Быть женой служителя

Что значит быть женой служителя? Какой женой ей нужно быть, чтобы быть угодной Богу, соответствовать служению мужа? Вот лишь некоторые вопросы, которые встают перед любой супругой пастора или миссионера, когда муж приступает к совершению своего ответственного служения.

Доля жены служителя Христова не легка не только в силу тяжелой работы мужа, которая часто отрывает его от семьи и обычно не сопровождается материальным изобилием, но и в силу ее сопричастности служению мужа. Подчас жене служителя приходится слышать критику на своего мужа, а нередко люди обращаются к ней за помощью или для выражения своего недовольства служением супруга. К жене служителя всегда приковано внимание, как со стороны неверующих людей, так и со стороны христиан. Люди обычно не делают скидок на то, что жизнь жены служителя тяжела. Наоборот, от неё ожидают, что она будет идеальной женой и идеальной матерью для их детей, не смотря ни на какие жизненные трудности. Такие сверхожидания со стороны окружающих часто не реалистичны и не справедливы, но их нельзя игнорировать. Конечно, будет совершенно неверно позволять собой манипулировать. Однако, стереотипы людей – очень устойчивая вещь. Кроме того, Бог предъявляет к жёнам служителей более высокие требования, чем к другим сёстрам, имеющим мужей.

В то же самое время положительный образ жизни и благочестивая личность жены служителя может быть хорошим стимулом для духовного роста других сестёр, не говоря уже о том, что благочестивая жена служителя – это прекрасное свидетельство о Христе для неверующих.
Давайте вместе поразмышляем о том, что значить быть женой служителя.

Итак, жена служителя, прежде всего, призвана быть просто хорошей христианкой и добропорядочной женой. Еще один сложный вопрос: «Какую линию поведения в церкви избрать жене служителя? Нужно ли ей быть активной сослужительницей мужа, находясь на виду и принимая непосредственное участие в делах общины, или же оставаться в тени?
Ответить на этот вопрос не просто. У многих людей существуют сложившиеся стереотипы, уходящие ещё в советские времена. Достаточно вспомнить, что страна, как правило, ничего не знала о женах и семьях руководителей государства. Когда рядом с последним лидером Советского Союза М.С. Горбачевым возникла яркая фигура его жены Раисы Максимовны, люди восприняли её с недоумением. Кто-то называл ее «выскочкой», в ее адрес сыпались едкие насмешки. Люди на тот момент еще не привыкли к тому, что жена руководителя страны – публичный человек, находящийся под пристальным вниманием прессы. Причем в мире принято, что на определённые деловые встречи руководителя должна сопровождать его жена.

Какую же позицию избрать жене, если её муж – служитель поместной церкви? Быть тихой и незаметной? Или разделить часть забот мужа по созиданию церковной общины?
Первая позиция (пассивная) на первый взгляд выглядит более «благочестивой» и соответствующей национальной культуре. Жена служителя занимается домом, детьми, организацией быта своего мужа, а в церкви её не видно и не слышно. Ну чем не идеальное воплощение «кроткого и молчаливого духа»? Однако, такой подход не лишён проблем. Во-первых, жена служителя это, прежде всего, христианка, и у каждой христианки есть дар для служения в церкви (1Кор.12:7).

Так что жена-домохозяйка и домоседка – это отнюдь не библейский идеал. И такая манера поведения жены служителя может быть негативным примером для других христианок, которые могут оправдывать свою духовную пассивность, кивая на семью служителя. Кроме того, жена не вовлечённая в служение, вряд ли может вполне понимать заботы и переживания мужа, что можем способствовать внутренней дисгармонии в семье, непониманию между супругами. Наконец, совместное служение это ещё и возможность проводить больше времени вместе, что для жены служителя немаловажно. Стоит ли лишать себя такой возможности?

Жена пастора, вовлечённая в служение, может оказать своему мужу значительную помощь. Например, женщина лучше мужа может понять заботы и интересы других женщин в церкви, которые, как правило, в наших общинах составляют большинство. Жена способна помочь своему мужу служителю лучше понять положение дел с детским или семейным служением. Конечно, это верно лишь в том случае, если жена пастора или миссионера не старается подменить собой мужа, занять место не советчика и союзника, а руководителя.

Властолюбивая жена служителя способна не укрепить служение мужа, а подорвать его, разрушить его авторитет.

И здесь нам важно обратиться к христианским качествам жены служителя.

Говоря о дьяконах, апостол Павел дает несколько характеристик их жён: «Равно и жены [их должны быть] честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем» (1Тим. 3:11).

Трезвы – не наговаривают на других, то есть не распространяют свои домыслы. Трезвость, ясность ума поможет при принятии важных решений.
Верны во всем – верность Богу, верность своему мужу (чистота супружеской жизни) – качества, необходимые для здорового фундамента семьи служителя Божьего. Честны – честность, искренность – это важное качества, помогающие в общении с другими людьми.

Еще одним важным качеством спутницы служителя является терпение. Как говорит апостол: «Прилагая к сему всё старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь» (2Пет. 1:5-7).

В прежние годы жены служителей терпели нужду и гонения. Когда их мужей бросали в тюрьмы, а иногда и на плаху, эти благородные, самоотверженные женщины страдали вместе с ними, и их награда была равна той, что заслужили их мужья.

Безусловно, быть женой служителя это ответственное служение. Поэтому так важно просить Бога о мудрости и водительстве Его Святым Духом, чтобы быть достойным для подражания примером всем окружающим нас людям. Качества жены служителя напрямую связаны с её основной функцией – поддерживать руки мужа, разделяя благословения и трудности его служения.

Во-первых, она должна любить Бога, и быть человеком, посвятившим свою жизнь Спасителю Иисусу Христу, своей семье и церкви. Это главное требование, из которого проистекают все остальные. Личность жены служителя оказывает положительное или отрицательное влияние на своего мужа, всю свою семью и церковь. Поэтому ей надо духовно расти, заниматься самообразованием и самоанализом. Часто бывает так, что муж получает образование, а жена, погруженная в домашние хлопоты, остается на прежнем уровне. Постепенно между супругами возникает барьер разницы в образовании. Что делать? Наверное, стоит интересоваться тем, чем интересуется муж. Даже если у супруги нет возможности получить образование, она может заниматься самообразованием, читать полезные книги, находиться в курсе политических событий. Таким образом, можно сгладить возникший барьер между супругами.

Находясь на «передовой» духовной войны, жене служителя церкви важно быть бодрствующей духовно. Во-вторых, она должна быть сильна в вере и Слове Божьем для того, чтобы духовно поддерживать тех, кто нуждается в духовной поддержке. Быть супругой служителя – особая миссия, которая потребует у неё веры, любви, сил, посвященности Господу. Ведь жена служителя следует за своим супругом туда, куда пошлёт его Господь. Не каждая женщина выдержит подобные испытания, поэтому так ответственен выбор супруги для служителя.

Безусловно, жене служителя необходимо пребывать в молитве и Слове Божьем. Жена пастыря может благословлять своих мужей, быть для них поддержкой. Но, сама тоже нуждается в духовном наставлении, душепопечительской помощи, душевной поддержке. Конечно, ведь жене служителя, подчас, приходится нелегко. Некоторые служители оставляют дом на несколько недель, чтобы объехать регион, за который они отвечают. А жена дома одна остается с детьми. Муж-служитель не всегда готов разделить с ней заботу о доме, о детях, повседневные житейские хлопоты. Если Вы жена служителя и нуждаетесь в помощи, то, согласовав с мужем, Вы можете обратиться за помощью к церкви, на которую Бог возложил обязанность поддерживать своих служителей и всесторонне им помогать. Хорошо когда эта помощь им оказывается на регулярной основе, а не от случая к случаю.

Не думаю, что жене служителя полезно взваливать весь груз ответственности за свою семью на себя. Во-первых, потому что в этом случае она входит в разрез с библейскими принципами о главенстве мужа, единстве супругов, любви к ближнему. Во-вторых, потому что, действуя таким образом, она не только разрушает себя (что неугодно Богу), но создает модель дисфункциональной семьи, которая будет воспринята детьми (и окружающими) как программа к действию. Конечно, супруг, который сначала работает на основной работе, а потом занимается делами церкви, часто обессилен. Но, тем не менее, Бог не снимает с него, как с главы семьи, ответственности за семью: жену и детей, которых он обязан духовно, душевно, эмоционально и материально поддерживать.

Жена служителя Божьего должна быть послушна Богу и своему мужу. Быть послушной мужу – значит исполнять то, что он просит делать или не делать, подчиняться, даже если Вы имеете иную точку зрения и уверены, в том, что если сделать так, как говорит муж, вы получите не тот результат, который хотели бы получить.

Сестра-жена должна быть послушной и уважительной к мужу, своим поведением подавая пример окружающим женщинам. Она должна быть уважительной ко всем людям. Что это значит? Это значит, во-первых, признавать наличие образа Божьего в каждом человеке. Признавать то, что каждый человек это личность, она имеет свои отношения с Богом, имеет право делать тот или иной выбор. Она сама достойна уважения как личность. Исходя из принципа уважения каждого человека, не стоит, даже желая добра человеку, навязывать ту или иную точку зрения. Уважение к мужу включает понимание его особой миссии, особой роли, которая доверена ему Самим Спасителем. Так как муж и жена – одна плоть, то конечно, супруг достоин особого уважения. Достойны уважения и дети, независимо от результатов учёбы, поведения.

Быть пастырем – это очень ответственное служение, ответственное перед Богом и перед теми людьми, которых вверил Господь. Поэтому для жены пастыря недопустимо вмешиваться в отношения пастыря и паствы, тем более, лично или прилюдно относиться к супругу с пренебрежением к его личности, поступкам и его служению. Она не должна вмешиваться в отношения с опекаемыми, интересоваться содержанием доверительных (конфиденциальных) бесед.

И для того, чтобы быть женой служителя, матерью его детей, быть соработницей мужа необходима мудрость. Та самая, о которой писал апостол: «Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью. Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое. Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир» (Иак.3:13-18).
Начало же подлинной мудрости – страх Господень (Прит.9:10), иными словами – благочестивая богобоязненность.

«Мудрая жена устроит дом свой…» (Пр. 14.1).
Поговорим о том, как мудро устроить дом свой, как создать в семье атмосферу любви, уважения и взаимопонимания. Вы – жена, жена особенного человека, жена служителя.
В чем же мудрость жены служителя? Думаю, в том, чтобы искать мира в семье, уметь отделять главное от второстепенного. Мужьям нужна наша посильная помощь, поддержка, слова любви, ободрения, похвалы. Если сестра выражает мужу свои недовольства, критикует его самого и его служение – то она не только не помогает ему, но (осознанно или не осознанно), мешает служению, разрушает свою семью.

Кто-то сказал: «Невозможно измерить или оценить влияние благочестивой, богобоязненной жизни. Оно выходит далеко за пределы семейного круга и дружеского общения и озаряет этот мир светом, завоевывающим души для Иисуса». Служители нуждаются в нашей поддержке и нашей заботе. Как оказать супругу поддержку и проявить заботу? Подумаем над этим вопросом вместе. В чем я могу поддержать своего мужа и как мне выразить эту поддержку? Может, стоит заметить какие-то его достижения, на первый взгляд, кажутся незначительными? Может быть просто чаще говорить ему слова благодарной похвалы, проявляя к нему ласку и нежность. У каждой сестры-жены возможность молиться об этом и перенимать опыт от сестёр-жён служителей, которые обрели опыт и успех.

Может ли совмещаться «благочестивая богобоязненность» с лидерскими качествами? Думаю, может. Жена пресвитера, осознавшая наличие у себя качеств руководителя (например, сестринского или детского служения) должна отдавать себя отчёт в том что, во-первых, дар руководства это дар от Бога и предполагает повышенную ответственность. Потому что наличие этого дара подразумевает способность лидера направлять людей к достижению целей, угодных Богу: возрастанию в любви к Богу и ближним, возрастанию «в праведности и святости истины» (Еф. 4:24).

Напротив, жена служителя, которая самовольно берёт на себя роль лидера и не желает на деле быть богобоязненной и послушной Христу и своему мужу – грешит. Впав в грех гордыни, такие женщины считают себя не только более благочестивыми и духовными. Внося в церковь дух непринятие других и осуждения под маской «святости», они своим поведением препятствуют душам прийти ко Христу. Такие жены не только не оказывают помощь своим мужьям-служителям, но часто являются для них помехой в совершении служения. Они не стесняются давать советы руководящим братьям и самовольно вмешиваются в церковные дела, пытаясь взять власть в свои руки. Некоторые из них, увы, достигают своей цели. Не обуздывая свой язык, они пустословят и сплетничают под благовидным предлогом поделиться молитвенной нуждой, нанося людям сердечные раны.

Есть разница между руководителем служения и главой семьи.
Глава семьи всегда – муж. Об этом писал апостол Павел: «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог» (1Кор. 11:3). Это библейский принцип и важно не путать семейные роли. Жена-активистка не вправе претендовать на главенство в своей семье. Это касается всех жён, независимо от её позиции относительно служения в церкви.

Иметь лидерские способности весьма ответственно. А как же быть имеющим иные (не лидерские) способности: способность заниматься благотворительностью, вокальные данные или иные дарования? Безусловно, любую способность нужно развивать, совершенствовать – то есть работать над улучшением её качества. Вы поете в хоре – старайтесь петь еще лучше, чем вчера. Вы украшаете богослужебный зал – делайте это с еще большей любовью! Вы занимаетесь социальным служением? Возрастайте в терпении! Пусть нежность и радость льются из Вашего сердца! Что бы Вы не делали – возрастайте в любви! Славьте Христа в каждом деле! Лидер ли Вы служения, участник ли его, или сейчас Вы готовы только в чём-то помогать трудящимся – славьте Господа, благоговейте пред Лицом Его!

Бывает в жизни жены служителя и такая ситуация, когда она не имеет возможности нести служение. Например, если она недавно родила ребёнка или занимается уходом за 6 или более детьми. Важно понять, что этот период не бесконечен. Дети немного подрастут и она сможет снова посильно участвовать в церковном служении (конечно, уделяя необходимое внимание мужу, детям, дому). Детям полезно видеть, как папа и мама вместе служат Богу. Дети ежедневно наблюдают за нами: за нашими поступками, за выражением лица – и берут пример. Какое лицо у мамы, которая целыми днями сидит дома и вся погружена в домашнее хозяйство? Хорошо ли ей? Дети будут делать свои выводы, взвешивая «за» и «против» христианской семьи.

В последнее время я часто встречаю мам, которые приходят на богослужение без детей. Их можно понять: хочется отдохнуть от работы, хозяйства. Они говорят: «Этих детей пока соберёшь…» И оставляют их маме, подруге. Но даже маленьким детям нужна церковь! Вы думаете, что они ничего не понимают? Они тоже нуждаются в атмосфере любви, заботы и принятия. Кстати, когда дети проводят много времени в церкви: общаются с верующими, с другими детьми разных возрастов – они быстрее адаптируются к церковной жизни, нежели те, которых приводили лишь изредка. Дети, адаптировавшиеся к церковной жизни, церковным стенам, становясь старше, легче входят во взрослый коллектив, быстрее находят для себя служение.

Есть ли или нет у неё конкретного служения в церкви, важно, что у неё уже есть главное служение – быть женой служителя! Занимаясь этим круглосуточным служением, она сможет оказать неоценимую помощь своему мужу, тем более, что за неё это не может сделать никто другой.

Женщины спрашивают: «Как сделать так, чтобы окружающие нас люди ощущали через нас Божью любовь и еще больше тянулись к познанию Христа? Что мне нужно сделать, чтобы быть хорошей женой для моего мужа?» Молиться о них и взращивать в сердце Христову любовь, подавая пример другим. О том, как быть хорошей женой своего мужа можно узнать у своего мужа, ведь ему нужна именно ваша любовь, определённая забота, помощь, поддержка.

Думаю, что стоит спросить его об этом и, может быть, он поделится своим видением. Лучше спросить и несколько раз уточнить, чем прикладывать старанья там, где они не требуются, ведь у каждого из нас разные потребности, разные представления о помощи. Служение жены пастыря, как и любое другое служение, требует Божьего водительства, для того, чтобы оно было эффективным. Поэтому для жены служителя важно искать Божьей помощи в своем труде через Слово Божие, молитву и исполнение Святым Духом.

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.

Похожие новости