В.В. Иванов-Клышников. Миссионер и журналист

Фамилия Иванов звучит достаточно привычно для русского уха. В истории нашего братства несколько выдающихся служителей носили такую фамилию. Старейший из них – Василий Васильевич Иванов-Клышников – один из первых русских баптистов, выдающийся миссионер, крестивший за свою жизнь более полутора тысяч человек, пастор, христианский журналист.

Более известен его сын – Павел Васильевич Иванов-Клышников – полиглот, руководитель Отдела благовестия Федеративного Союза Баптистов СССР, вице-президент Всемирного Союза баптистов – расстрелянный в сталинских лагерях. Но служение Василия Иванова скрыто от нас временем и необычной романтикой тех лет, когда русские люди принимали крещение по вере, читая Новый Завет на русском языке, называли себя Новообращённым Русским Братством и становились миссионерами, вопреки всей окружающей действительности той эпохи.

Отец Василия – Ефим Трефилович Клышников, был активным молоканином. Молокане – это русские люди, которые отказались от религиозной обрядности и старались строить свою жизнь исключительно на Библии так, как они её понимали. Вместе с обрядностью они отвергли учение о духовном возрождении, крещении, хлебопреломлении. Спасались они праведной жизнью по Слову Божьему. Царское правительство в разное время по-разному относилось к молоканам. Были времена жёстких преследований и ссылок. Молоканам разрешали селиться в определённых районах в основном на окраинах империи. Отец и дед Василия снискали большую славу среди молокан за своё благочестие и знание Священного Писания. Преследуемый царским правительством, Ефим Трефилович Клышников бежал из Тамбовской губернии в Закавказье, где жил и работал до самой смерти под чужим именем Василия Семеновича Иванова. Именно поэтому у его сына и внука двойная фамилия.

Василий родился 13 августа 1846 года. В 1852 году его отец основал в Елисоветопольской губернии селение Новоивановку, где Василий проведёт своё детство и большую часть жизни. Отец и дед привили ему любовь к Богу и Священному Писанию. Когда ему было 17 лет, умирает отец, и Василий остался старшим среди шестерых детей. Именно в это время у него вырабатываются черты характера, которые потом поражали окружающих – это нравственная чистота и кротость в обращении со всеми при любых обстоятельствах. Эти духовные качества позволили ему занять после смерти отца видное положение в Новоивановской молоканской общине, несмотря на молодость, что в молоканской среде было не просто редкостью, а практически невозможным случаем.

От своего деда и отца Василий Иванов унаследовал глубокое религиозное чувство, кротость и миролюбие, отзывчивость и откровенность. Однажды, при посещении своих родных в Бакинской губернии, он познакомился с необыкновенным молоканином, утверждавшим, что во исполнение воли Господней всем Его последователям необходимо принять водное крещение, ибо Сам Иисус Христос принял водное крещение от Иоанна Крестителя - Мф. 3,15. Эти слова о крещении коснулись Василия, и он с присущими ему пылкостью и рвением стал настойчиво искать ответ на этот важный вопрос. Он еще глубже и усерднее стал изучать Священное Писание, а также переписываться с теми, кто хотя бы немного мог пролить свет на разрешение волнующей его проблемы. Так возникла связь с проживающим в Таврии А. Стояловым, в Тульче (Румыния) с неким Никитиным и через него с зарубежными методистами.

Вскоре он узнал, что в Тифлисе проживает первый крещенный по вере из молокан Никита Исаевич Воронин. Не раздумывая, Василий Иванов написал и ему. Вскоре он получил письмо от Воронина, в котором тот убедительно, на основании Священного Писания, доказывал необходимость исполнения заповеди крещения. Его ответ вполне удовлетворил Иванова, у него уже не было никаких сомнений в том, что совершение акта крещения следует понимать не «духовно», как учили молокане, а практически. Желая исполнить правду Божию, В. В. Иванов в 1870 году направился в Тифлис. Тифлисская община русских баптистов в то время состояла из 10 человек. Там его постигает неудача. Тифлисская церковь не допустила его до святого водного крещения, признав, что ему недостает еще личного общения с Богом посредством живой веры и молитвы. Покорно приняв наставления от братьев, он возвратился в Новоивановку и с еще большей ревностью стал вникать в себя и в учение Господне. Изучая Слово Божие, Василий все больше и больше убеждался в своей греховности и несовершенстве. Он почувствовал, что нищ и наг перед святым и праведным Богом, что вся его человеческая праведность, поистине, как запачканная одежда. Он понял, что Господь не ждет от него ни добрых дел, ибо ими невозможно заслужить спасения, ни праведности, «потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3,23). Христос есть единственный Спаситель! Он давно уже заплатил Своей Кровью за каждого грешника в отдельности. Любя все человечество, Господь дает оправдание даром, по благодати через веру.

Пережив рождение свыше, он вновь отправляется в Тифлис. Поместная церковь после надлежащего испытания с радостью приняла его в свою среду, преподав ему святое водное крещение в реке Куре. Это произошло 31 октября 1871 года. В ту пору Василию Иванову было 25 лет. И с того незабвенного момента он ревностно, не щадя своих сил и времени, начал дерзновенно проповедовать Евангелие. Особенно близко в деле проповеди Евангелия он сошёлся с Василием Гурьевичем Павловым. Беззаветная дружба этих тружеников на ниве Христовой не прерывалась, несмотря ни на какие обстоятельства, в течение их дальнейшей полувековой деятельности. Василий начал активно проповедовать в Новоивановке. Он основал здесь вторую поместную церковь русских баптистов.

Василий Гурьевич Павлов пишет в своём дневнике: «В 1872 году брат Иванов просил меня посетить селение Новоивановку Казахского уезда. Это было моё первое посещение или, другими словами, первый опыт миссионерского путешествия. С извозчиком приехал я в село Михайловка, а оттуда... поехал верхом на лошади через горы по незнакомой мне дороге и попал на хутор. Утром на святое воскресенье я достиг цели. Встретившие меня братья были очень рады моему приезду, и я пробыл у них более недели. В 1873 году мы снова посетили село Новоивановку». В 1873 году Василий Васильевич побывал в Чухур-Юрте, Джебанах Шемахинского уезда, Андреевке, Пришибе и Ленкорани. Во всех этих местах, населенных молоканами, стали появляться верующие. В среде молокан истинное евангельское учение прививалось нелегко. Они видели в нем оставление якобы учения Христа и возвращение к внешнему, обрядовому христианству.

Против Иванова с жаром выступили ярые ревнители молоканства И.А. Голяев и
С.П. Степанов. Они упорно не соглашались с новым для них учением. Однако все кончилось тем, что эти искренние искатели Христовой правды были побеждены ясными евангельскими доводами. Вскоре И.А. Голяев и С.П. Степанов стали ревностными проповедниками евангельской истины. Илья Андреевич Голяев в 1911 году станет председателем Союза евангельских христиан-баптистов.

В 1879 году в Тифлисе был организован первый миссионерский съезд русских братьев – баптистов. Василий Иванов примет в нём активное участие. В дальнейшем он участвовал во всех баптистских съездах. В 1879 году был издан закон о признании баптистов в России. Братья благовестники могли свободно ездить по России и проповедовать Слово Божие. Известно, что в это время В.В. Иванов посетил Приволжский край и Могилевскую губернию, где также возникли новые евангельские церкви. Однако через год, в 1880 г., когда к власти пришел обер-прокурор Святейшего Синода Победоносцев, многое изменилось. Уже в первый период победоносцевского времени многие братья подверглись тяжелым гонениям. Так, В.Г. Павлов и Н.И. Воронин в 1887 году были сосланы под надзор полиции в Оренбургские степи. Иванов оставался на свободе и продолжал трудиться на Кавказе, путешествовал по Поволжью, Украине и другим местам Российской империи.

Это были очень тяжёлые годы для евангельского братства. Распространять Священное Писание не разрешалось. Многие служители были в ссылках. Баптистов приравнивали к «штундистам», а «штундисты» были вне закона. Это была «хитроумная» выдумка Победоносцева, который стремился сломать хребет русскому баптизму. Правительством было запрещено принимать «штундистов» на службу, а за распространение своего учения им грозила ссылка в Сибирь, Закавказье и в другие отдаленные места.

21 января 1895 году Иванов был арестован в городе Елисоветополе и посажен в тюрьму. Из тюрьмы в кандалах он был направлен в ссылку в Польшу, относящуюся в то время к России, в маленький городок Слуцк Калишевской губернии, на границе с Пруссией. С ним последовала и его семья. Нелегкой была ссылка для Василия Васильевича. Находясь вдали от родины и своих братьев, он не оставлял упования своего на Господа. В тяжелое время ссылки ему и его семье большую поддержку оказывал известный труженик на ниве Божией доктор Бедекер. «Он был для нас рукою Господа», – вспоминал о нем Иванов. Всего Василий Васильевич Иванов более 30 раз арестовывался царскими властями за проповедь Евангелия. По окончании пятилетнего изгнания Иванов приехал в Баку. Бакинская церковь с радостью приняла его в свои ряды и избрала пресвитером. Это служение он нес в течение семнадцати лет, с 1900 по 1917 год. За время его служения церковь достигла высокого духовного уровня, число её членов постоянно росло. «Собрания наши, – писал Иванов, – всегда сверх ожидания переполнялись народом. Братья проповедовали Слово Божие в силе Духа Святого, а слушатели с затаенным дыханием слушали и не пропускали ни одного слова...» (Баптист 1909, №1).

В это время Господь открывает ещё один дар Василия Васильевича – дар писателя и журналиста. Он начал трудиться в тайно издаваемом с 1889 года гектографическом журнале «Беседа», а с 1907 года в официально разрешенном органе русских баптистов, журнале «Баптист». Как пресвитер церкви, умудренный житейским и духовным опытом, он написал книгу «Бакинская община русских баптистов», в которой осветил многие важные вопросы церковного устройства. Иванов часто поднимал вопросы, касающиеся единства всех детей Божиих евангельского направления, вел обширную переписку по вопросу единения христианских рядов, слияния евангельских христиан и баптистов в один братский союз. Такая переписка велась им и с братом И.С. Прохановым.

Иванов считал, что через издаваемый Союзом баптистов журнал «Баптист» можно многое сделать в деле объединения народа Божия в одно «единое стадо» для прославления имени Господа. Много сил и времени брат посвятил труду в этом печатном органе. Почти тридцать лет печатались его статьи в журналах «Беседа, «Баптист», «Слово Истины». Он издал совместно с Деем Ивановичем Мазаевым большую, 672-страничную книгу, содержащую материалы, под названием «Всемирный конгресс баптистов в Лондоне в 1905 году», где Василий Васильевич был делегатом. Эта книга, безусловно, является памятником его жертвенного трудолюбия. Она знакомит братство России с жизнью Всемирного братства христиан-баптистов. В 1913 году правление Союза возложило на
В.В. Иванова тяжелое бремя редактора журнала «Баптист». Ему уже шел 68 год.

Немало потрудился Василий Васильевич и в деле общесоюзной работы. В 1905 году, вместе с Д.И. Мазаевым и В.Г. Павловым, брат был делегирован на первый Всемирный конгресс баптистов в Лондоне. В августе 1908 года он являлся делегатом Европейского конгресса баптистов в Берлине. В 1911 году брат Иванов принимал участие во втором Всемирном конгрессе баптистов в Филадельфии, США. Этот служитель Божий пользовался уважением не только верующих евангельского направления, но и других христианских течений. Православные богословы с почтением относились к нему за его глубокие и назидательные духовные статьи.

В 1916 году Василию Васильевичу исполнилось 70 лет. Здоровье его начало резко ухудшаться. По состоянию здоровья В.В. Иванов вынужден был переехать в Евпаторию, к своему меньшему сыну Павлу Васильевичу Иванову-Клышникову. В августе 1918 года вместе с сыном и его семьей он переселился в село Нововасильевку Таврической губернии. Здесь он в предвидении близкого отхода к Небесному Отцу с особым усердием предался завершению своего труда на ниве Божией. 26 декабря 1918 года, на объединенном собрании нескольких евангельских общин Нововасильевки, Василий Васильевич произнес свою последнюю проповедь. В воскресенье, 9 февраля 1919 года В.В. Иванов-Клышников в полном сознании простился с братьями и сёстрами, пришедшими навестить его. И когда все ушли, он тихо сказал: «Иду домой!» На следующий день, 10 февраля, он ушел к своему Отцу. 12 февраля 1919 года его тело было предано земле на кладбище села Нововасильевка. За время своего миссионерского служения Василий Васильевич Иванов-Клышников крестил более 1500 человек.

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.

Похожие новости