Среди евангельских верующих сегодня получает широкое признание мнение, что если церковь более обращена сама к себе, а не к благовестию в этом мире, то она духовно заболеет. Иными словами, приоритетным вектором общества Господнего должен быть внешний вектор, а не внутренний. Нельзя не согласиться с этим утверждением. Любовь к своим границам, стяжание благословений для внутреннего пользования – именно в этом проявляется кризис церкви.
Однако хочется «положить некоторый груз» на обратную чашу весов и попробовать сбалансировать пасторский и миссионерский вектор наших усилий. Иными словами, церкви нужно поддерживать здоровье и быть столь же активной в душепопечительском направлении, как и в направлении благовестия. Говоря о внутреннем и внешнем направлениях жизни церкви, я исхожу из предположения, что это «нужно делать и того не оставлять». Церковь – объект стратегический, и утеря ею всестороннего благополучия является серьезным духовным поражением. Очевидно, если церковь будет иметь недостаток пасторской заботы, то окажется неспособной к работе, направленной на расширение Царства, и ей будет не до миссионерских усилий. Апостол Павел в своих посланиях, особенно пасторских, именно с миссионерских полей, подробнейшим образом описывает дело домостроительства церкви, всегда фокусируя своё внимание на здоровье поместной общины.
Чрезвычайная важность пасторской опеки коренится в склонности любого человеческого сообщества накапливать проблемы. Наше тело смертно, как говорит апостол Павел в Рим.6:12. Потенциально оно готово умереть, даже если мы чувствуем себя хорошо на данный момент. Смерть может заявлять о себе проявлением болезненности и является абсолютным её выражением. Некоторые из болезней коренятся в нашей наследственности, некоторые же приносятся внешними факторами или образом жизни. Поместная церковь, как сообщество верующих, всегда имеет некоторые духовные болезни. Их можно найти в любой общине, даже «молодой» и с развитым миссионерским вектором. Везде, где есть люди, будут проблемы. Недуги общин бывают разными, старыми или новыми, но они будут. Потому дальнейшие рассуждения являются попыткой подчеркнуть важность пасторского попечения и сбалансировать внешнюю и внутреннюю политику церкви.
Каждый служитель или опытный член церкви, на протяжении долгого времени знающий свою общину, может оценить её духовное состояние и представить, как много людей нуждается в решении своих духовных проблем, а также как они способны сотрудничать в этом отношении со своим служителем или служителями.
Я анализировал процессы, проходящие в моей церкви, слышал откровения верующих, беседовал со служителями и членами многих церквей разных деноминаций, церковного возраста и количества членов.
Если изобразить церковь в виде круга, то определенный сектор этого круга можно представить как «здоровую область». Это часть церкви с относительно малыми проблемами и лояльная руководству церкви. Хотя говорят, «не бывает здоровых людей, бывают не до конца обследованные», и потому пастору здесь всё равно есть к чему приложить свои старания. Но за верующих в этой области ему, всё же, спокойнее. Важно искать себе помощников и, молясь и наставляя, содействовать в решении их сложностей. С точки зрения эмоциональной открытости, в этом направлении служителю более комфортно.
Есть верующие «изредка болеющей области». Это часть церкви, испытывающая небольшие сложности в своей духовной жизни, серьезные проблемы у них иногда встречаются, но это все же лояльная руководству и готовая к поиску помощи у пастора часть паствы. Это, возможно, та группа верующих, с которой пастор проводит больше времени и прилагает больше своих попечительских усилий. Здесь служителю тоже комфортно, но труднее.
Есть также «болезненная, но все же лояльная область» общины. Это часть церкви, чаще испытывающая большие сложности в своей духовной жизни, возможно, с серьезными и затянувшимися по своему характеру проблемами, но, тем не менее, лояльная по отношению к своему наставнику. С этой частью паствы служителю на эмоциональном уровне не так приятно находиться. От него требуется много усилий и компетенции, которые, как вы догадываетесь, не всегда бывают в наличии.
Не могу обойти вниманием «нейтральную область», в которой главным элементом выступает не наличие проблематики, а нейтральность по отношению к руководству. Иногда это существенная группа в церкви. Она не занимает ни критикующей, ни полностью принимающей позиции к своим служителям. Эта группа видит и их недостатки, и преимущества и, возможно по причине наличия первых, отношения у пастора с этой группой христиан могут быть просто не выстроены. Пасторы – это люди, на некоторое время заступающие на служение. За время своего служения они могут просто не успеть стать другом для каждого, хотя и ставят перед собой такую задачу.
Есть и «оппозиционная область». В прошлом к служителю возникало или нет предвзятое отношение (заслуженное или не заслуженное). В этой части общины братья и сёстры не желают видеть конкретного служителя среди руководства церкви. К своеобразным проблемам оппозиционности добавляются и те, что встречаются у всех христиан. Эти проблемы могут быть серьёзными или не слишком серьёзными, но они есть. Главное здесь другое – не выстроены отношения со служителями и потому с ними не будут решать их проблемы. И часто сам служитель не горит желанием помочь людям из этой категории.
Предлагаю пастырям и всем их помощникам оценить состояние церкви, объективно нарисовав круг с секторами для обозначенных важных для церкви областей. Доказывать актуальность душепопечительского и наставнического усилия при такой схеме будет не нужно.
Подчас и пастыри, и дьяконы, и члены церкви считают, что в церкви не должно быть проблем. Это звучит красиво, но так ли это? Новозаветные послания не дают повода согласиться с этим суждением. Все они касаются многообразной проблематики, потому что были написаны в ответ на возникающие угрозы. И если дать проблемам расти и, что самое печальное, от недостатка попечения и наставления, то не приведет ли их «критическая масса» к серьезному кризису в церкви? А потому дерзну предположить, что укороченный евангелизационный и миссионерский церковный вектор можно объяснить не только тем, что она сосредоточена на себе, а слабым профилактическим душепопечительством (то, что община сосредоточена на себе, является, прежде всего, следствием слабости наставничества, а затем уже и причиной неразвитого внешнего служения церкви). И, если быть последовательным, то следовало бы, с помощью Божией, заняться ее духовным выздоровлением, и тогда евангелизационный вектор церкви получит свое развитие в процессе укрепления общины.
Главный тезис этого наблюдения сводится к тому, что любая община имеет духовные проблемы, которые пастору-душепопечителю важно решать с помощью Господа и Его Слова. Не так важно, лояльна эта область или оппозиционна, служителю следует трудиться «на опережение», а не на ликвидацию. И часто вместе с носителями проблем.
Итог
Духовный рост и решение проблем не являются спонтанными процессами. Полагать, что это не так, было бы весьма наивным настроем. Если говорить о духовном росте, о нашем освящении, никто из нас не является «готовым продуктом», все мы формируемся. Наш духовный рост на данный момент обусловлен многими факторами, но ясно одно: рост не достиг своего апогея. Повеление «святой да освящается еще» применимо ко всем нам, мы все находимся в процессе, и служители тоже. Пастырям и служителям Слова необходимо давать качественную пищу для духовного роста всего собрания. Сама церковная община не будет прогрессировать без участия Божьих соработников. Пожалуй, стоит назвать это «пасторским долгом». Чтобы давать духовный хлеб, служитель обязан расти сам, «питаемый словами веры и добрым учением» (1Тим.4:6). Уровень своей компетенции и практические навыки заботы о других ты, брат-служитель, должен повышать!
Что касается решения проблем, то им тоже не свойственно решаться автоматически. В конфликтах нужно изъясняться, в грехах – каяться, от заблуждений – отказываться, отношения – налаживать. Бесы сами не выходят. Вера сама не появляется, а не иначе, как «от слышания», а «как слышать без проповедующего?» Если не пойдешь с наставлением к тем, кто томится в своей проблеме, то сама она не решиться.
Об эмоциональном барьере. Бесспорно, проще и приятнее общаться с теми, кто тебя уважает. Соответственно, мало желания и расположения говорить с теми, кто критически к тебе настроен. Подавляющее большинство христиан, как показывает жизнь, чаще руководствуется здесь своими чувствами и идет им вослед. И служитель, бывает, живет за этим «барьером» по отношению к кому-то в церкви. Но если перешагнет его и пойдет в «нелояльные» области церкви, то многое постигнет из воли Божьей, откроет в себе нечто христоподобное и церковь здороветь будет. Быстрых результатов никто гарантировать не может, но под «лежачий камень вода не течет».
О методах. Наша задача не «расширять» лояльную область, подавляя силу оппозиции. Это, как правило, может быть сделано только применением давления. И хотя использование власти правомочно, однако же, в тех случаях, когда речь идет о заблуждениях, ересях и упорстве в грехах, возможно, нужно другое. А именно – идти в «оппозиционную область» не только для того, чтобы выяснять отношения, обсуждать прошлое, но для того, чтобы помогать решать проблемы разного рода, наставлять, учить, убеждать, обличать, открывать, ломать стереотипы, вразумлять. И тогда, достигая самого главного, сила сопротивления будет слабеть сама (Пс.18:8-15) Гарантировать того, что церковь придет в полную гармонию в ближайшее время, никто не может, но у нас мало времени и, боюсь, уже много упущено. Следует сделать максимум миротворческих и наставнических усилий, и к этому можно только добавить: «будем увещевать [друг друга], и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного» (Евр.10:25).
В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.