На протяжении последних нескольких лет в протестантском сообществе всё больше и больше стали проявляться тенденции к применению византийской модели взаимоотношений церкви и государственной власти. Все громче и громче стали звучать, казалось бы, вполне здравые призывы: «Чтобы быть успешными в служении Господу нам необходимо заручиться поддержкой «власть имущих». На первый взгляд, это вполне логичное заключение, так как в нашей повседневной жизни мы привыкли получать разрешения. Прежде чем что-то сделать, мы просим разрешение у вышестоящих инстанций, будь-то наши родители, старшие братья и сестры или другие люди. Подобным образом мы действуем, когда сталкиваемся с институтами государственной власти. Мы, действуя в соответствии государственными законами, получаем необходимые согласования и справки, которые дают нам право совершать определённые правовые действия. Но когда речь идёт о духовных вопросах, то необходимо говорить о совершенно другом подходе. Речь идет о том, что Церковь призвана «осолять» Словом Истины всякого человека. И если в какой-то момент Церковь становится частью государственной системы, то в тот же момент она теряет свою идентичность, забывает своё призвание и назначение. История Русской Православной Церкви является наглядным примером таких взаимоотношений, которые привели её к разным трагическим последствиям. В истории христианской церкви были многочисленные попытки реформировать государственную власть, сделать её теократичной, но во всех случаях эти стремления потерпели неудачу. Великий протестантский учёный и богослов Жан Кальвин был не исключением в этой череде государственно-церковных реформаторов. Его идеям в этой области по сегодняшний день, дают очень высокую оценку.
Все было бы прекрасно, если бы не было так сложно. Иисус Христос, говоря о Своей Церкви, провозгласил: «Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют её» (Мф.16:18). А это значит что, церковь имеет абсолютно иное небесное, божественное происхождение и предназначение. Она создана Богом, чтобы в соответствии с Его Словом провозглашать Его волю для всех людей, не зависимо от их национальности и положения в обществе. В этом случае, хорошей иллюстрацией является книга Пророка Ионы, в которой Бог через своего пророка-слугу возвещает Свою волю для города Ниневии. Царь и жители Ниневии серьёзно отнеслись к тому, что услышали от Ионы и, затем, были помилованы Господом.
Как только мы начинаем вести духовную работу, провозглашаем Евангелие, наши действия всегда вызывают противостояние, так как указывают на человеческий грех и предлагают человеку раскаяться, смирившись перед всемогущим Богом. Благая (радостная) Весть ни в коем случае не противоречит законам страны, но она касается непосредственно морально-нравственного облика людей, а так же тех жизненных принципов, по которым они живут. Вследствие этого мы, несомненно, встречаем противодействие.
Так происходит не потому, что властным структурам не нравится наша деятельность, а потому, что мы провозглашаем и подчиняемся иным, высшим, божественным законам, которые более соответствую морали и человечны, чем существующие. Мы прикасаемся к совершенно другому миру законов, которые часто называют законами совести, духовными принципами, личной внутренней жизнью. Это чем-то напоминает событие, которое произошло в Эдемском саду, когда Адам, по известным причинам, спрятался от Господа. Бог искал его, чтобы задать ему сложные вопросы. Вместо того чтобы разобраться в собственной жизни, вникнуть и понять в основополагающие духовные законы жизни, которые созданы Творцом, люди пытаются чем-то занять себя, чтобы не слышать голоса Господа: «Адам, где ты?».
Этот вопрос помогает понять людям свое положение по отношению к Богу, а значит, им придется ответить на вопрос: «Что мне делать со Христом?» Как ни странно, но людям свойственно «прятаться» от таких вопросов, называя их «личной жизнью» и они всячески стараются противодействовать выявлению причинно-следственных связей своего состояния, так как сама мысль об их духовном будущем вызывает страх и внутренний дискомфорт.
Почему это происходит? Почему вещи, которые как-бы должны помочь человеку, вызывают недовольство и раздражение? Если прибегнуть к аналогии с солнечным светом, то можно сказать, что свет – очень полезная субстанция, которая помогает нам видеть многие совершенно потрясающие вещи. Солнечный свет, пронизывающий темноту ночи, позволяет видеть нам многообразие Божьего творения, которое является «совершенством и красотой». Если бы зрячему человеку предложили отказаться от способности видеть, то, будьте уверены, мы бы не нашли не одного желающего. В духовных же вопросах бывает всё на оборот. В жизни бывают такие дела, которые мы бы не хотели осветить светом, так как это может ранить нас, ущемить наше самолюбие. Вот почему Евангелист Иоанн, говоря об Иисусе, пишет: «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы» (Ин. 3:19-20).
Значит ли это, что люди всё-таки решили «ослепнуть» в результате того, что их жизнь не соответствовала Божьим принципам? Они хотели подойти структурно к этой проблеме, так как при строительстве Вавилонской башни, и постановили, что их «духовная слепота» должна стать нормой жизни, а тех, кто с этим не согласен, сделать изгнанниками. Вот почему когда Господь предлагал людям хлеб, воду и вино, то они позитивно отвечали: «Подавай нам такой хлеб» (Ин.6.34), «… дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и приходить сюда черпать…» (Ин. 4.15).
Как только Христос предлагал им получить внутреннюю духовную цельность, признать свою неправоту и внутреннюю греховность, то это никому не нравилось и вызывало противостояние, а иногда и открытое столкновение. Это происходит потому, что плотское противиться духовному, так как «дух желает противного плоти, а плоть желает противного духу». Зачастую, не понимая этой незримой «идеологической войны» духовных миров, люди впадают в некое заблуждение, считая, что если мы станем «своими» бездуховному, ослеплённому грехом миру, то это даст ему свет и прозрение. Евангелист уже ответил на это: «Пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин. 1:11). Это заблуждение происходит от того что, порой, мы забываем Божьи условия, при которых возможно соединение духовного и плотского. Это возможно только через принятие заместительной жертвы Христа за грехи человечества. Это единственное условие, приемлемое для Бога.
История о жертвоприношении Каина и Авеля ясно свидетельствует нам, что Бог не человек, чтобы Ему изменяться. Он приемлет поклонение от людей только в соответствии со Своими законами и никак иначе. Мы можем делать всё что угодно, но быть успешным и угодить Богу мы сможем только в соответствии с Его Словом – Библией.
Она учит нас совершенно другим, не «человеческим» подходам к осуществлению Его миссии на Земле. Оно призывает нас осознавать себя посланниками Неба, гражданами Небесного Иерусалима, искупленными детьми Божьими, у которых на «плотяных скрижалях» сердца записан закон Христов. И только действуя в соответствии с этим Законом, мы сможем быть успешными, так как один Бог определяет и дает духовный успех.
Христос сказал: «Без Меня не можете делать ни чего». Если это не так, то давайте не заблуждаться дальше. Давайте не будем решать духовные вопросы путем плотского подхода. Мы просто потеряем время и не добьемся результата. Возможно, у нас самые благие намерения, направленные на то, чтобы что-то реформировать в области человеческих отношений, облегчить жизнь людей, сделать ее целеустремленной и насыщенной, но мы потерпим неудачу, если не изберем Божий подход воплощения наших идей. Люди, которые просвещены Духом Святым, должны понимать, что до тех пор, пока не достигнуто духовного понимания вопроса, не возможно достичь практического его решения. В нашей повседневной жизни мы должны давать себе отчет в том, что «…наша брань не против крови и плоти, но против начальств против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6:12).
Что же нам теперь делать?
Давайте же будем верны нашему Господу, не будем привносить «чуждый огонь» на жертвенники наших церквей. Это значит, что мы не будем применять те подходы, которые не имеют библейского основания. Может быть, для кого-то эти подходы покажутся архаичными и ветхими, но Слово Божье является абсолютной истиной во все времена и для всех народов. Давайте строить наши отношения во свете Писания, так как «свет Христов просвещает всех». Давайте любить и уважать друг друга, так как через это «мир узнает, что вы Мои ученики». Давайте молиться «о стране и о начальствующих», «дабы нам проводить жизнь тихую и безмятежную». Давайте делать все, так как будто все зависит от нас, но верить, что всё зависит от Бога. Давайте не будем стыдиться «блавествования Христова», потому что оно есть «Сила Божья для спасения каждого человека».
На протяжении 400 лет мировое баптистское движение провозглашает два принципа, которые четко определяют отношения церкви и государства:
1. Отделение церкви от государства.
2. Свобода вероисповедания для всех.
Эти жизнеутверждающие принципы евангельские христиане-баптисты пронесли через всю историю. За эти принципы они подвергались преследованиям, их сажали в тюрьмы, но, ни смотря ни на что, свобода вероисповедания и права человека продолжают быть неотъемлемой частью современного евангельского движения. Эти принципы живут, потому что они глубоко укоренены и утверждены в Слове Божьем, которое говорит: «Господь есть Дух, где Дух Господень там свобода» (2 Кор.3:17). Сегодня Дух Божий призывает нас переосмыслить многие вещи, для того чтобы строить наше будущее на «твердом основании», потому что только в этом случае наше дело устоит, и мы не потерпим урон.
В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.