Жить, «дорожа временем, ибо дни лукавы» (Еф. 5:16), – призывает нас Священное Писание, напоминая о скоротечности жизни и безвозвратно уходящем времени. Каждый христианин должен стремиться реализовать потенциал, вложенный в него Богом. На это христианину, искупленному кровью Христа, отмерено ограниченное время земной жизни, которую следует проводить с благочестивым страхом, т.е. с благоговейным уважением к Богу и Его воле относительно нашей жизни. Поэтому нужно как можно скорее определиться с тем, что является главным в нашей жизни, чтобы не растрачивать дни понапрасну. Важно вовремя найти верные духовные ориентиры и ценности, чтобы правильно прожить недолгие земные дни.
«Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего» (Рим. 12:2), призывает апостол Павел. Мышление и система ценностей христианина должна качественно отличаться от убеждений неверующих. Прежде всего, христианин исходит из того, что земная жизнь – это прелюдия к вечной жизни. Верующий исходит из приоритета вечных ценностей. Временное рассматривается через призму вечного. «О горнем помышляйте, а не о земном» (Кол. 3:2), это не призыв к отказу от решения земных задач, но указание на приоритет вневременного и духовного над земным и преходящим.
Одной из наибольших опасностей для христианина является возможность сделать важнейшим приоритетом своей жизни материальные ценности. Апостол Павел предупреждает: «Корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1Тим. 6:10). В наше меркантильное время, когда успех в жизни измеряется, прежде всего, финансовым процветанием, христианин с легкостью может угодить в эту старую ловушку, пытаясь служить двум господам (Мф. 6:24).
Главной ценностью для духовного человека является Сам Господь. Первая заповедь в учении Христа: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею» (Мк. 12:30). Поэтому наши личные отношения с Ним, прежде всего, посредством изучения Слова Божия и молитвы, должны быть важнейшей и непременной составляющей нашей жизни.
Именно Бог и Царство Его должны быть главными приоритетами в жизни верующего: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33), – учит Христос. Общаясь с Всевышним, мы призваны исполнять Его волю в нашей жизни, явленную в библейском учении и заповедях. Необходимо выполнять и вторую заповедь Христа: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мк. 12:31). Прежде всего, следует уделять внимание родным, которых дал нам Господь, поскольку: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1Тим. 5:8). Семейная жизнь является важной ценностью и радостью в жизни христианина, которой нельзя жертвовать в угоду «важным» делам и бесполезной житейской суете.
После близких родственников важнейшей заботой христианина должна быть церковь – его духовная семья. Иисус говорил о важности взаимоотношений между верующими: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). Любовь между членами церкви подразумевает тесные отношения в христианской общине. Это касается как дружбы, так и совместного служения. Церковная жизнь требует времени, душевных сил, а также денежных вложений, то есть подразумевает готовность к необходимой степени самопожертвования. Библия учит нас: «Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу» (Евр. 13:16).
Важной частью нашей церковной жизни и взаимоотношений с братьями и сестрами во Христе является реализация наших духовных даров: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1Пет. 4:10). Иисус Христос ожидает, что мы будем постоянно и добросовестно заниматься соответствующим церковным служением, готовясь к Его возвращению: «Блажен тот раб, которого Господин его найдет поступающим так» (Мф. 24:46).
Конечно, от христианина есть ожидание, что он будет реализовываться не только внутри церкви, но и в обществе. Это следует из слов первосвященнической молитвы Спасителя об учениках: «Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы ты сохранил их от зла» (Ин. 17:15). Профессиональная деятельность верующих, находящаяся в рамках Божьих заповедей, является одним из способов присутствия христианства в обществе. Судя по всему, под «талантами», данными верующим (Мф. 25: 14-15), следует понимать разнообразные способности, реализуемые, в том числе, и в труде. Тем более что труд и материальное обеспечение себя (а также и своей семьи) является обязанностью каждого христианина (2Фес. 3:10-12; 1Тим. 5:8).
Конечно, Бог не имеет ничего против того, чтобы его дети испытывали негреховное удовольствие в земной жизни. Мы уповаем на «Бога живого, дающего нам все обильно для наслаждения» (1Тим. 6:17). Однако мы не вправе ставить личное удовольствие выше нашего долга перед Богом и ближними. Эгоизм и эгоцентризм противоречат учению Евангелия. Духовный христианин не живет, сосредоточившись на личных интересах. Об этом сказал Христос: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя» (Лк. 9:23).
Итак, библейская система приоритетов предполагает такой порядок: Бог, семья, церковь, трудовая деятельность и другие люди, а лишь затем удовлетворение сугубо личных желаний. Следуя Божьему порядку в нашей жизни, мы сможем успевать делать главное, не проводя время попусту. Да поможет нам Господь проводить нашу жизнь осмысленно, эффективно и правильно с точки зрения Слова Божия!
Михаил Иванов,
руководитель Отдела богословия
и катехизации РСЕХБ
В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.