«Надо учить детей быть миссионерами»

Заместитель Председателя РСЕХБ об образовании, реформах, христианском воспитании, проблеме отцов и детей и роли семьи.

– Евгений Юрьевич, сегодня система образования в России стремительно меняется. На смену классическим экзаменам пришло ЕГЭ. Право проведения вступительных экзаменов отстояли лишь некоторые вузы России, коммерциализуется и среднее школьное образование. Как Вы думаете, насколько сильно такие реформы повлияют на воспитание нового поколения и на общество в целом?

– Система образования постоянно меняется, приходят новое время, новое поколение, новые тенденции. Способный учитель всегда пытается найти новые формы, лучшие механизмы донесения информации до студентов. Основываясь на вековом опыте, можно сказать, что в образовании главное не механизм, а сам преподаватель, его сердце и отношение к ученикам. Думаю, что искать причины ухудшения результатов образования надо не в системе сдачи экзаменов, а в системе подготовки самих преподавателей.

Меня больше смущают не конкретные изменения, а, скорее, снижение мотивации тех людей, которые призваны быть преподавателями. В настоящее время людьми движут другие интересы, другие ценности. Это меня пугает больше, чем появившееся новые тенденции в образовании.

– Известно, что с критикой реформ образования выступали очень многие люди, в частности, сами учителя. Говорилось о том, что исчезновение сочинения из экзаменов приводит к тому, что ученики перестают формулировать свои мысли, а система из четырех данных ответов, из которых надо найти один правильный, приводит к тому, что ученики перестают анализировать и это влияет на формирования мышления.

– Да, действительно, повысился объем информации. Соглашусь, что сама ментальность русского человека побуждает его быть аналитиком. Сам русский язык является философско-аналитическим. Мы не можем низвести человека до того, чтобы он угадывал 25% из 100% вариантов. Поэтому нужно работать над тем, чтоб учащийся умел анализировать материал. При этом я не уверен в том, что тестовая система пагубна сама по себе, так как у нее есть свои положительные стороны.

– В этой системе образования, которая меняется сама и влияет на наших детей, насколько важной, по Вашему мнению, становится роль семьи? Ребенок сам вынужден социализироваться, адаптироваться к сложному окружающему миру. Готовы ли современные родители взять на себя ответственность за воспитание детей?

– Прекрасный вопрос! Он актуален. На практике любой учитель воспитывает в прямой и косвенной форме. Сам статус учителя оказывает влияние на взгляды, характер, на мировоззрение учеников. Учитель является не только передатчиком знаний, ведь знания можно получить и через книги, и через интернет, пройдя интерактивные курсы. Но мы не можем переложить ответственность за воспитание детей на школу.

Возложение ответственности за воспитание на школу исходит из ошибочного взгляда, который имел место в советское время. Потому что Бог доверил воспитание детей родителям. Наша жизнь становится сверхскоростной. И родителям всё труднее выкроить время и силы для воспитания своих детей. Большинство российских женщин работает. Им некогда воспитывать детей. Мужчины не считают необходимым серьезно участвовать в этом процессе и даже его курировать. Поэтому воспитанием детей, родители которых слишком заняты, занимаются представители шоубизнеса, создатели компьютерных игр, социальные сети. Именно они являются главными составляющими воспитательного механизма молодого поколения. И нам, как христианам, надо ещё больше провозглашать ценность семьи и подчеркивать роль и задачи родителей.

Недавно я прочитал статью: «Почему среди мормонов очень много лидеров?» Ответ содержался в статье. Оказывается, что в семьях мормонов проводится правильная политика: отцы зарабатывают деньги и являются руководителями семьи, а матери заботятся о доме, детях, а также формируют площадку для того, чтобы дети формировались как достойные люди. Это ответ на простой вопрос. Нам нужно вернуться назад и провозглашать словами и делами библейские ценности семьи.

– На Ваш взгляд, могут ли стать альтернативой государственных общеобразовательных учреждений христианские школы? Нужны ли они вообще? Нужны ли школы, в которых упор делается не на знания, а на воспитание?

– Конечно, христианская школа должна быть и академически сильной, и сильной духовно. Актуальность христианской школы повышается на Западе, и это вполне понятно. Но на первое место выходит домашнее образование. На Западе, в США 30% детей получают домашнее образование. Это образование не хуже, а местами даже лучше.

Может быть, стоит присмотреться к этому опыту? Христианская школа полезна, но в ней есть искушение – забрать воспитательную функцию у родителей и изолировать детей от естественной среды благовестия. Кому благовествовать, если дети из христианских семей? А мы должны быть миссионерами.

Многие мои друзья за рубежом намеренно отказались от христианской школы в пользу светской, чтобы помочь детям преодолеть трудности и искушения современной жизни. Такое образование более актуально и полезно сегодня, оно меньше изолирует человека, так как ученик находится в естественной среде, а не искусственной среде христианской школы.

– В годы советской власти евангельские христиане-баптисты испытывали давление со стороны государства. Им приходилось прилагать много усилий, чтобы помочь своим детям сохранить веру среди атеистического окружения. В наши дни атеистического давления нет. Стало ли легче воспитывать в вере детей в мире религиозной свободы? Какие опасности подстерегают сегодня верующих в Бога и с чем сегодня сталкиваются верующие родители?

– Во-первых, надо поблагодарить Господа за религиозную свободу. Пусть с ограничениями, но она всё-таки присутствует. Несмотря на то, что наше образование перестало быть сугубо коммунистическим, а стало более гуманистическим. Существует несколько опасностей. Дело в том, что Писание и Бог – это чуждые элементы для современного образования, так как в нём на первом месте стоит человек и его эгоцентризм.

Во-вторых, учителя, которые являются авторитетом для ребенка, будут косвенным образом бороться с авторитетом Писания. Некоторое время назад были сделаны попытки пропитать нашу систему образования моноконфессионально-религиозной и идеологической составляющей. И у ребенка из евангельско-баптистской семьи может возникнуть вопрос: «Почему меня воспринимают как второсортного? Чем я отличаюсь от православного или мусульманина? Почему ко мне так относятся?»

И этот ребёнок будет размышлять над сложившейся ситуацией, исходя из своих убеждений, ценностей, которые он получил от своих родителей, вынес из занятий в воскресной школе или в христианском лагере.

В-третьих, снижается качество образования и его глубина. Ребёнка надо воспитывать, побуждать к чему-то большему, более глубокому. А при этом сама школа становятся все более пропитанной духом аморальности. С этим сталкиваются и родители-христиане. Как помочь?

Думаю, что не надо бояться этого влияния. Надо учить наших детей быть миссионерами, достойными, убежденными и последовательными людьми. Пусть остальные люди боятся их взглядов, убеждений, их постоянства. Надо молиться, чтобы Господь дал спасительную веру нашим детям, возрождал сердца к новой жизни. Если мы будем наставлять их в учении Христа, то они смогут быть светом в своей школе, в своем дворе. Готовы ли мы сами к тому информационному мусору, который сваливается на ребёнка? Мы можем запретить телевизор, кино, интернет. Но вряд ли это защитит его от потока информации, который сыпется на него.

Что мы же можем этому противопоставить? Когда я был молодежным лидером в одной церкви Новосибирска, я дал такое задание в подростковой группе: посмотреть до следующей встречи все мультфильмы, которые показывают по телевидению. Когда об этом узнали родители, то у них был шок, а дети, наоборот, были рады. Я помогал подросткам видеть, что кроется за этими мультфильмами. Они послушали несколько записей популярных музыкальных групп, и я помог им вслушиваться в слова песен, чтобы стать рассудительными, и способными влиять на других.

Мы не сможем отгородить их от всего плохого. Даже если мы все уйдем в леса, то мы не сможем защитить их от зла. Но мы можем научить детей рассуждать, видеть шире, понимать глубже, учиться анализировать. Но для этого нужен риск, и важно пройти с ними этот путь. С кем-то можно пойди на религиозное нехристианское действо, с кем-то сходить в театр, а с кем-то посмотреть телепередачу.

Мой дедушка говорил: «Лучше я сам с детьми посмотрю телевизор, чем они побегут смотреть его к соседям». Не надо оставлять детей один на один с проблемой. Важно быть с детьми, вовлекать их в процесс анализа. Хорошо когда дети сами говорят: «Мы не будем смотреть этот мультик, так как он плохой». Они отказываются смотреть мультфильм, не потому что папа сказал, а потому что у них есть критерии, которым они научились вместе с папой и мамой. Я не могу всегда находиться с ними в школе, быть рядом с детьми, когда они общаются с друзьями. Но я могу прочистить им дорогу, подготовить их к пути, быть рядом, и когда дети пойдут сами, то будут готовы принять разумные решения. Призываю проводить время с детьми.

– В одной работе австралийского режиссера Питера Уира, показан консервативный католический колледж, в котором запрещены все развлечения. Двое учеников изобретают радиоприемник, ловят радиопередачи на крыше. Это яркая иллюстрация к тому, что нельзя изолировать ребенка или подростка, ведь он найдет лазейку. Насколько реально помочь ребенку сориентироваться в современном мире, помочь ему найти верную дорогу и обрести веру?

– Запретом ничего не добьешься. Закон ничего не довёл до совершенства. Мы должны действовать по принципу замещения. Необходимо давать альтернативу. Церковь провозглашает Истину, показывает правильный путь, а семья показывает, как эта истина воплощается на их уровне, в их доме, в их личной жизни. Ценно, когда родители показывают детям что такое христианская жизнь, когда дети видят, что родители сталкиваются с искушениями, испытаниями в повседневной жизни и выходят из них победителями. А если они оказываются не на высоте, то снова обращаются ко Христу.

Ребенку хочется пощупать всё своими руками, и подросток желает познавать окружающий его мир. А если мы будем говорить: «Нельзя, нельзя!», то тем самым будем теми, кто обкрадывает их, лишает радости жизни. Но когда мы будем вместе с ними познавать красоту этого мира, то будем выступать для них в качестве благословляющих.

Когда моя мама поняла, что у меня есть потребность гулять с девочками, то она предлагала мне вместе прогуляться вокруг микрорайона. У меня потребность в прогулке удовлетворялась, и я мог с ней пообщаться. Когда отец видел, что у меня очень много искушений, то уделял мне достаточно большое количество времени, которое мы с ним проводили в поездках за город. Мы могли вместе посещать интересные места, и отец показывал мне, что жизнь полна красок, которых больше, чем предлагают мне друзья. Мир греховный ограничен, а мир Божий намного краше и интересней. Задача родителей показать детям как интересен мир, и какие прекрасные ответы дает Бог в Его Слове.

– Готова ли сегодня Церковь к тому, чтобы заинтересовать молодое поколение, питать его, дать жизненные ориентиры?

– Церковь не может быть Церковью, если она этого не делает. Если Церковь думает, что для того, чтобы заинтересовать молодого человека надо идти на поле Голливуда, facebookа, вконтакте и пытаться завоевать молодого человека и девушку теми же методами, то она проиграет, так как там действуют другие законы и огромные ресурсы, которые на несколько порядков больше, чем то, что имеет Церковь. Но у Церкви есть самое высоко конкурентное преимущество – в ней есть живые отношения со Христом, есть спасительное Евангелие. Именно они дадут удовлетворение сердцу, ответы на все сокровенные вопросы. Церковь предлагает настоящую жизнь с Богом. Она может показать, как пойти этим путем. Если в Церкви есть живая жизнь со Христом, то люди будут тянуться к ней, и, уверовав в Спасителя, никуда из неё не уйдут. Ведь Сам Христос – это притягательная сила. Он как магнит притягивал к Себе людей.

Если в Церкви есть только система запретов, набор моральный устоев, то она будет сама себя заедать и вырождаться. Мы обычно считаем, сколько людей мы привлекли в церковь, но никогда не подсчитываем сколько людей оттолкнули. Церкви, которая живет Христом и Его Словом, всегда есть что предложить людям. Люди ищут дружбы, а Спаситель говорит: «Я называю вас друзьями». Люди ищут мира, а Господь говорит: «Мир мой даю Вам». Люди ищут восторга, радости жизни, а Иисус говорит: «Я даю жизнь и жизнь с избытком». Поэтому у Христа есть, что дать этому поколению.

– Как Вы считаете, какую роль в воспитании детей в вашей семье играют традиции?

– Большую. Когда я путешествую, то люди у меня спрашивают: «Какие семейные традиции есть в вашей семье?» В семье, в которой я рос, была такая традиция: когда мы приезжали к дедушке в гости, то всё начиналось с молитвы. У него была традиция: в 6 утра, в 12 часов дня и в 6 вечера молиться. Были и другие традиции. Традиции могут стать только формой, но от них есть польза.

Они создают площадки, на которых мы можем заниматься духовными вещами. Традиции приходят и уходят, меняются, преображаются и не являются средством, дающим духовность. Через них мы можем обретать эту духовность при соприкосновении с Богом и Его Словом, нашей молитвой к Нему. Поэтому, что касается традиций, существует одна площадка для духовности, а другая – для общения друг с другом. Мы крутимся как белка в колесе, нас может охватить суета, но традиции - это остановки, позволяющие делать что-то правильное, важное. Поэтому традиции важны в каждой семье. Традиции помогают детям чему-то научиться. Например, помогают читать Писание. Места Писания, которые дети читали или слышали, могут всплыть и помочь им создать в их семьях традиции читать Писание. Если есть традиция молиться всей семьей, то это также помогает детям. Ведь когда они будут одни или окажутся в сложной ситуации, то смогут обратиться к Богу, Которому они молились с папой и мамой. Традиции служат сути, они важны не сами по себе, но для того, чему они служат.

Когда к нам приходит в гости верующий или неверующий человек, то мы его приветствуем и молимся. Обычно молится ребенок и взрослый. Это добрая традиция. Когда я возвращаюсь из поездки, совершается молитва, а потом начинаются расспросы о поездке, о том, какие я привез подарки и прочее... Это важный элемент - благодарность Богу. Когда мы молимся перед едой, то просим детей, чтобы они помолились за пищу, упоминув что-то, что случилось или происходит в этом дне. В конце дня мы подводим итог. Есть такая традиция: дети благодарят Бога и не забывают сказать: «Спасибо» родителям за конкретные вещи, просят прощение.

У нас есть традиция рассказывать сказки. В них я стараюсь вплетать библейские ценности. Я беседую с детьми по отдельности. Мы проводим семейные богослужения. Под Новый год подводим итоги года, рисуем картинки о том, что было значимо в каждом месяце. Есть такая традиция – я пеку всем торт. Традиции могут быть религиозными, но есть и те, что помогают радоваться жизни. Это благословение для семьи.

– Последний вопрос. Сегодня многие родители сталкиваются с разными проблемами воспитания. Некоторые родители не могут найти взаимопонимания со своими детьми. Вы – пастор, к Вам приходит семейная чета, они говорят, что потеряли контакт со своим подростком. Какой совет и наставление Вы могли бы дать таким родителям?

– Ситуация, когда с подростком нарушен контакт, встречается достаточно часто. Во многом это связано с тем, что мир меняется с огромной скоростью, да и он сам становиться старше. Сам подросток не знает, куда ему идти. Так сильно изменилось общество!

У нас 15 лет назад даже не было сотовых телефонов, а сейчас мы все их имеем. Что можно посоветовать? Первое. Родителям не надо отчаиваться. Бог заинтересован в том, чтобы у нас были добрые отношения с подростком не меньше, а намного больше, чем сами родители. У родителей есть к Кому обратиться и на Кого положиться. Второе. Надо признать, что у них может не хватить сил, чтобы переломить эту ситуацию. Часто родители боятся признаться себе в банкротстве. Но ничего страшного в этом нет. Третье. Можно проанализировать, чтобы понять, где они потеряли контакт. Четвертое. Обратитесь за помощью к молодежному пастору, лидеру. Это важная часть помощи Церкви. Когда есть молодежный пастор, который имеет хорошие отношения с подростком, то он может послужить неким мостиком, «человеком мира», который возьмет на себя роль примирителя.

Подросток имеет свое самосознание, это отдельная личность, его нельзя принудить к чему-либо волевым решением, но можно убедить, построить с ним отношения. Поэтому не стоит принимать решения типа: «Сейчас мы его сломаем через колено». Мы можем добиться результата, но душа и тело его уже не будут с нами.

Я бы посоветовал обратиться к тем семейным парам, у которых есть опыт построения сотрудничества со своими детьми-подростками. Можно спросить у них совета. Желательно, что бы эта семейная пара была из вашей церкви. Можно вместе с ними молиться. Не следует паниковать, впадать в отчаянье, но нужно пробовать создавать площадки, возможности для добрых отношений со своими подростками. Пробуйте быть с ними честными. Скажите прямо: «Мы хотим просто дружить с тобой, помоги нам». Подростки все сканируют. Важно разговаривать с ними как с взрослыми. Поймите, юность проходит быстро и незаметно. И этот период может стать благословением. Работайте основательно, делайте то, что можете и как можете. Когда дети ещё маленькие закладываете библейский фундамент. Станьте им друзьями пока это возможно!

Беседовал Игорь Попов

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.

Похожие новости