150 лет назад, 3 марта 1861 года, великий реформатор, царь-освободитель Александр II подписал во многом поворотный для нашей страны Манифест об отмене крепостного права. Сегодня, много лет спустя, некоторые историки невольно сравнивают нынешние реформы, проводимые в нашей стране, с теми историческими событиями 150-летней давности.
Отменяя крепостное право, Александр II пытался создать общество свободолюбивых и инициативных людей, то, что сегодня мы называем гражданским обществом. Эти реформаторские инициативы были продиктованы огромным желанием монарха раскрепостить не только физически, но и духовно. Тремя годами ранее, в 1858 году, он разрешил произвести окончательный перевод и напечатать Священное Писание на русском языке. Перевод, который был начат в 1815 году по повелению ещё императора Александра I Российским библейским обществом, был полностью осуществлён под руководством Синода (высшего управляющего органа Русской Православной Церкви), вот почему этот перевод стал называться «синодальным». Просвещённый император Александр II, в качестве одного из шагов подготавливаемой им Конституции, 15 августа 1879 года издал циркуляр, согласно которому баптизм был отнесён к числу признаваемых в России религиозных вероисповеданий. Несмотря на то, что впоследствии данный документ был аннулирован правительственным распоряжением от 3 сентября 1894, нужно отдать дань памяти и уважения царю-освободителю, который вписал своё имя в славную историю свободной России.
Мыслящие люди того времени понимали, что невозможно подлинно высвободить личность, не дав возможность познавать духовные истины. Уже тогда становятся актуальными слова Иисуса Христа: «Познаете истину, и истина сделает вас свободными» – Иоан.8:32. Тема свободы и духовного раскрепощения человека является основной темой всего Нового Завета. Христос пришел, чтобы дать нам не только свободу от рабства греха и смерти, но внёс колоссальное количество принципов нравственности, которые регулируют наши социальные и гражданские отношения. Вот почему так яростно сопротивлялась часть реакционного духовенства, желавшая оставить Слово Божье уделом частных размышлений, а народ держать во мраке собственных интерпретаций и домыслов.
Христа называют учителем нравственности, и самое главное в Его служении заключается в том, что Он сделал большой упор на формирование нового нравственного человека, действия которого регламентируются не общегражданскими законами или обычаями сообщества, где он проживает, но внутренними духовными законами, незримо запечатленными на «скрижалях человеческого сердца». Это совершенно новая концепция. Ее как античный, так и современный мир не может понять, так как «мир Божий превыше всякого ума» - Фил. 4:7.
Социологи утверждают, что с приходом евангельских принципов в любую развитую цивилизацию преображается культура и социум. Следовательно, возможно утверждать, что доступность для изучения современного синодального перевода преобразила православную культуру нашей страны и дополнила мозаику христианских конфессий людьми, строившими свою жизнь на библейских принципах.
При сравнительной характеристике трех основных христианских конфессий в Европе, согласно индексу человеческого развития ООН (самая развитая страна – 1, самая отсталая – 162), показатели таковы:
протестантские страны – 9.2
католические – 17.4
православие – 62.6
Мы принимаем как должное, что российская культура пропитана христианством. Но по каким-то не вполне понятным причинам Библия в России не стала общедоступной книгой для большинства жителей России, а, следовательно, все процессы были заморожены вплоть до падения богоборческого советского режима.
Существует ряд причин, которые якобы помешали нашему обществу принять высокие нравственные ценности библейских понятий.
Первая причина – это то, что евангельский дух неприемлем для русской ментальности и многовековой культуры.
Вторая: евангельские христиане – это религия западных буржуа.
Третья – это то, что в России нет среды для развития подобной "протестантской" христианской традиции.
Выдающийся американский экономист и культуролог Лоренс Харрисон писал: «Следует признать, что слово «культура» довольно расплывчато и многозначно, но если рассматривать те аспекты культуры, которые влияют на экономическое, политическое и социальное поведение народов, значение этого понятия делается более определенным. Культура – это логически связанная система ценностей, установок и институтов, влияющих на все аспекты личного и коллективного поведения». Если следовать мысли Л. Харрисона, то можно утверждать, что культура – это система ценностей, убеждений, которые для человека данной культуры обязательны, культура – это этический код, это ментальность, нравы, если хотите «национальные особенности». Национальная культура формируется под воздействием множества факторов – географии, пространства, религии, истории, размера популяции, климата и т.д., но религия в этом списке имеет первостепенное значение. Никто не знает, как долго или как быстро может формироваться национальная культура, но принято считать, что чем древнее этнос, тем богаче и масштабнее его культура.
Вспоминая зарождение христианства в иудейской культуре, можно было с уверенностью утверждать, что у Христа и Его крохотной группы последователей не было никаких шансов на успех. Но «история учит нас тому, что она ничему нас не учит». Двенадцать Апостолов на удивление всем перевернули мир, разнесли искорки Благой вести во все уголки тогдашней Римской империи, тем самым ответили на назревший внутренний посыл многих римских граждан, которые к тому времени изрядно разуверились в своих тленных божествах.
Зная присущую русскому народу духовность и богоискание, необходимо отметить, что после полного перевода Библии на русский язык эти процессы приобрели необратимый характер. Прихожане традиционной церкви, не находя ответы на многие вопросы практической духовной жизни, пополняли ряды евангельских христиан, которые ради истины не боялись ни ссылок, ни ограничения в правах, ни тюрем и лагерей.
Вопрос свободомыслия в России имеет особую важность, так как мыслить свободно рассматривалось как угроза режиму. Как пишут русские историки Карацуба, Курукин и Соколов в книге «Выбирая свою историю»: «… Русь упустила опыт западноевропейской схоластики, опыт открытой богословской дискуссии. Признаком подлинного благочестия на Руси стал считаться нерассуждающий разум («не должно смети иметь мнение; не чти много книг, да не в ересь впадеши»)». А выдающийся русский историк Ключевский по этому поводу пишет: «Вместе с великими благами, какие принесло нам византийское влияние, мы вынесли из него и один большой недостаток. Источником этого недостатка было одно – излишество самого влияния. Целые века греческие, а за ними и русские пастыри… приучали нас веровать, во все веровать и всему веровать. Это было очень хорошо, потому что в том возрасте,… в те века вера была единственная сила, которая могла создать сносное нравственное общежитие. Но не хорошо было то, что при этом нам запрещали размышлять – и это было нехорошо больше всего потому, что мы и без того не имели охоты к этому занятию. Нас предостерегали от злоупотребления мыслью, когда мы еще не знали, как следует употреблять ее... Нам твердили: веруй, но не умствуй. Мы стали бояться мысли, как греха, раньше, чем умели мыслить, мы стали бояться пытливого разума, как соблазнителя, прежде чем пробудилась у нас пытливость. Потому, когда мы встретились с чужой мыслью, мы ее принимали на веру. Вышло, что научные истины мы превращали в догматы, научные авторитеты становились для нас фетишами, храм наук сделался для нас капищем научных суеверий и предрассудков. Мы вольнодумничали по-старообрядчески, вольтерьянствовали по-аввакумовски.… Менялось содержание мысли, но метод мышления оставался прежний. Под византийским влиянием мы были холопы чужой веры, под западноевропейским стали холопами чужой мысли. (Мысль без морали – недомыслие; мораль без мысли – фанатизм)…»
Именно евангельское христианство привнесло частицу подлинного свободомыслия в нашу российскую культуру. Евангельско-баптистское движение существует в России чуть более полутораста лет. Разумеется, о его вкладе в русскую культуру следует говорить с учетом этого временного фактора.
Евангельское христианство принесло в русские семьи Библию на русском языке, она превратилась в настольную книгу, наставляющую в повседневной жизни – в Книгу Жизни. Нравственные принципы Священного Писания стали образом жизни. Интеграция доступной Библии на русском языке в семьи самого разного социального статуса расширяла общий кругозор даже тех, кто в силу обстоятельств не имел образования, так как библейские повествования, прообразы, обороты речи стали неотъемлемой частью всемирной литературы. Библия, содержа божественную мудрость и пропитанная Святым Духом, компенсирует недостаточность образования, учит ценить прекрасное.
Привнесение евангельских истин в русскую культуру было и до сих пор остаётся одной из задач евангельского движения в России. Существует основополагающее направление в этом процессе: Иисус Христос – единственный Спаситель, единственный путь к Истине и Жизнь вечная.
Очень важен трезвеннический характер самого бытия евангельских христиан-баптистов. Баптистские церкви внесли свой вклад в формирование русской трезвеннической культуры, оздоравливающей русскую бытовую культуру в целом: ее результат – крепкие браки, забота о детях и престарелых, больных, малоимущих, вежливость в общении, целомудрие и скромность.
Говоря о воздействии евангельских христиан-баптистов на русскую культуру, следует обратить внимание на социальный состав их общин. Исторически он был неоднородным – от аристократов до крестьян и ремесленников. К началу XX века уже шел процесс формирования евангельско-баптистской интеллигенции, почти полностью уничтоженной или изгнанной из страны богоборческим режимом.
В годы советской власти была негласная образовательная дискриминация евангельских верующих с тем, чтобы не допустить их интеллектуализации, а стало быть – ангажированности в жизнь общества и влияния на него.
Отношение евангельских христиан к так называемой светской, внешней культуре можно свести к словам Апостола Павла: «Все испытывайте, хорошего держитесь» - 1 Фес. 5:21.
Евангельские христиане постигают человеческую культуру исключительно через призму Библии; в качестве прикладного инструментария нам может послужить персональный духовный или житейский опыт. Но приоритет – Слово Божье.
У Эйнштейна как-то спросили, что помогло ему открыть революционные законы физики. «Это очень просто, – ответил ученый, – я просто прислушался к голосу природы (Бога)». – «Если бы это было просто, – возразили ему, – то многие были бы способны открыть теорию относительности». – «Да, это так, – ответил Эйнштейн, – но у природы голос очень тихий, а у меня очень хороший слух…»
В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.