Богоискательство в русском народе: Духоборы
31.03.2014

Богоискательство в русском народе: Духоборы

Известно, что организа­тором духоборцев в селе Никольском Екатеринославской губернии был Силуан Колесников, человек начитанный, знакомый с не­которыми учениями протестантов Западной Европы и с сочине­ниями мистиков.

Начало мистико-рационалистическому направлению религиозной мысли в середине XVIII века было заложено в учении духоборцев (духоборов). Они отрицали авторитет вселенских соборов, святых отцов, иерархов, вообще всю внешнюю религиозность во имя поклонения в духе и истине. Основной догмат духоборцев состоит в том, что спасение идёт от духа, а не от книги печатной; оно в книге живой, «переходящей от одного поколения к другому, и в живой памяти». Быть письмом Христовым, «узнаваемым и читаемым всеми человеками», считалось неотъемлемой составляющей жизни духоборцев. Единственным источником веры и спасения признавалось живущее в человеке Слово Божие. Божественное происхождение Библии они признавали, но предоставляли всякому брать из нее то, что он считал для себя полезным. Они отрицали клятву, присягу, участие в войне.

Духоборчество возникло в Харьковской губернии в с. Боль­шие Проходы. Имя его основателя осталось неизвестным. Самым большим очагом распространения духоборчества стало село Охочее Змиевского уезда. Из Харьковской губернии это дви­жение проникло в Екатеринославскую. Известно, что организа­тором духоборцев в селе Никольском Екатеринославской губернии был Силуан Колесников, человек начитанный, знакомый с не­которыми учениями протестантов Западной Европы и с сочине­ниями мистиков. Организовав общину в 1750 — 1775 годах, он до глубокой старости жил среди духоборцев, будучи их пасты­рем. Распространяясь по разным уголкам России, духоборчест­во восприняло много новых элементов.

Богоискательство в русском народе: ДухоборыДухоборцами их впервые назвал в 1785 году екатеринославский архиепископ Амвросий, который хотел выразить ту мысль, что появившееся учение есть противное Святому Духу (по аналогии с названием иконобор­цы ). Духоборцы охотно приняли это название, но с иным объ­яснением: они являются борцами за Святого Духа и борются с врагами спасения лишь духовными средствами, отвергая в деле веры все видимое и внешнее. Распространению духоборчества в России во многом способствовала их тихая, трезвая, праведная жизнь, полная трогательной заботы о нуждах других.

В 1775 — 1785 годах в селе Горелом Тамбовской губернии про­поведовал Илларион Побирохин, личность выдающаяся и ори­гинальная. Среди народа он был известен как большой начет­чик, любивший рассуждать о делах веры. Именно он установил основной догмат духоборцев о том, что спасение идет от духа, а не книги отпечатанной; оно в книге живой, «переходящей от одного поколения к другому, и в живой памяти». Он со­брал в систему все, что смутно бродило в умах разноверцев раз­ных толков.

В Божество Иисуса Христа «по существу» духобор­цы не верили. Он был, по их мнению, лишь одарен божествен­ным разумом. У духоборцев вообще очень развито иносказа­тельное толкование многих истин веры. Божественное проис­хождение Библии они как будто признавали, но предоставляли всякому брать из нее то, что он считал для себя полезным. Цер­ковь духоборцы считали обществом только духовным: члены ее только те, кто внимает глаголам внутреннего слова. Крещение и причащение объяснялось только духовно. Все дни у духобор­цев считались равными, поэтому работа в праздник не воспре­щается. Клятву, присягу, участие в войне отрицали.

Около 1790 года Побирохина сменил еще более энергичный проповедник Савелий Капустин. Он организовал общину не только на духовных принципах, но и хозяйственно: установил моления, обряды брака и погребения, устроил общность иму­щества.

Распространению духоборчества во многом способствовала их трезвая, тихая, праведная жизнь. «Прямодушные, честные, ласковые, с трогательной заботливостью хлопочущие о нуждах других. И какие работники! Рослые, сильные, стройные, кра­савцы!» Так характеризовал духоборцев однажды председатель Государственной Думы Н.А.Хомяков, живший среди них в 1877 году. За короткое время духоборчество распространилось в Харьковской, Екатеринославской, Тамбовской, Воронежской, Саратовской, Астраханской, Пензенской губерниях, между до­нским казачеством, в Финляндии, Сибири и других местах. Отношение правительства к духоборцам было в разное время различное. Сначала на них обращали мало внимания, и репрес­сиям они не подвергались.

Богоискательство в русском народе: ДухоборыНачиная со второй половины XVIII века к ним стали применять суровые меры, как к раскольникам: их били кнутами, подвергали разным истязаниям, целыми семь­ями ссылали на тяжелые работы, на поселение и на каторгу. Так, в 60-е годы духоборцы из Тамбовской и Воронежской гу­берний были сосланы в крепость Азов; в 80-е годы 34 духобор­ца, закованных в цепи, были сосланы на пожизненные тяжелые работы из Перекопского уезда в Екатеринбург. При Алек­сандре I отношение к духоборцам изменилось к лучшему: пра­вительство приняло решение переселить их из различных мест в одно. Для поселения духоборцам отвели степные места Мели­топольского уезда на Молочных Водах (на реке Молочной), где они образовали первую духоборческую колонию Богдановку. Всех переселившихся было около четырех тысяч. Им отведено было по 15 десятин земли на душу с освобождением от податей на пять лет и с выдачей из казны по 100 рублей на семью для приобретения хозяйственного инвентаря. Они скоро хорошо ус­троились.

В 1835 году вышло распоряжение прави­тельства о выселении духоборцев из Таврической губернии в Закавказье в Ахалцыхский уезд, расположенный вдоль турец­кой границы. Было образовано 15 деревень переселенцев. В ок­ружении местного нерусского населения духоборцы еще более замкнулись в себе. Из-за непригодности почвы для земледелия, они занялись промыслом, особенно извозом. Жили они тихо, послушно отбывая повинности: в военную пору они оказывали русской армии огромную помощь перевозкой средств. Некото­рые духоборцы со временем стали богатыми промышленниками и разъехались по окрестным губерниям; постепенно община распалась, религиозный дух падал и, как следствие, начался разлад.

Богоискательство в русском народе: ДухоборыВ 80-х годах XIX века в среде духоборцев появился некто Петр Веригин, снискавший признание большинства. Меньшинство, состоящее из богатых и более развитых, отказалось отдать ему требуемые почести и сдать ему «столицу Сион» с нажитым имуществом. Вмешалась администрация, принявшая сторону состоятельного меньшинства. На подавление мятежных «веригинцев» двинули казаков, многие были избиты и аресто­ваны, а Веригина сослали на дальний север. Среди его сторон­ников усилился религиозный дух, учение духоборцев возрожда­лось в прежней чистоте.

В 1893 году они отказались от состав­ления сельскохозяйственных капиталов, а через два года ото­звали своих служилых солдат из армии. К ним стали применять крутые меры для усмирения непокорных. Положение стало на­столько тяжелым, что они решили переселиться в Канаду. В ходатайстве за них перед правительством принял серьезное участие Л.Н.Толстой. Зафрахтовав английские пароходы, духо­борцы партиями по 1000 человек переправились в Канаду. Ус­ловия для них оказались подходящими; земледельческий труд был им обеспечен, и они быстро стали на ноги. Туда же вскоре выехал и Петр Веригин.

Алексей Синичкин

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.