В Новом Завете христиане часто именуются святыми. Вероятно, в ранней церкви такое название последователей Христа было вполне привычным и даже обиходным. Для нас, современных евангельских христиан-баптистов, слово святой не ассоциируется с церковной жизнью. В лучшем случае, слово «святой» для нас – это красивый оборот из библейского лексикона. А вообще для многих «святой» представляется термином чуждым, иноконфессиональным, означающим давно умерших людей, получивших особое признание, «канонизированных» в православной или католической церкви, изображения которых размещаются на стенах соответствующих храмов. Однако, святые (в библейском смысле), это никто иной, как мы сами – рожденные свыше христиане. Это прекрасное слово относится к современным верующим не в меньшей степени, чем к ранним христианам. А раз так, то нам просто необходимо понять, почему нас можно назвать святыми и какое значение имеет это звание для практической христианской жизни.
Слово «святой» означает «отделенный». Апостол Петр пишет о «святом народе», т.е. о верующих, о людях «взятых в удел». Иначе говоря, христиане – это люди, отделенные Богом для Него Самого и исполнения Его цели. Цель эта состоит в том, чтобы «возвещать совершенства» Господа, нас «Призвавшего… из тьмы в чудный Свой свет». Другими словами, каждый христианин призван свидетельствовать о Живом Боге, явившем Свою любовь в Спасителе Иисусе Христе. Христиане как «царственное священство» призваны нести людям Благую Весть спасения, являя миру Христа распятого и воскресшего. Конечно, Слово Божье, прежде всего, призывает нас говорить людям о Голгофе и искуплении. Нам всем стоит помнить призыв: «О, вы, напоминающие о Господе! Не умолкайте» (Ис. 62:6).
При этом слова должны подтверждаться делами. Мы призваны являть людям Бога не только проповедью Евангелия и свидетельством о нашем спасителе Иисусе Христе, но и жизнью. Чуть ниже исследуемого нами текста апостол Петр пишет: «Возлюбленные! Прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения» (1Пет. 2:11-12).
Слово «святые» применительно к рожденным свыше верующим означает не только то, что Бог отделил их для Себя и особой миссии в этом мире, но и их отделение от греха. Хотя мы, живя земной жизнью, отнюдь не безгрешны и, более того, «Все мы много согрешаем» (Иак. 2:3), однако, наше внутреннее состояние, наша сущность, качественно отличается от состояния невозрожденного грешника. Мы являемся новым творением во Христе (2Кор. 5:17). В нашей личности присутствует святая сердцевина, которой абсолютно чужд грех. Именно об этом пишет апостол Иоанн, когда утверждает: «Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога» (1Ин. 3:9).
Отделение от греха в жизни христианина не происходит само собой. «И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя, так как Он чист» (1Ин. 3:3). Это очищение должно происходить в течение всей земной жизни верующего. В Откровении Иоанна Богослова говорится: «Святой да освящается еще» (Отк. 22:11). Причем в освобождении от греха недостаточно удовлетворяться только оставлением грубых грехов. Возвращаясь к 1-му Посланию апостола Петра, стоит обратить внимание на то, что следует стремиться к очищению от греха всех сторон жизни: «Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего нас Святого, и сами будьте святы во всех поступках; ибо написано: «Будьте святы, потому что Я свят» (1Пет. 1:14-16).
Достижение святости (освящение), конечно же, не может быть достигаемо собственными силами верующему. Поэтому апостол Петр и призывает: «Совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа» (1Пет. 1:13). Сам Спаситель сказал: «Я есмь Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, а Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5). Именно Бог освящает человека (1Фес. 5:23). Однако условием освящения является старание жить подлинно христианской жизнью со стороны христианина (2Пет. 1:5).
Современная Церковь призвана быть сообществом святых, как и христианская община любого времени. Мы должны оставаться светом мира (Мф. 5:14). Мы не должны забывать о том, что мы «люди, взятые в удел», «царственное священство» (1Пет. 2:9), призванное своим словом и жизнью прославлять Великого Царя. Быть святыми – наше призвание! Пусть это станет нашей судьбой!
Михаил Иванов, руководитель
Отдела богословия и катехизации РС ЕХБ
В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.