Начало мистико-рационалистическому направлению религиозной мысли в середине XVIII века было заложено в учении духоборцев (духоборов). Они отрицали авторитет вселенских соборов, святых отцов, иерархов, вообще всю внешнюю религиозность во имя поклонения в духе и истине. Основной догмат духоборцев состоит в том, что спасение идёт от духа, а не от книги печатной; оно в книге живой, «переходящей от одного поколения к другому, и в живой памяти». Быть письмом Христовым, «узнаваемым и читаемым всеми человеками», считалось неотъемлемой составляющей жизни духоборцев. Единственным источником веры и спасения признавалось живущее в человеке Слово Божие. Божественное происхождение Библии они признавали, но предоставляли всякому брать из нее то, что он считал для себя полезным. Они отрицали клятву, присягу, участие в войне.
Духоборчество возникло в Харьковской губернии в с. Большие Проходы. Имя его основателя осталось неизвестным. Самым большим очагом распространения духоборчества стало село Охочее Змиевского уезда. Из Харьковской губернии это движение проникло в Екатеринославскую. Известно, что организатором духоборцев в селе Никольском Екатеринославской губернии был Силуан Колесников, человек начитанный, знакомый с некоторыми учениями протестантов Западной Европы и с сочинениями мистиков. Организовав общину в 1750 — 1775 годах, он до глубокой старости жил среди духоборцев, будучи их пастырем. Распространяясь по разным уголкам России, духоборчество восприняло много новых элементов.
Духоборцами их впервые назвал в 1785 году екатеринославский архиепископ Амвросий, который хотел выразить ту мысль, что появившееся учение есть противное Святому Духу (по аналогии с названием иконоборцы ). Духоборцы охотно приняли это название, но с иным объяснением: они являются борцами за Святого Духа и борются с врагами спасения лишь духовными средствами, отвергая в деле веры все видимое и внешнее. Распространению духоборчества в России во многом способствовала их тихая, трезвая, праведная жизнь, полная трогательной заботы о нуждах других.
В 1775 — 1785 годах в селе Горелом Тамбовской губернии проповедовал Илларион Побирохин, личность выдающаяся и оригинальная. Среди народа он был известен как большой начетчик, любивший рассуждать о делах веры. Именно он установил основной догмат духоборцев о том, что спасение идет от духа, а не книги отпечатанной; оно в книге живой, «переходящей от одного поколения к другому, и в живой памяти». Он собрал в систему все, что смутно бродило в умах разноверцев разных толков.
В Божество Иисуса Христа «по существу» духоборцы не верили. Он был, по их мнению, лишь одарен божественным разумом. У духоборцев вообще очень развито иносказательное толкование многих истин веры. Божественное происхождение Библии они как будто признавали, но предоставляли всякому брать из нее то, что он считал для себя полезным. Церковь духоборцы считали обществом только духовным: члены ее только те, кто внимает глаголам внутреннего слова. Крещение и причащение объяснялось только духовно. Все дни у духоборцев считались равными, поэтому работа в праздник не воспрещается. Клятву, присягу, участие в войне отрицали.
Около 1790 года Побирохина сменил еще более энергичный проповедник Савелий Капустин. Он организовал общину не только на духовных принципах, но и хозяйственно: установил моления, обряды брака и погребения, устроил общность имущества.
Распространению духоборчества во многом способствовала их трезвая, тихая, праведная жизнь. «Прямодушные, честные, ласковые, с трогательной заботливостью хлопочущие о нуждах других. И какие работники! Рослые, сильные, стройные, красавцы!» Так характеризовал духоборцев однажды председатель Государственной Думы Н.А.Хомяков, живший среди них в 1877 году. За короткое время духоборчество распространилось в Харьковской, Екатеринославской, Тамбовской, Воронежской, Саратовской, Астраханской, Пензенской губерниях, между донским казачеством, в Финляндии, Сибири и других местах. Отношение правительства к духоборцам было в разное время различное. Сначала на них обращали мало внимания, и репрессиям они не подвергались.
Начиная со второй половины XVIII века к ним стали применять суровые меры, как к раскольникам: их били кнутами, подвергали разным истязаниям, целыми семьями ссылали на тяжелые работы, на поселение и на каторгу. Так, в 60-е годы духоборцы из Тамбовской и Воронежской губерний были сосланы в крепость Азов; в 80-е годы 34 духоборца, закованных в цепи, были сосланы на пожизненные тяжелые работы из Перекопского уезда в Екатеринбург. При Александре I отношение к духоборцам изменилось к лучшему: правительство приняло решение переселить их из различных мест в одно. Для поселения духоборцам отвели степные места Мелитопольского уезда на Молочных Водах (на реке Молочной), где они образовали первую духоборческую колонию Богдановку. Всех переселившихся было около четырех тысяч. Им отведено было по 15 десятин земли на душу с освобождением от податей на пять лет и с выдачей из казны по 100 рублей на семью для приобретения хозяйственного инвентаря. Они скоро хорошо устроились.
В 1835 году вышло распоряжение правительства о выселении духоборцев из Таврической губернии в Закавказье в Ахалцыхский уезд, расположенный вдоль турецкой границы. Было образовано 15 деревень переселенцев. В окружении местного нерусского населения духоборцы еще более замкнулись в себе. Из-за непригодности почвы для земледелия, они занялись промыслом, особенно извозом. Жили они тихо, послушно отбывая повинности: в военную пору они оказывали русской армии огромную помощь перевозкой средств. Некоторые духоборцы со временем стали богатыми промышленниками и разъехались по окрестным губерниям; постепенно община распалась, религиозный дух падал и, как следствие, начался разлад.
В 80-х годах XIX века в среде духоборцев появился некто Петр Веригин, снискавший признание большинства. Меньшинство, состоящее из богатых и более развитых, отказалось отдать ему требуемые почести и сдать ему «столицу Сион» с нажитым имуществом. Вмешалась администрация, принявшая сторону состоятельного меньшинства. На подавление мятежных «веригинцев» двинули казаков, многие были избиты и арестованы, а Веригина сослали на дальний север. Среди его сторонников усилился религиозный дух, учение духоборцев возрождалось в прежней чистоте.
В 1893 году они отказались от составления сельскохозяйственных капиталов, а через два года отозвали своих служилых солдат из армии. К ним стали применять крутые меры для усмирения непокорных. Положение стало настолько тяжелым, что они решили переселиться в Канаду. В ходатайстве за них перед правительством принял серьезное участие Л.Н.Толстой. Зафрахтовав английские пароходы, духоборцы партиями по 1000 человек переправились в Канаду. Условия для них оказались подходящими; земледельческий труд был им обеспечен, и они быстро стали на ноги. Туда же вскоре выехал и Петр Веригин.
Алексей Синичкин
В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.