О знании и благе

Не хорошо душе без знания
Прит. 19:2



Образование дает знания, хотя и не гарантирует мудрости. Тем не менее, как следует из текста книги Притчей – знание есть благо. Следовательно, верующий должен стремиться к образованию.

Это хорошо понимали такие духовные лидеры нашего братства, как И.С. Проханов, который еще в начале ХХ века провозгласил: «Все… должны пытаться достичь высшего образования и обогащаться знаниями любыми средствами». Однако дальнейшая история нашего братства в СССР не способствовало воплощению этого благого пожелания в жизнь.

Еще несколько десятилетий назад высшее образование для евангельских христиан-баптистов было практически недоступно. В те, уже канувшие в лету, советские времена поступить в ВУЗ и, тем более, закончить его для человека с клеймом «сектанта» казалось чудом.

Коммунистическая власть делала все возможное, чтобы выставить верующих невежественными, тёмными людьми. Попутно гонители решали и еще одну задачу: не допустить влияния верующих на интеллигенцию.

Надо отметить, что и в среде верующих отношение к образованию не редко было отрицательным. Многие толковали библейский текст: «Знания надмевают», в том смысле, что образование не только не приближает к Богу, но и способствуют гордости. Следовательно, образование получать не следует. Образование для мира, а не для святых. Кроме того, мышление образованных людей многим казалось слишком сложным и уводящим от своеобразно понимаемой «простоты во Христе».

Следует остановиться на этом чуть подробнее, поскольку такие «аргументы» и сейчас можно встретить у некоторых верующих, не смотря на то, что во многих современных церквах много учащейся молодежи. Некоторые верующие искренне заблуждаются, считая образование противоречащим Библии. Иногда неприятие образования связано с грехом.

Человек образованный более уважаем в обществе, у него более богатый внутренний мир. В связи с этим, необразованный верующий может испытывать комплексы по отношению к собрату, получившему хорошее образование, и завидовать ему. Чтобы «компенсировать» себе собственное «унижение», он начинает считать образованного верующего гордым (знанья, ведь, надмевают), а себя, соответственно, святым и смиренным. Правде, тем не менее, состоит в том, что зависть, самовозвышение и клевета на ближнего есть грех, чем бы не прикрывались эти пороки (Иак. 3:13-16; Мф. 23:12; Пс. 14: 1-3).

Сходная ситуация и с «простотой во Христе», вернее с интерпретацией этого библейского понятия. Некоторые используют это словосочетание для прикрытия собственной серости и бескультурья. Им не хочется воспитывать себя, учиться вести себя разумно, говорить обдуманно, своевременно и вежливо, как следовало бы делать в соответствии со Священным Писанием (Прит. 16:20; 15:23, 28; 25:11). Гораздо проще гордиться своей «простотой» и осуждать тех «грамотеев», которые более образованы, воспитаны и вежливы.

Текст: «Знание надмевает, а любовь назидает» (1Кор. 8:1), как это хорошо видно из контекста, направлен не против получения знания, а против того, что знание ставится выше любви. Он также служит предостережением против самомнения тех, кто считают, что они очень много знают. Однако, если человек сочетает познание с любовью и смирением, то данный текст к нему не относится. Писание, как мы уже знаем, поощряет приобретение знаний (Прит. 19:2). Более того, состояние невежества и лености ума духовно опасно. Апостол Павел предупреждает: «Братия! Не будьте дети умом…по уму будьте совершеннолетни» (1Кор. 14:20).

Что касается того опасения, что, получив образование, верующий утратит «простоту во Христе» (2Кор. 11:3), то и здесь следует точно понять смысл примененного апостолом оборота речи. Контекст указывает нам на опасность обольщения учением лжеучителей, стремившихся увести от простой веры в Спасителя членов коринфской церкви. Учение еретиков отличалось изощренностью и могло показаться неутвержденным христианам великой «мудростью». Павел же предлагал в простоте доверяться учению Евангелия. Таким образом, «простота во Христе» это доверие Евангелию, Благой Вести о спасении во Христе, противопоставляемая увлечению «сложным» заблуждениям еретиков. От простоты во Христе уходят не образованные верующие, а увлекающиеся «интересными» и «загадочными» нехристианскими учениями. Такие безответственные, излишне «любознательные» люди встречаются среди верующих с самым разным образовательным уровнем, в том числе и среди самых «простых» христиан.
Но вернемся к библейскому утверждению, что душе плохо без знания. Можно задаться вопросом: почему? Ведь мы знаем массу примеров того, что верующие, которых трудно назвать интеллектуалами, были прекрасными молитвенниками, тружениками, людьми, посвятившими всю свою жизнь Христу. Конечно, это так. Но давайте представим себя, что все эти люди были бы хорошо образованными, работали бы на хороших должностях в известных компаниях. Несомненно, их влияние на общество было бы более заметным.

Конечно, есть люди, которые не рождены для умственной и высокоинтеллектуальной деятельности, но и они могут стать хорошими профессионалами, повысить свой уровень, что в хорошем смысле выделяло бы их в рабочей среде. А если человек имеет способности, почему бы не воспользоваться ими во славу Божью? Ведь мы призваны быть светом мира (Мф. 5:14). То есть мы призваны светить всему обществу, а не только социальным низам. Образование открывает нам возможности для этого.

Образование – это большой труд. Но от него большой прибыток, в том, что касается реализации потенциала, заложенного в человеке Творцом. Образование расширяет кругозор, приучает правильно мыслить, тренирует память, делает нас специалистами. Полученные знания обогащают и развивают нас. Даже получая сугубо светское образование, мы изучаем законы, установленные Богом, познаем сотворенный Им мир, учимся быть полезными для людей, сотворенных по Его образу и подобию. Таким образом, мы получаем дополнительные инструменты для служения Богу и сами становимся более эффективными орудиями Господа Иисуса Христа.

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.

Похожие новости