Душепопечительство – тема, на которую в последнее время много говорят и о которой много спорят. Но, к великому сожалению, дефицит душепопечителей в церкви не уменьшается, несмотря на образовательные богословские курсы в семинариях и библейских школах. О проблемах душепопечительства мы и решили поговорить с координатором душепопечительского служения по Южному Федеральному округу, пресвитером Вениамином Лариным.
– Вениамин Викторович, зачем нужен душепопечитель христианину?
– Немало верующих придерживается мнения, что в христианской жизни никогда не должно быть проблем. Но, несмотря на то, что многим детям Божьим очень хотелось бы жить, не имея проблем, проблемы есть, и жизни без проблем не бывает.
Даже на заре церкви возникла проблема ропота, когда группа вдов-христианок была обделена вниманием и помощью (Деяния, 6). Руководством церкви были предприняты усилия, чтобы ликвидировать не столько недостаток заботы о вдовах, сколько проблему ропота, порожденную этим недостатком. Семеро служителей, исполненных Духа и мудрости, стали душепопечителями и начали заниматься проблемой отношений. Возможно это даже больше, чем работа по распределению ресурсов. Послание к Коринфянам можно рассматривать как душепопечительское наставление апостола общине, которую захлестнули проблемы.
Большинство из нас не были воспитаны в христианских семьях и успели повращаться в этом мире, впитать в себя много того, что опасно настолько, что эту опасность мы еще не до конца осознали. Каждый из нас принес свой «багаж» в свою христианскую жизнь. Этим «багажом» могут быть и последствия греховной жизни и, возможно, нечто, в чём мы ещё даже по-настоящему и не раскаялись. Это могут быть и сложившиеся за годы стереотипы, недуховные взгляды на жизнь, как бы и в чём бы они ни проявлялись. Мировоззрение, в котором многое, если не всё в жизни, вращается вокруг своей оси, сосредоточено на личных интересах. В церкви самолюбие постоянно дает о себе знать.
Стоит просто быть верующим в течение нескольких лет, чтобы убедиться, что христианин сталкивается со многими трудностями, и в этой борьбе мы не всегда оказываемся победителями. И здесь возникает вопрос: «Есть ли сила, противоборствующая проблемам, которые проникают в Церковь Божью из мира?» У Бога, бесспорно, есть. Но всегда ли нам понятно, как этим ресурсом воспользоваться? Может ли в этом случае нам помочь человек, который испытал в своей жизни благодать, давшую или освобождение, или ясность в действиях, или что-то ещё? Это первая причина, по которой, на мой взгляд, христианину нужен душепопечитель. Если резюмировать, то душепопечительство это возможность всё пересмотреть и избавиться от греховного прошлого.
Хотя и не так часто, но даже у каждого зрелого христианина бывают в жизни сложные моменты, некий «день злой» (Еф.6:10), когда мы бы спросили духовного совета у тех, кто уже бывал в подобных ситуациях. Духовный опыт – это всегда процесс во времени, он не появляется у нас в одночасье. Итак, второй причиной важности наличия душепопечителя я бы назвал нашу ограниченность в знаниях и опыте.
К этому можно добавить, что нам иногда нужна помощь, прямо не связанная с чем-то негативным: грехом или разного рода искушениями. Бывает, верующий нуждается в ободрении, утешении, сочувствии, поддержке. Всё это также можно отнести к душепопечению.
И, видимо, главное в том, что Сам Бог «соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение» (1Кор.12:24). Господь поставил пастырей и дал им задачу «печься о душах» (Евр.13:17). Думаю, через душепопечение и, если быть точнее, через тех, кто в него вовлечён, Дух Божий всесторонне заботится о нас.
– В России институт душепопечительства стал развиваться относительно недавно. Какие проблемы, на Ваш взгляд, нужно решить, чтобы это служение эффективно развивалось в наших общинах?
– Наверно, это один из самых сложных вопросов, который можно задать. На состоявшейся в начале апреля научно-исторической конференции «105 лет легализации российского баптизма» много говорилось о нашей идентичности. Кто мы? Как нам жить в новых обстоятельствах?
У нас на глазах поменялось всё. Претерпели сильнейшие метаморфозы идеология, экономика, культура. Церковь получила то, чего долго не имела. Поменялся мир вокруг нас, и церковь пока не вполне привыкла жить в новых условиях. Как, сохраняя верность Евангелию, жить и действовать в новых обстоятельствах? Как благовествовать? Как быть с новыми проблемами, которые приходят с новыми людьми? Продолжать оставаться закрытым сообществом или осторожно строить отношения с обществом? Эти вопросы у большинства из нас, наверно, не нашли еще ответа.
Как сфера церковной жизни, душепопечение также еще не приобрело свой формат. Радует то, что повсюду интерес к нему только растет, а это говорит о том, что современные проблемы сейчас многими осмысливаются, церковь хочет понять, как их решать. Мы ищем модели, которые бы дали возможность церкви быть жизнеспособной, оставаться на плаву среди бури жизни, чтобы не только решать внутренние задачи, но и распространять Добрую Весть вокруг себя. Это значит, что можно говорить об «институте душепопечительства», хотя, действительно, только зарождающемся.
Может показаться, что я уклоняюсь от ответа или рассуждаю абстрактно. Но я считаю, что для того, чтобы это служение развивалось, нужно больше, чем кажется на первый взгляд. По моим ощущениям, нужно научиться тому, чтобы здравое учение Нового Завета стало ответом на все духовные вопросы современности. Во-первых, важно учиться. Я имею в виду и образовательный процесс, и самостоятельное изучение жизни. Наши семинарии могут предложить в этом плане много полезного материала.
Во-вторых, надо найти в себе смелость посмотреть на ближнее и дальнее прошлое каждой поместной церкви, суметь выявить слабые стороны и задаться целью трудиться в этом направлении. Слабые стороны есть в каждой общине, иногда их больше, иногда меньше. Смотреть на то, как они мешают нам духовно прогрессировать и заставляют нас терять людей – не позволительно.
В-третьих, хочу отметить важность преодоления лени и некой инерции в этом служении. Душепопечение призвано привлечь людей ко Христу, сплотить их в церкви, не потерять никого и обеспечить наилучшие условия для духовного роста каждого человека. Все это труд, и труд не легкий. Подчас, для той или иной общины это нехоженая тропа. А что-то начинать всегда трудно.
– Вы координатор душепопечительского служения по Южному Федеральному округу. Кавказ – регион со своей спецификой, часто связанной с особенностями коренного населения. С какими проблемами Вы, как душепопечитель, сталкиваетесь в регионе?
– Особых, «южных», проблем региона назвать не могу. Наверно, потому, что люди есть люди, везде, где бы они ни жили. И постигает их везде искушение «не иное, как человеческое». В наше время бушующего материализма христиане так же, как и все остальные люди, вынуждены бороться за лучшее место под солнцем. Поэтому часто жизнь проходит в суете, в нехватке времени и сил на духовное, под бомбежкой пропаганды секулярных СМИ и множества отвлекающих факторов. Достаточно редко я слышал о национальных проблемах, когда та или иная национальная группа чувствует свою ущемлённость. В основном евангельские христиане стоят на позициях «во Христе нет ни еврея, ни еллина». Потому национальное напряжение, держащееся в обществе, в церкви не так проблематично.
– Во всех ли общинах понимают важность и актуальность этого служения? Или между служителями по этому поводу есть проблемы в коммуникации?
– Важность и актуальность этого служения понимает большинство, но, очевидно, где-то придерживаются модели «у истинных верующих проблем нет, а данный человек сам себе проблемы нажил и пусть сам теперь разгребает». Или «Что делать? Молись и читай, все проблемы уйдут сами». Или «Вам просто нужно покаяться». Есть общины, в которых наложено табу на некоторые «неприличные» или жизненные темы. Как правило, те сферы жизни, которые не освещаются в проповедях и наставлении, и становится проблемами, ведь «посредством слова» церковь очищается (Еф.5:26).
Мне не известно о проблемах коммуникации между служителями. Все-таки это служение находится в новообразовании и пока достаточно свежо для российских евангельских церквей. Практически всегда, встретившись вместе, служители обсуждают именно проблемы душепопечительского характера, хотя и не всегда их характеризуют как душепопечительские. Но темы эти, в основном, пасторские. Иногда это ситуации в церквах, конфликты. Служители советуются, спрашивают друг друга о том, как поступить, делятся опытом.
Иногда служители действуют в меру своего понимания, давая предвзятые советы или же продиктованные собственными предпочтениями. Есть и непонимание того, как поступить в той или иной ситуации, ведь истории бывают весьма сложными. Совсем мало служителей отрицает актуальность этого служения, или, во всяком случае, некоторых сфер душепопечения, ведь это наша повседневная пасторская задача.
– Из Вашего опыта пастора и душепопечителя, какие проблемы, с которыми к Вам обращаются люди, наиболее актуальны? Какую помощь от Вас хотят получить?
– Ввиду того, что современнику навязывают СМИ много сексуальных образов, многим нужна в этом отношении помощь. Порнография и разные виды сексуальной зависимости. Много семейных проблем разного рода – наверно, это самое большое поле деятельности для душепопечителя в наше время. Институт семьи сегодня колеблется.
Есть и химическая зависимость, проблемы с алкоголем, курение. Реабилитационным центрам обеспечена работа до самого пришествия Господнего. Много проблем бывает с пониманием Писания, отсюда своеобразное поведение, построенное на искаженном понимании текстов Библии. Наставничество и исправление очень востребованы. Также есть малоизученная область, в которой нужна большая осторожность – наличие психиатрических расстройств. Конфликты всех сортов и видов. В общем, для душепопечителя всегда есть дело.
– А легко ли понять и принять чужие проблемы? И какими качествами должен обладать душепопечитель?
– Проблемы других людей понять не просто. Тем более, что не все будут готовы помочь другому человеку. Проблемы любого из нас в церкви, как учит Писание, уже не являются просто личными проблемами, поскольку они влияют на общество, и конкретно, на церковь. Наступает момент, когда личная проблема уже точно становится проблемой всех. 1Кор.12:26 «…страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены». Поэтому душепопечитель – это человек, понимающий проблему любого человека в церкви чуть шире, чем просто личную. Это, можно сказать, «пастырь добрый». Он желает другим добра. Он не осуждает другого человека из-за его проблемы. Как зубной врач не стал бы осуждать больного за кариес. «Осуждать» – тут это слово не подойдет. Человек не занимался зубами и нажил себе проблему, но ее надо лечить. Душепопечитель – это не прокурор, а терапевт. Надо добавить, что он не просто советчик, а иногда исполнитель или участник своего совета.
«Врач, исцели себя самого» наводит на мысль, что нужно со своими «бревнами» разобраться, а потом чужими соринками заниматься.
Эйзенхауэр говорил, что «не бывает побед по дисконтным ценам». Нужно терпение и усердие, чтобы достичь цели. И цель нужно понимать и надо знать, как ее достичь. Стало быть, рост в познании крайне необходим. В общем, от душепопечителя поистине немало требуется.
– А хватает ли времени для семьи? Какую роль в Вашем служении и жизни занимает семья? Насколько важно для служителя уделять время семье?
– Всем служителям не хватает времени. Мне немного повезло, я освобожденный служитель. Потому я уделяю время семье, хотя, конечно, не так много, как мог бы. Но общения с разными людьми и поездки исключить невозможно. Семья для меня – это и место отдыха, и место приложения многих усилий. В ней я отхожу от борьбы, отдыхаю от тягот. С другой стороны, и жене и детям нужно уделять внимание. Семья – это стратегический объект. Упустить в ней ситуацию значит, в скором будущем, пожать проблемы во многих сферах личной жизни, служения и церкви.
– А у Вас есть душепопечитель? Нужен ли самому пастору духовный наставник?
– Да, есть. Даже не один. В семинарии, в Праге, у меня есть не только научный руководитель, но и пастор, который раз в месяц присылает мне письмо по электронной почте, спрашивает, как у меня идут дела духовно и с написанием работ. Это заставляет меня помнить, что кроме Бога, обо мне и моем духовном состоянии заботится кто-то из людей. Но это более «виртуальный» душепопечитель.
Также есть пастор, который всегда осведомляется о моей жизни и спрашивает, о чем ему молиться. Это, я понимаю, и есть его душепопечение обо мне. Пока мне не приходилось к нему обращаться с конкретной нуждой, но я знаю, к кому я обращусь, если что.
Относительно того, нужен ли самому пастору духовный наставник, у меня сомнений нет. Нужен, конечно. Пасторы, как и прочие, не достигли еще воскресения праведных и потому им есть с чем бороться. Они имеют пределы во всех сферах, пусть даже эти пределы у них иногда шире, чем у других христиан. Они не супермены. Верю и знаю, что запутываются и пасторы, ошибаются, и я могу ошибиться. Поэтому потребность в наставнике у каждого пастора очевидна. Технические вопросы – это другое дело. Где и как его найти? Может ли он быть в своей же общине? Да, если обеспечена преемственность, иными словами, есть опытный пастор, который передает молодому служителю опыт. Если же таковой преемственности нет, то служителю следует об этом позаботиться самому. Бесспорно, проблемы могут быть не такими серьезными, и в связи с этим помощь можно получить непосредственно от Бога, но так бывает не во всех случаях.
Одним из лучших способов для пастырей найти себе душепопечителей, это начать учиться в семинарии. Именно в семинарии собираются служители, которые хотят иметь душепопечителей, именно семинарии братьев учат теории и практике выхода из кризиса.
– Скажите, насколько важно церкви проявлять заботу о своем пасторе?
– Если провести дальше линию, начатую в прошлом вопросе, то иногда церковь со своим пастором может «поменяться местами». Она в некотором роде может выступить в качестве душепопечителя для своего пастора. Такая забота может быть различной. Это может быть поддержка в самом широком смысле, как Павел говорит «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал.6:2). Например, это может быть материальная поддержка («наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим» (Гал.6:6), поддержка в понимании и помощи пастырю в том, чтоб делать что-то вместе с ним, вместо того, чтобы оставить его биться с задачами один на один. Как говорится, «чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно» (Евр.13:17).
– Какие бы советы Вы могли дать тем людям, которые хотят пойти к душепопечителю, но не решаются это сделать?
– Хотят, но не решаются? Спасибо за этот вопрос, потому что важно понять, что именно препятствует довести до ума свое желание.
На мой взгляд, одна из причин этой нерешительности в том, что человек не умеет «проигрывать» и соглашаться с тем, что он уступил кому-то в чем-то. Уступить искушению – значит проиграть ему. Быть не способным что-то решить, избавиться, наладить, простить и так далее – это всё тоже далеко от успеха и победы. Но проблема не только в этом. Уступить – одно, а признать своё поражение – это другое. Ведь признание себя потерпевшим является предпосылкой покаяния и желания исправления или понимания того, как жить дальше. Но как ведет себя обычно проигравший? Кого-то не поняли, засудили, и он становится агрессивен. Кому-то себя жалко, и он тихо мстит. Кто-то упрямо следует своим курсом, и ему кажется, что другие должны уйти с его дороги. Все это попытки понять и оценить самого себя, подняться до установленного для себя стандарта. Но если этот стандарт выше меня, то мне будет стыдно или неудобно идти за помощью.
Адам проиграл в Эдеме, но чтобы не оказаться ниже своего достоинства, он начал оправдываться. Давид же оказался более мягким и признал себя побеждённым сразу, хотя, по своему положению, ему следовало бы защищаться от обличения.
Пойти к душепопечителю для человека уже значит признать наличие некоего недостатка, затруднения, неспособности и тому подобное. А это всегда непросто. Ведь мы все – люди, и нам всегда будет свойственна какая-то немощь. А если это так, то разве мы не должны уметь это признавать, в чем бы это признание ни выражалось?
Нужно быть реалистом: многие не пойдут никогда ни к кому за помощью. Однако будем помнить, что все мы перед выбором: решать проблему или позволить ей оставаться и прогрессировать?
Но это только одно из возможных объяснений того, по какой причине трудно пойти за советом. Иногда просто трудно кому-то доверить свою тайну. Не проговорится ли человек? Эта опасность реальна. Но ищите надежных. Есть подозрение в компетентности попечителя? Ищите компетентных. Душепопечение нужно не для самого процесса, а для достижения результата. Когда вы видите, что возможный попечитель не осудит вас и не расскажет кому-то о вашей ситуации, а также он компетентен в данной теме и вас сдерживает только нежелание показаться самому себе и другим слабым – найдите силы и смелость начать разговор. Ваша свобода, духовный прогресс и благословения намного дороже!
Беседовал Игорь Попов
В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.