договориться?

Причина непонимания друг друга – в различном опыте прежней жизни, и, конкретно, в здоровье родительской семьи. Каждый супруг несёт в свою новую семью тот опыт, который он получил в родительской семье. Этот опыт включает в себя образ семьи, воспринятый из своей семьи, понимание семейных ролей.

Здоровье семьи определяется таким понятием как «благополучие». Почему мы уделяем внимание вопросу семейного здоровья? Потому что каждая семья – это среда. От благополучия семьи зависит психологическое состояние родителей и детей. Комфортно ли будет в этой семье? Будет ли в ней атмосфера любви или в ней будут править жесткие законы? Все это не безразлично для взрослых, и тем более, важно для детей. Но как понять, насколько благополучна для здорового развития ребенка каждая рассматриваемая семья?
Обычно благополучной семьей называют семью, которая обеспечена материально. Но материальное благополучие не гарантирует хорошего климата в семье. Речь идет о другом понимании благополучия. Слово «благополучие» обозначает «получение блага», то есть добра. Иначе говоря, фактор благополучия семьи – это семейный климат: теплый и душевный или холодный и нездоровый.

«Добро» проявляется в заботе о членах семьи, в стремлении к пониманию других, единству. В семье, где люди по-доброму друг к другу относятся, обычно спокойно, безопасно и хорошо. Члены такой семьи находятся в единстве с Богом и друг другом, в ней о ребенке заботятся и папа, и мама.

Центральную роль в развитии ребенка играет его взаимодействие со взрослым. Депривация рассматривается как нарушение или не сформированность у ребенка специфической человеческой потребности в общении. Контакт со взрослым способствует формированию у ребенка потребности в привязанности к заботящемуся о нем взрослому. Отсутствие заботы и внимания к ребенку тормозят развитие личности, отрицательно сказывается на самовосприятии ребенка.

Верующие родители воспитывают своих детей, желая этим послужить нашему Господу. Все родители-христиане желают, чтобы их ребенок вырос верующим, любил Господа. Для того чтобы достичь необходимого результата они используют разные воспитательные стратегии, обычно те, которые использовались в семье их родителей. Поэтому давайте рассмотрим основные стили воспитания, для того чтобы у вас была возможность сравнить свой стиль воспитания с ниже описанными стилями и сделать выводы об их преимуществах и недостатках.

Авторитарный стиль

Авторитарному (диктаторскому) стилю воспитания недостает теплоты, для него характерна строгая дисциплина. Общение в режиме “родитель- ребенок” превалирует над общением ребенок-родитель, ожидания таких родителей в отношении их детей весьма велики.

Авторитарные родители, как правило, мало демонстрируют свою любовь и, порой, кажется, что они несколько отстранены от своих детей. Родители отдают инструкции и приказы, при этом, не обращая внимания на мнение детей и не признавая возможности компромисса. В подобных семьях высоко ценятся послушание, уважение и следование традициям. Правила не обсуждаются. Считается, что родители всегда правы, а непослушание наказывается (часто физически). Но обычно родители все же не переступают черту и не доходят до избиения и жестокого обращения.

Так как дети во избежание наказания постоянно подчиняются своим родителям, то они становятся безынициативными. Они понимают, что их активность может проявлять только в четко очерченных рамках и не более того. Дети не проявляют инициативу, так как она может быть наказуема. Авторитарные родители ожидают большей зрелости от своих детей, чем это характерно для их возраста. Активность самих детей очень низкая, так как подход к воспитанию ориентирован на родителя и его нужды.

Этот стиль воспитания приводит к ряду недостатков в развитии ребенка. Такие дети в подростковый период, когда влияние сверстников на их поведение наиболее велико, легче поддаются негативному воздействию с их стороны; они привыкают не обсуждать свои проблемы с родителями и, зачастую, подпадают под сильное влияние сверстников. Будучи часто разочарованными в своих ожиданиях, они отдаляются от родителей и нередко протестуют против их ценностей и принципов.

В таких семьях велик уровень насилия среди мальчиков. Они не уверены в своем успехе, менее уравновешены и менее настойчивы в достижении цели, а также имеют низкую самооценку. Кроме того, существует обратная зависимость между подобным авторитаризмом и хорошей успеваемостью. Другие исследования показывают, что таким детям не достает социальной адаптации, и они редко выступают инициаторами какой-либо деятельности.
Становясь членами церкви, люди, выросшие в условиях авторитаризма, проявляют законопослушность, реже идут против всех правил. Такие люди готовы либо на формальное участие в жизни церкви, либо на служение, где они могли бы быть жесткими управленцами. Так как они сами выросли в среде с отсутствием теплоты, заботы друг о друге, им трудно принять заботу о них других членов церкви. Они привыкли к тому, что прав тот, кто сильнее. Поэтому, объединившись, они могут оказывать давление на тех, кто кажется более слабым (например, новообращенные или молодежь). Выйдя из авторитарной среды, они могут делать попытки насадить в поместной церкви такие же жесткие правила, какие были в их семье. Взрослым, выросшим в среде с вакуумом добра, обычно свойственно бичевать других за недостатки, «недуховность», нежели видеть в них нечто хорошее, дарованное от Господа.

Либеральный стиль

Для либерального (свободного) стиля характерны теплые отношения между родителями и детьми, низкая дисциплина, общение “ребенок-родитель” превалирует над отношениями “родитель-ребенок”. Либеральные родители не возлагают на своих детей больших ожиданий. Этот стиль был популярен в 1950-60-е годы. Тот факт, что в прошлом многие люди в Германии последовали за Гитлером, приписывали тому, что они воспитывались в условиях авторитаризма, который требовал от них беспрекословного повиновения. Существует такое мнение, что таким образом, родители как бы “создали условия” для Гитлера. Надеясь впредь избежать таких нежелательных побочных эффектов, они стали либеральными.

Либеральные родители заботливы, внимательны, у них очень тесные отношения с детьми. Больше всего они беспокоятся о том, чтобы дать детям возможность выразить себя, творческие стороны своей личности и индивидуальность, и сделать их счастливыми.
Они верят, что именно это научит их отличать правильное от не правильного. Либеральным родителям сложно установить четкие границы допустимого поведения для своих детей. Такие родители не возлагают на своих детей больших надежд, дисциплина в их семьях минимальна. Родители в семьях с либеральным стилем воспитания не чувствуют большой ответственности за судьбу своих детей.

Парадоксально то, что дети из таких семей становятся самыми несчастными. Они более подвержены таким психологическим проблемам, как депрессии и разного рода фобии, высока склонность к совершению насилия. Они также легко вовлекаются в антиобщественные действия. Исследования показали, что существует связь между либеральным воспитанием и преступлениями среди малолетних, злоупотреблением наркотиками и алкоголем, а также ранней сексуальной активностью.

Родители прививают своим детям мысль, что они могут добиться желаемого, манипулируя окружающими. Позднее они плохо успевают в школе, значительно чаще не послушны старшим, а также могут попытаться обойти не четко сформулированные законы и правила. Так как их не научили контролировать себя и следить за своим поведением, то у таких детей меньше шансов развить чувство самоуважения. Недостаток дисциплины вызывает у них желание самим установить какой-либо надзор, поэтому они “прилагают много усилий для установления контроля над своими родителями и пытаются добиться от них контроля над собой. Неудовлетворенные психологические потребности приводят детей либеральных родителей к тому, что они становятся уязвимыми и неспособными противостоять ежедневным проблемам, что мешает ребенку в полной мере участвовать в жизни общества. А это, в свою очередь, препятствует их духовному и социальному развитию, формированию чувства собственного достоинства и позитивной самооценки. Не имея высоких целей и надежд, дети либеральных родителей обычно с трудом контролируют свои импульсы, они проявляют незрелость и не желают брать на себя ответственность.

Христианин, воспитанный в либеральном стиле обычно общителен, дружелюбен, имеет склонности к творчеству. Таким людям свойственно проявлять инициативу, начинать новое служение. Но так как они не научены последовательности, регулярности, им трудно, порой, невозможно работать в одном направлении. Они начинают дело, им становятся скучно, и они не могут продолжать двигаться выбранным курсом. Им трудно жить по графику, выполнять инструкцию. Такие верующие не могут держаться в рамках дисциплины. Церковные принципы и ограничения из них они подчас рассматривают как ограничение собственной свободы. Им не хочется даже слышать о порядке, системе, для них христианство – это любовь, радость, эмоции.

Авторитетный стиль

Для авторитетного стиля воспитания характерны теплые отношения между родителями и детьми, умеренные дисциплинарные требования и надежды на будущее детей, а также частое общение. Этот стиль наиболее распространен на Западе. Авторитетные родители заботливы и внимательны, они создают в доме атмосферу полную любви и обеспечивают эмоциональную поддержку своим детям. В отличие от либеральных родителей, они тверды, последовательны в своих требованиях и справедливы. Авторитетные родители создают дисциплину, используя рациональные и проблемно-ориентированные стратегии, для того чтобы обеспечить независимость детей при необходимости подчиняться правилам определенной группы. Они требуют от детей подчинения некоторым установившимся стандартам в поведении. Семейные правила скорее демократические, чем диктаторские. Родители для достижения взаимопонимания с детьми используют разумные доводы, обсуждение и убеждение, а не силу. Они в равной степени выслушивают своих детей и высказывают им свои требования.

У детей есть альтернатива, их поощряют предлагать свои решения и принимать на себя ответственность за свои поступки. В результате такие дети верят в себя и в возможность выполнения взятых ими обязательств. Когда родители ценят и уважают мнение своих детей, это приносит пользу обеим сторонам.

Авторитетные родители устанавливают приемлемые границы и стандарты поведения для своих детей. Они дают им понять, что всегда помогут, когда это будет необходимо. Если их требования не выполняются, то они относятся к этому с пониманием и скорее готовы простить своих детей, чем наказать их. В общем, для этого стиля воспитания характерно взаимопонимание между родителями и детьми и взаимное сотрудничество.

В результате выигрывают обе стороны. Благодаря успешному взаимодействию, заботе и реальным ожиданиям, возлагаемым на детей, они получают хорошие возможности для развития. Родители поощряют успехи детей в учебе, что имеет положительное влияние на их успеваемость в школе. Это объясняется вовлеченностью родителей в дела и образование детей и использованием ими открытых обсуждений совместно прочитанных книг, проведением дискуссий.

Исследования также показывают, что такие дети менее подвержены негативному влиянию со стороны сверстников и более успешно строят свои взаимоотношения с ними. Так как авторитетный стиль воспитания обеспечивает баланс между контролем и независимостью, то его результатом являются компетентные, ответственные, независимые и уверенные в себе дети. У таких детей вероятность развития высокой самооценки, веры в себя и самоуважения, существенно выше, они менее агрессивны и обычно добиваются большего успеха в жизни.
Более того, в отличие от других детей они лучше приспособлены к жизни. По данным исследований, дети авторитетных родителей занимают первое место по уровню самоуважения, способности приспосабливаться к руководству и интересу к вере в Бога, исповедуемой родителями. Они уважают авторитеты, ответственны и контролируют свои желания.

Говоря о верующих, выросших в семьях с авторитетным стилем воспитания, можно сказать о том, что такие люди готовы придерживаться церковных принципов, если ясно их понимают. Если верующие, выросшие в условиях либерального подхода в воспитании готовы быть послушными церковному руководству, если оно не предъявляет им требований, ограничивающих их поведение, то верующие из семей авторитетного типа, на практике легче соглашаются подчиниться требованию церковного руководства. Такие люди более инициативны, они обладают навыками построения отношений, могут договариваться друг с другом. Если они делают выбор, то он более осознан, чем у тех верующих, которые выросли при других условиях.

Конечно, в этой статье я привела лишь три основных стиля воспитания детей. На самом деле их гораздо больше. На практике одна семья может содержать элементы разных стилей воспитания. В каждом конкретном случае важно анализировать существующий стиль и подходы к воспитанию, чтобы выяснить линию воспитания. Если говорить о трех основных стилях воспитания детей, то из всего перечисленного видно, что лишь авторитетный стиль можно отнести к здоровому, христианскому стилю воспитания детей, а другие – к стилям менее подходящим для воспитания детей в христианской семье.

Опыт показывает, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье. Даже если прочитав эту статью вы увидели, что совершили ошибки в воспитании, не отчаивайтесь, с помощью Небесного Отца Вы сможете скорректировать стратегию воспитания детей, ведь «все возможно верующему» (Мр.9:23). Пусть Господь поможет вам в этом важном для Него служении!

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.

Похожие новости