Когда русский режиссер Андрей Арсеньевич Тарковский взялся снимать фильм «Солярис» по одноименному роману польского писателя-фантаста Станислава Лема, никому и в голову не приходило, что знаменитый уже тогда молодой режиссер не захочет оставаться в рамках жанра научно-фантастического фильма, а снимет религиозную притчу.
Но таковы были условности советского времени, что открыто снимать фильм с религиозными идеями было нельзя. И гениальный русский режиссер решил зашифровать свое послание. А использовал он для этого творчество гениального художника XVII столетия Рембрандта Харменса Ван Рейна.
Почему же именно Рембрандт? Да неверное потому, что не было столь противоречивого, но и столь гениального художника, который воплотил в своих гениальных полотнах библейские истины, который дерзнул даже нарисовать картину, где отстаивал… боговдохновенность Священного Писания.
Рембрандт Харменс Ван Рейн родился 15 июля 1606 года в Лейдене. Его отец был мельником, видимо, достаточно богатым, чтобы дать сыну хорошее образование и устроить его в 1620 году в Лейденский университет. Но Рембрандт проучился недолго — решил стать художником. Три года он работает подмастерьем у одного лейденского художника, а затем полгода учится живописи у Питера Ластмана в Амстердаме. Ластман, искусный мастер, обучавшийся в Италии, познакомил Рембрандта с эффектом светотени, применяющейся для передачи объемности и раскрытия драматизма действия. Этот прием станет главным в творчестве художника.
Последующие годы Рембрандт работает в Лейдене, снискав репутацию мастера библейских и мифологических сцен. В 1631 или в начале 1632 года переезжает в Амстердам, где сразу приобретает известность, написав «Урок анатомии доктора Тюльпа». Он живет у торговца картинами Хендрика ван Эйленбюрха, который покровительствует ему, устраивает заказы на портреты, что создает молодому художнику репутацию модного преуспевающего мастера. В 1634 году Рембрандт удачно женился на племяннице Хендрика Саскии, а к 1639 году вместе с женой приобрел в столице великолепный дом. До начала 1640-х гг. он пользуется большим успехом у заказчиков, это время его личного благополучия. В знаменитом шедевре этого периода - «Автопортрете с Саскией на коленях» (около 1635, Картинная галерея, Дрезден) Рембрандт изобразил себя с молодой женой за праздничным столом. Нежные переливы золотистых тонов, потоки света, пронизывающие картину, передают радостное настроение молодого и преуспевающего художника и его жены, полных надежд и мечтаний.
Но трое его детей умерли в младенчестве, и только сына Титуса, родившегося в 1641 году, не постигла сия участь. Однако в следующем году умерла Саския. Тем не менее, именно в эту пору Рембрандт пишет самую знаменитую свою картину «Ночной дозор» и достигает вершины славы. В «Ночном дозоре» Рембрант по-новому решает традиционный для голландского искусства жанр группового портрета. Картина (1642, Рейкс Мюзеум, Амстердам) представляет собой групповой портрет членов стрелковой гильдии и решена художником как реальная сцена на улице. Рембрандт отказался от принятого в то время статичного расположения всех участников, создав сцену, полную движения. Контрасты света и тени, эмоциональность живописи передают взволнованность события. Картина приобретает исторический характер, повествуя о мужественных людях, готовых с оружием в руках отстоять свободу и национальную независимость своей родины. Заказчики не поняли замысла художника, и, начиная с этой картины, конфликт с господствующей средой будет усиливаться, но он не уменьшит энергии мастера, и Рембрандт по-прежнему будет создавать реалистические полотна, замечательные по силе эмоционального воздействия.
С годами углубляется реалистическое мастерство Рембрандта. Он отказывается от лишних подробностей и декоративных эффектов в пользу большей глубине и эмоциональной напряженности художественного образа. Рембрандт всегда уделял большое внимание офорту и рисунку, и вскоре стал крупнейшим мастером графической техники в Европе. Исполненные им портреты и пейзажи, бытовые и религиозные сцены отличались новизной художественных приемов, глубоким психологизмом образов, богатством светотени, выразительностью и лаконизмом линий. До нас дошло около двух тысяч рисунков Рембрандта. Среди них подготовительные наброски, эскизные рисунки к живописным произведениям, зарисовки сцен повседневной жизни и рождающихся в его воображении замыслов.
В начале 50-х годов художник создает один шедевр за другим. Он уже вышел из моды, но богатые заказчики не переводились. Так что банкротство, постигшее Рембрандта в 1656 году, вероятно, следствие неправильного ведения дел, в результате чего в 1660 году был продан дом. Титус и Хендрикье создают компанию и приглашают Рембрандта работать для них, чтобы их картины не попали в руки кредиторов. Пришлось перебраться на окраину Амстердама.
На фоне подобных человеческих страстей и неустроенности в конце творческого пути Рембрандт пишет грандиозное полотно «Возвращение блудного сына» (около 1668-1669, Эрмитаж). Евангельскую притчу о юноше, который ушел из дома, растратил состояние и жалким, оборванным, униженным вернулся к отцу, художник наполняет глубоко человеческим содержанием. Благородная идея любви к страдающему человеку раскрыта здесь в поразительных по жизненной убедительности образах. Лицо старого полуслепого отца и жест его рук выражают бесконечную доброту, а фигура сына в грязном рубище, прильнувшая к отцу, — искреннее и глубокое раскаяние. Пожалуй, ни одно другое полотно Рембрандта не вызывает столько глубоких и сострадательных чувств. Рембрадт учил своих зрителей любви и прощению. В дальнейшем, в последние годы и месяцы, жизнь Рембрандта протекает внешне спокойно. Пережив Хендрикье и Титуса он умер 4 октября 1669 года.
Как это часто бывает в истории искусства, не смотря на свой гениальный талант, Рембрандт умер в бедности и одиночестве, забытым, никому не нужным мастером. Но чем дальше бежит время, тем ценнее в глазах человечества наследие художника. Можно без преувеличения сказать, что Рембрандт - один из самых величайших художников в истории мирового искусства.
Но вернемся к Андрею Тарковскому. Как же ему удалось использовать картины Рембрандта, чтобы показать взаимоотношения человека и Бога? Русский режиссер взял две картины Рембрандта и через них решил показать духовный генезис главного героя фильма. Этот метод теперь называют методом визуализации, когда, например, известные картины оживают в сюжетном полотне кинофильма. Так сделал и Тарковский.
Фильм заканчивается сценой, когда главный герой Крис Кельвин приходит к дому своего отца и падает перед ним на колени. Руки любящего отца ложатся на плечи сына. Вам ничего не напоминает эта сцена? Конечно же, это известная всем картина «Возвращение блудного сына». Но мало кто знает, что Тарковский использовал другую картину Рембрандта в середине фильма. В сцене невесомости на космической станции главный герой, поднимаясь в воздух со своей женой оборачивается к зрителю, и тут сразу становится ясно, что режиссер использовал другую картину великого художника «Автопортрет с Саскией на коленях». Но только искусствоведы знают, что первоначальное название ее… «Блудный сын в стране далекой». Вот так русский режиссер смог показать духовный путь своего героя от отрицающего бога материалиста до плачущего блудного сына у ног любящего отца.
Таков был и жизненный путь гениального голландского художника. Промотав все состояние, ведя беспорядочную жизнь, он постиг в конце ее всю тщету земных удовольствий. В 1669 году он пишет свой последний автопортрет. Ни на одном автопортрете Рембрандт не предстает столь безропотно покорным судьбе. Пожилой, одетый в простое платье художник, сжав руки, смотрит на нас, не прося ни о чем, не сетуя ни на что. По-видимому, уже не суждено узнать, ускорила ли его конец смерть Титуса в сентябре 1668 года. Во всяком случае, спустя тринадцать месяцев, 4 октября 1669 он умер в своем доме в Розенграхте, а было ему всего 63 года. Через четыре дня его похоронили на амстердамском кладбище в Вестеркерке.
В конце своей жизни Рембрандт осознал, что нет ничего выше любви Бога к своим заблудшим детям, и это он сполна воплотил в своем творчестве. В удивительных картинах из библейского цикла через столетия мы видим любовь и сострадание Божье к своему творению. Его картины до сих пор поражают реалистичностью и талантом. «Снятие с креста» (1634), «Христос в Эммаусе» (1648), «Христос и женщина, уличенная в прелюбодеянии» (1644), «Симеон во храме» (1669) по праву занимают свое место среди самых великих живописных творений.
В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.